Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутрилитературоведческие методики анализа литературного произведения




Мифопоэтика на стадии зарождения: И. Гердер и немецкие романтики. Основополагающие труды Дж. Фрэзера, Э. Тейлора, К.Г. Юнга. Русская школа мифопоэтики: О.М. Фрейденберг, В.Н. Топоров, Е.М. Мелетинский.

Стиховедение. Идеи поэтической гармонии (А.П. Сумароков, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков). Труды М.Л. Гаспарова, А.Н. Колмогорова, Ю.Н. Чумакова, Ю.И. Орлицкого. Проблема соотносимости ритма и смысла. Ритмико-интонационные особенности стиха как предмет самостоятельного изучения.

Лингво-психология и проблемы освоения языка (родного и иностранного). Языковой строй текста как отражение психических и психопатологических процессов. И.М. Румянцева, И.А. Зимняя, Т. Черниговская.

Текстология. Рукописи, варианты, возможные прочтения. Процесс формирования текста в его окончательном варианте (работа писателя над текстом) и определение «канонического» варианта текста как гланые вопросы текстологии. Туды Томашевского Б. «Писатель и книга. Очерк текстологии» (1928), Лихачева Д.С. «Текстология» (1962), Чудаковой М.О. «Рукопись и книга» (1986), У. Эко «Открытое произведение» как основа текстологического комментария.

МОДУЛЬ 4

методология науки о литературе: проблемы формы и коммуникации

 

Онтологический метод анализа литературного текста как рассмотрение художественного мира произведения и писателя в его «бытии». Понятие «художественный мир». Лихачев Д.С. «Внутренний мир литературного произведения» и Лотман Ю.М. «Художественное пространство в прозе Гоголя». Фигуры, формы, запахи, фактури, цвета, конфигурации, уплотнения – деперсонализированное бытиев тексте. Л.В. Карасев и его труды по онтологии. Терминологический набор, определяющий инструмент анализа: онтологический порог, эмблема, исходный смысл, иноформа, метонимические образные ряды, вещество.

Формализм. ОПОЯ́З (1916 – 1925) как исток и место его зарождения, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов, стиховеды (С. И. Бернштейн, О. М. Брик), атакже А. Л. Векслер, Л. Я. Гинзбург, Е. Г. Полонская, А. И. Пиотровский, В. М. Жирмунский, Л. В. Щерба, Б. В. Томашевский и др. Работы Шкловского «Воскрешение слова» (1914) и «Искусство как приём» (1917), в которых выдвигался тезис об искусстве как сумме приёмов художника. Понятие структурной модели литературного произведения: ядро – внутренняя форма – внешняя форма. Диахронное рассмотрение культурных явлений.

Структурализм сложился в 50-е годы из соединения достижений «Парижской семиологической школы» (Р. Барт, Ж. Женнетт, Ц. Тодоров), «Бельгийской школы социологии культуры» (Л. Гольдман), американские структуралисты (Дж. Келлер, Дж. Принс, Р. Скоулз). На рубеже 70 – 80-х годов «выродился либо в нарратологию, либо в постструктурализм. Панязыковая основа структуральных исследований. Идея синхронизма в структурализме, который рассматривает культурные факты во вневременном (Ю. Кристева, Р. Барт) или актуальном срезе (П. Хартманн, Х. Ризер) без учета их развития. Соединение различных планов текста. Терминология, используемая структурализмом: актант, актантовая система, бинаризм, деперсонализация, дискурс, структура.



Компаративистика. Труды А. Веселовского, В. Жирмунского, Н. Конрада, Д. Дюришина, А. Дима, Н.А. Фатеевой. Ю.М. Лотман «К построению теории взаимодействия культур». Проблема бытования текста в иноязычной культуре. Генетические и типологические связи между текстами. Компаративистика как литературная синергетика.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.004 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал