Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система руководства бухгалтерским учетом в РФ




 

В настоящее время Российская система бухгалтерского учета находится в процессе реформирования в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Программа реформирования утверждена Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. №283).

Цель реформирования системы бухгалтерского учета заключается в приведении национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Задачи реформы заключаются в следующем:

- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

- оказать методическую помощь хозяйствующим субъектам в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется органами исполнительной и законодательной власти. Управление бухгалтерским учетом в целом находится в компетенции Правительства Российской Федерации.

Основным руководящим органом является Министерство фи­нансов РФ. Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в финансовой сфере.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются выработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов разрабатывает вопросы методо­логии учета, определяет состав форм и показателей отчетности, разрабатывает и утверждает План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея­тельности предприятий и Инструкцию по его применению, национальные учетные стандарты – Положения по ведению бухгалтер­ского учета (ПБУ), а также дру­гие нормативные акты, которые обязательны к исполнению всеми ор­ганизациями на территории Российской Федерации.



При разработке нормативных актов Минфин России осуществляет тесное взаимодействие с соответствующими ведомствами через Методологический совет по бухгалтерскому учету, созданный при Минфине.

К основным задачам Методологического совета относятся разработка концепций развития бухгалтерского учета и отчетности, проектов отечественных бухгалтерских стандартов (положений) и методических рекомендаций, содействие внедрению указанных нормативных документов в учетную практику, обобщение опыта их применения, разработка рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию, а также по улучшению бухгалтерского образования.

Методологический совет формируется из представителей государственных органов, учебных заведений, коммерческих структур, бухгалтерских общественных организаций (Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России и стран Содружества, Институт профессиональных бухгалтеров).

В регулировании бухгалтерского учета и отчетности в России важная роль отводится Государственной Думе, разрабатывающей и принимающей законодательные акты по бухгалтерскому учету. В составе Государственной Думы в 1994 г. создан Экспертный совет по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике. Основными задачами экспертного совета являются: разработка концепции построения законодательства; подготовка проектов по аудиту, бухгалтерскому учету, статистике и их экономическое обоснование; проведение экспертизы законопроектов, подготовка заключений по ним; содействие в реализации законов Российской Федерации; обобщение опыта применения законов, их соблюдения и подготовка необходимых рекомендаций и предложений.



Организация бухгалтерской работы осуществляется также бухгалтерскими службами отдельных министерств, государственных комитетов и ведомств. Основными функциями этих служб являются следующие:

1. Осуществление методического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью.

2. Разработка отраслевых и ведомственных рекомендаций по бухгалтерскому учету.

3. Разработка ведомственных форм отчетности, формы которых со­гласуются с Минфином РФ.

4. Контроль за работой нижестоящих государственных пред­приятий.

5. Осуществление мероприятий по повышению квалификации бухгалтерских работников и др.

Особое место в регулировании бухгалтерского учета в соот­ветствующих предприятиях и организациях занимает Центральный банк РФ и Федеральная служба страхового надзора. Центральный банк осуществляет регулирование бухгалтерского учета в кредитных организациях, а Федеральная служба страхового надзора – в страховых организациях.

Упрощенно, в схематичном виде систему нормативного регулирования бухгалтерским учетов можно представить следующим образом:

 


Рис.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

 

Система становления рыночных отношений предполагает в том числе и большую свободу и демократизацию общества, что в свою очередь обусловливает необходимость в появлении структур саморегулирования и самоуправления. Этот объективный процесс затрагивает и систему профессионального регулирования бухгалтерского учета.

В настоящее время возросшую потребность в создании методических (практических) рекомендаций, раскрывающих механизм применения правил бухгалтерского учета применительно к условиям конкретного предприятия, должны удовлетворять не государственные органы, а сами бухгалтеры через свои профессиональные объединения – саморегулируемые организации.

Поэтому наряду с государственными органами (Минфин РФ) в Российской Федерации появляются независимые профессиональные организации, имеющие целью активное участие в регулировании профессии, защиту интересов представителей бухгалтерской профессии и т.п. Среди таковых можно перечислить: Российскую коллегию аудиторов; Аудиторскую палату России; Институт Профессиональных Аудиторов; Московскую аудиторскую палату; Гильдию аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров; Аудиторскую ассоциацию "Содружество".

Некоммерческое партнерство "Институт профессиональных бухгалтеров России" (ИПБ России) было создано в апреле 1997 года в целях реализации задач, поставленных Правительством Российской Федерации в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. ИПБ России активно сотрудничает с Министерством финансов РФ. Именно эта организация под руководством Министерства финансов РФ пытается наладить в настоящее время работу экспертов над национальными бухгалтерскими стандартами (ПБУ) в процессе гармонизации отечественного бухгалтерского учета с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), а также решать ряд других важных задач.

На уровне предприятий за организацию бухгалтерского учета ответственность несет руководитель, а практическое руководство осуществляет главный бухгалтер.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал