Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деконцентрация движений






Обычно наши движения представляют собой связные целост­ные двигательные паттерны и расчленение их на множество не свя­занных друг с другом элементов ведет к формированию столь же богатого новыми возможностями хаоса, как и перцептивная дКВ.

Движения, производимые человеком, могут стать предметом дКВ трояким образом.

Во-первых, сложноорганизованное во времени движение мо­жет быть расчленено на не связанные между собой элементарные движения. Этот вид дКВ сводится к переносу на пространство дви­жений принципов аудио-дКВ и последующему применению принци­па калейдоскопа (см. разд. 6.2) к последовательности движений. Движения начинают объединяться только тонким срезом времени, в который они попали. Элементарное движение той или иной части тела, которое попало в следующий срез, уже никак не проистекает из предыдущего. Таким образом, дКВ разрушает двигательные сте­реотипы и дает возможность построить новую, развернутую во вре­мени конфигурацию, не прибегая к длительным тренировкам, на­правленным на формирование нового стереотипа.

Во-вторых, дКВ позволяет разделить одновременные, но вы­полняемые разными частями тела движения, разрушая связи между ними. Представление о сложности такого действия можно получить, повторяя вначале сложные движения (например, танцевальные) партнера, а затем, пытаясь воспроизвести движения разных частей тела двух-трех партнеров, выполняющих различные движения. В сложном движении, выполняемом одним человеком, единичные движения увязаны между собой в единый паттерн. Движения, вы­хваченные из различных паттернов, не составляют целостности, и потому попытка их одновременного выполнения лишь дезорганизу­ет движение в целом. Перцептивная дКВ, включающая в себя и партнеров, чьи движения имитируются, разрушает и собственный, и имитируемые паттерны. Новая совокупность движений порождает новый кинестетический фон, который берет на себя функции управляющего фактора.

В-третьих, наконец, дКВ можно произвести по полю возможных движений. Это наиболее сложная форма активной дКВ. Представ­ление о ней можно получить, опираясь на опыт описанной в гл. 5 дКВ, включающей в себя все возможные гештальты одного и того же перцептивного поля, т.е. дКВ, формирующей тотальное внимание. ДКВ по полю возможных движений разрушает не отдельные стерео­типы, а стереотип как таковой, создавая свободное неорганизован­ное пространство движений, в котором можно выстроить любую сложную комбинацию движений, не прибегая к специальному разу­чиванию.

Разрушая привычные связности, дКВ движений порождает возможность формирования совершенно новых паттернов движе­ний, как адекватно отражающих состояние окружающей среды, так и совершенно с ней не связанных. Для того чтобы представить их практическое использование, достаточно напомнить примеры из текстов наставников дзен, приведенные в разд. 2.13.

4.3. Деконцентрация интеллектуальной деятельности

Опыт дКВ по всему объему возможных движений можно пере­нести и на сложно организованную деятельность. Одновременное выполнение нескольких работ связано с тотальной дКВ по всем по­лям восприятия. Внимание может быть одновременно направлено на несколько мыслительных потоков, продуцирование образов, вос­приятие информации по разным каналам и т.д. Но для успешного решения этой задачи мерность психического пространства должна быть увеличена по сравнению с обычной. Так, мыслительные цепоч­ки, идущие в разных направлениях, должны восприниматься как занимающие различные области психического пространства, но это означает переход от одномерного линейного процесса к двумерно­му, трехмерному и т.д.

Построив и стабилизировав подобное пространство, можно инициировать в нем одновременно протекающие, но разнонаправ­ленные процессы. Но тогда и сам результат подобного процесса приобретает качество многомерности, подобно тому, как между дву­мя точками возникает линия, а между тремя - плоскость. Возникают не точечные, а объемные и многомерные смыслы. Между различны­ми мыслительными и имагинитивными цепочками возникают неяв­ные связи, позволяющие получать заранее не предусмотренные новые продукты.

Приемы формирования многомерных интеллектуальных про­цессов во многом схожи с приемами формирования дКВ-движений. Одновременные мыслительные акты, принадлежащие разным мыс­лительным цепочкам, могут быть связаны между собой не последо­вательностью оснований и выводов, а тем временным срезом, в ко­торый они попадают. Если формирование такого многомерного процесса рассматривается как условная учебная задача, мы получа­ем не более чем занимательный интеллектуальный аналог калейдо­скопа. Но если этот процесс применен к реальному объекту, мы мо­жем получить как результат одновременное описание или одновре­менный анализ различных, в том числе и не связанных между собой или взаимоисключающих аспектов объекта. В этом случае мы фак­тически создаем способ описания явления, названного К.Г.Юнгом акаузальной синхронистической зависимостью, т.е. явной взаимо­зависимостью явлений, не связанных между собой никакими при­чинно-следственными отношениями, но объединенных моментом времени, в котором они состоялись. Если такие различные мысли­тельные цепочки нормируются по числу отдельных актов, то отдель­ные временные срезы позволяют выделить взаимосвязь и взаимо­соответствие различных аспектов существования описываемого или анализируемого объекта, выявляемых в ходе исследовательских процедур, базирующихся на обычном каузальном подходе.

Аналогичным образом выстраивается многомерное мышление, направленное не на один объект, а на совокупность различных объ­ектов и явлений, не связанных между собой явным образом. Ре­зультатом становится способ описания и инструмент анализа син­хронизмов.

Иной прием - перенос внимания на фон, объединяющий одно­временные, но принадлежащие различным цепочкам акты. Такой фон концентрирует в себе семантические энергии в противовес синтаксису формальных актов. Фон становится источником движе­ния многомерного мыслительного процесса. В результате мы полу­чаем описанное выше фоновое мышление.

И наконец, одновременный анализ реальных и возможных тра­екторий развития различных ситуаций. Отслеживание всего объема актуализированного и возможного дает хорошую основу для по-1 строения аналитических континуумов, способных заменить заве­домо неполный перечень сценариев возможных событий. В этом случае можно говорить о многомерных интеллектуальных процессах как основе деконцентративной аналитики (см. в разд. 3.9 о фоно­вой аналитике).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.