Темы для самос тояель ной работы
| Кол-во часов
| План изучаемой темы
| Методичес
кое
обеспечение
| Форма самос
тоя
тель
ной работы
| Ключевые вопросы
| Формирование
умений и навыков (компетенций)
| Форма
отчетнос
ти
|
Системный взгляд на методологию
|
| Основные подходы; методология; терминология и представители; используемый терминологический аппарат.
| Курилов В.В. Теория и методология в науке о литературе / В.В. Курилов. – Ростов/Д.: РГУ, 1985
| Чтение и конспектировнание литературы
| Соотношение методологических школ и направлений
| Соотнесение знаний по истории и литературоведению; систематизация сведений
| Беседа на семинаре
|
Литературоведческая терминология в динамике
|
| Основные термины, предложенные к практическим занятиям; их динамика; изменение содержания понятия за полвека.
| Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Intrada, 2008;
Словарь литературоведческих терминов / под ред. Тимофеева, Тураева
| Чтение, сравнение и конспектирование
| Терминология основных школ. Её динамика.
| Сравнительно-сопоставительная работа с содержанием терминологического аппарата
| Беседа на семинаре, ответ на зачете
|
Классики семиотики
|
| Уровни и смыслы чтения. План означающего и означаемого. Понятие знака. Многоосмысленное толкование
| Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков. – СПб.: СПбГ, 2000
Барт Р. Удовольствие от текста // Р. Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1989.
| Чтение, конспектирование, выделение основных тезисов
| Знак – концепт – денотат; Денотат – сигнификат – экспонент – интерпретант
| Освоение терминологического аппарата, выделение главных тезисов и системы их доказательств в критической литературе
| Беседа на коллоквиуме
|
Теоретико-информационный подход к тексту
|
| Основные труды исследователей, придерживающихся теоретико-информационного подхода; классические тексты как объект интерпретации
| Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса;
Андреев Ю.В.: Поэзия мифа и проза истории. Глава 3. Кто разрушил Илион? - Кучкин В.А. XI век в " Слове о полку Игореве" // Мир истории. - № 4, 2000
| Выделение информационных «блоков», соотнесение литературного текста и исторического знания
| «Илиада» как источник сведений о Троянской войне»; исторические факты в «Слове о полку Игореве»
| Выделение главных тезисов и системы их доказательств в критической литературе; соотнесение знаний по истории и литературоведению; систематизация сведений
| Беседа на семинаре, ответ на зачете
|
Психологические исследования литературы
|
| Теория образа Х.Эренфельса; соотношение мысли и языка, образа и слова; внутренняя форма слова
| Потебня А.А. Мысль и язык // Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия / сост. Н.П. Хрящева. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – С. 56 – 67.
| Чтение, конспектирование, выделение основных тезисов
| Терминология психологической школы литературоведения. Основные идеи Эренфельса, Потебни и др.
| Выделение главных тезисов и системы их доказательств в критической литературе; соотнесение знаний по истории и литературоведению; систематизация сведений
| Беседа на семинаре, ответ на зачете
|
Герменевтический подход
|
| Основные положения и идеи А.В. Михайлова; Возможности трактовок романтических текстов и произведений эпохи бидермайера
| Михайлов А.В. Надо учиться обратному переводу // А.В. Михайлов. Обратный перевод. – М.: Языки русской культуры, 2000.
| Чтение, конспектирование, выделение основных тезисов
| Толкование, интерпретатор, понимание, смысл и значение.
| Выделение главных тезисов; конспектирование; соотнесение знаний по истории и литературоведению
| Коллоквиум
|
Текстология
|
| Основные проблемы текстологии; рукопись и канон; варианты
| Лихачев Д.С. Текстология. – М.: Изд-во АН СССР, 1962, или СПб., 2001; Чудакова М.О. Рукопись и книга. – М.: Просвещение, 1986
| Чтение, пересказ
| канон текста, варианты, объект изучения
| Систематизация знаний; соотнесение знаний по истории и литературоведе нию; систематизация сведений
| Письмен ный блиц-опрос по теме
|
Стиховедение и стиховеды
|
| «Метр и смысл» М.Л. Гаспарова. Основные положения работы.
Методология точного литературоведения: стиховедческий анализ в графиках и цифрах.
| Гаспаров М.Л. Метр и смысл. Об одном механизме культурной памяти. – М., 1999. Чередниченко В.И. «Ворон» Э.По: Мир как вопрос// Э.А.По. Ворон. – М., 2009.
| Конспектирование, выделение общей схемы рассуждений
| текст в таблицах и графиках
| Освоение терминологического аппарата, выделение главных тезисов и системы их доказательств в критической литературе
| Беседа на семинаре, ответ на зачете
|
Понятие художественного мира произведения
|
| Телесность, пространство, цвет, свет, материал как категории художественного мира
| Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. – М., 1995
- Тюкина С.В. О понятии «поэтическая онтология» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002. №6.
| Чтение и конспектировнание литературы
| Онтология как способ анализа текста. Примеры соответствующих разборов.
| Систематизация полученных в ходе изучения курса знаний, практическая самостоятельная работа с материалом
| Написание соответствующего фрагмента диссертации
|
Автор и читатель в художественном тексте
|
| Типы авторского повествования в тексте, творческое перечитвание и его основные виды и принципы.Типы влияния и творческого «перечитывания»
| Принципы интерпретации текста. Понятие автора // Европейская поэтика / под ред. Е.А. Цургановой. – М., 2010.
Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Б.О. Корман Страницы истории русской литературы. – М., 1971.
| Чтение и конспектировнание литературы
| Типы влияния и творческого «перечитывания: Клинамен, Тессера, Кеносис, Ааймонизация, Аскесис, Апофрадес
| Выделение главных тезисов и системы их доказательств в критической литературе; соотнесение знаний по истории и литературоведению; систематизация сведений
| собесдоваие не семинаре
|