Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одновременное восприятие альтернативных фигур






Прообразом любого когнитивного процесса является форми­рование целостных фигур, гештальтов. ДКВ, разрушая фигуры, соз­дает основу для формирования новых фигур и их сочетаний. Но если обычное восприятие предполагает в каждый данный момент времени только один вариант фигуративной структуры поля вос­приятия, то, порождая из перцептивного хаоса, каковым является фон, новые фигуры, вполне можно совместить в одном восприятии два и больше вариантов фигур на одном и том же перцептивном материале.

Такое восприятие невозможно в рамках обычных перцептивных механизмов, но возможно при использовании деконцентративных психотехник. Одновременное восприятие двух или нескольких альтернативныхфигур, одновременное восприятие психических организованностей и как фигур, и как фона для Других фигур возможно лишь при особых объемных состояниях, когда мерность пси­хического пространства становится управляемой и формируемой.

Для формирования таких многомерных психических про­странств используются психотехники, предполагающие полное ов­ладение техниками KB и дКВ, а также навыками фиксации и воспро­изведения необычных состояний сознания. Простейшее упражне­ние, с которого начинается работа, поясняет главный принцип и является схемой для последующих изощренных модификаций.

Операторам предлагается произвести одновременную KB на двух одинаковых кубах Неккера, воспринимаемых в разных проек­циях. Оператор совмещает изображения за счет сведения или разведения глазных яблок, сохраняя в едином изображении различие исходных проекций.

Аналогично проводится процедура при разделении концентра­ций на двух компонентах поля зрения - фигуре и фоне - таким об­разом, что один сегмент внимания выделяет в качестве фигуры то, что является фоном для другого сегмента, и наоборот. Внезапное расширение мерности психического пространства, происходящее при правильном выполнении процедуры, приводит к одновременному восприятию всех возможных вариантов фигуры, при этом набор вариантов превращается в некую сверхфигуру, су­ществующую в психическом гиперпространстве.

Но это означает, что дКВ не только распространилась на об­ласть актуально данного, но и включила в себя, актуализировала потенциальные возможности. Все возможные фигуры даны нам как одновременно и актуально реализованные. Это и есть тотальное внимание, которое дает слабое представление о том, как организо­вано объемное мышление и объемное сознание.

После разрушения перцептивного поля мы можем построить новые различные варианты, скажем, перейти от равномерного хао­са-фона к плоскостной или к объемной дКВ. Но в такой же мере возможен и переход к другой форме тотального внимания - одно­временному формированию и объемной, и плоскостной дКВ. В этом случае можно говорить о дКВ второго порядка, мета-дKB, надстро­енной над различиями плоскости и объема и уравнивающей их в своей значимости. На эту мета-дКВ легко проецируются различия плоскостной и объемной дКВ, ведущие к выделению двух видов дКВ второго порядка. Во-первых, это дКВ, в которой уравнены объем и плоскость. Во-вторых, дКВ, в которой объем и плоскость одновре­менно развернуты и сосуществуют.

Естественно возникает вопрос: зачем нужны подобные изо­щрения, каковы перспективы их использования? Линии построения новых психических реальностей, идущие от описанных процедур, зависят от фантазии разработчика и от задач, которые ставятся пе­ред ним заказчиком. Для нашей темы важно, что описанные проце­дуры представляют собой предварительное звено в построении обьемного мышления и, шире, объемного сознания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.