Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Вопрос №44.






    Основные идеи нравственно-увещательного раздела послания к Ефесянам (4: 1-6: 24). Учение о браке.

    Ответ

     

    Нравственное учение в послании к Ефесянам 5: 3-6: 20 построено Павлом, как наставление чад света. Общая тема этого отрывка поставлена в 5: 8. Даже в стихе 9 лучшее чтение есть «плод света», а не «плод Духа», как у нас. Как «свет в Господе», верующие противополагаются той тьме, которою они были в прошлом. С предостережения против греха, в частности и в особенности, против грехов плоти и против любостяжания и начинается этот отрывок (5: 3-7). Любостяжание оценивается, как идолослужение (стих 5), и сопоставляется с блудом и нечистотою, вероятно, потому, что, как плотские грехи, так и любостяжание, представляют собою забвение Творца ради твари. До 5: 20 включительно, мысль Апостола Павла определяется противоположением света и тьмы (ср. стт. 11 и слл.). Блюдение бодрственного сознания тоже относится к хождению в свете (ср. стт. 14 и слл., в частности, стих 18). Но благодарность Богу (стихи 19-20), получающая выражение в молитвенных песнопениях и направляющая, как и в Кол. 3, поведение верующих, приводит их ко взаимному послушанию друг другу (стт. 21 и слл.).

     

    Не входя в подробное рассмотрение отношений между детьми и родителями (6: 1-4), и рабами и господами (6: 5-9), Апостол Павел сосредоточивает своё внимание на отношениях между супругами (5: 22-33). Недаром, в Православной Церкви отрывок 5: 20-33 есть апостольское чтение в чинопоследовании таинства брака.

     

    Наставление «Чад Света».

     

    Всё нравственное учение послания к Ефессянам 5 и 6 глав построено Святым Апостолом Павлом, как наставление чад света. И тут же, как бы отвечая на вопрос оппонента: «Что значит ходить как чада света?», говорит, что это значит ходить в благостыне, правде и истине. Так естественно ходят те, в ком обитает и действует Святой Дух, а эти и есть чада света, рожденные от Бога, Который есть Свет.

     

    И далее, предлагает испытывать, что благоугодно Богу, т.е. как бы говорит, что если кто ходит днем и свет светит ему, даже среди самого густого леса, все равно видит куда идет, потому что свет освещает ему путь. А тот, кто ночью пойдет и через поле по ровной дороге может легко упасть и разбиться. Ибо бесплодны дела тьмы и греха, и не что иное приносят как только смерть и стыд. Не должен принимать участие в таких делах, но, напротив, обличать, т.е. наставлять тех, кто так поступает.

     

    Помышления людей. Все помышления людей скрыты в сердце человека, не видимы окружающим людям, но когда явится Солнце правды Христос, то Своим явлением осветит и тайные помышления людей. По этому Апостол пишет, что «все обнаруживаемое делается явным от света». Как рана, когда закрыта, не поддается лечению, так и грех. Когда будет обнаружен и видим, только тогда возможно и врачевство его.

    Ибо, когда подвергшись обличению, принесет человек покаяние и получит прощение, не удалиться ли от него тьма? А тайное потому и скрывается, что оно достойно тьмы; но это то и нужно выводить наружу и обличать.

     

    Время.

     

    Уча, далее, тому, что эта временная жизнь дана нам для приготовления к вечности, призывает христиан не тратить попусту драгоценное время, потому что дни лукавы.

     

    Тайна христианского брака (5: 22-23).

     

    Здесь Апостол излагает учение о высоте христианского брака (5: 22-23).

     

    Апостол указывает на Божественное установление брака: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Бытие 2: 24). Глубина единства обеих супругов простирается до того, что они утрачивают ограниченные индивидуальные качества и становятся каждый обладателем обоюдной полноты, – они вдвоем составляют одно тело.

     

    Он представляет супружеский союз как образ таинственного союза Господа Иисуса Христа с Церковью. Эти стихи составляют содержание апостольского чтения при совершении таинства брака.

     

    Брак также есть таинство, тайна, прообразом которой служит тайна союза Христа и Церкви: «Тайна сия велика; Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (5: 32). Ведь каждый член брачного союза до брака уже является членом тела Христова, т.е. Церкви. Конечно, и супруги, как одно новое существо, «едина плоть», прилепляются Христу. Брак как таинство заключается в том, что благодать Христова, которая соединила человека со Христом в крещении, теперь соединяет, благословляет и освящает супругов во образ союза Христа и Церкви.

     

    Имея в виду это высокое значение христианского брака, Апостол определяет обязанности супругов. Для реальной практической жизни супругов Апостол заповедует женам – послушание, а мужьям – любовь (5: 22-28). Это и понятно: ведь если супружество есть образ союза Христа и Церкви, то и отношение жены к мужу должно быть подобно отношению Церкви ко Христу. Церковь находится в послушании Богу, а Бог доказал Свою любовь к Церкви тем, что отдал Сына Своего Единородного, Который «предал Себя на нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова» (5: 25-26), т.е. крещением.

     

    Взаимные обязанности детей и родителей (6: 1-4).

    Апостол указывает на обязанность детей слушаться родителей, так как это долг справедливости и одна из первых заповедей Божиих. «Дети, повинитесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (6: 1).

    Обязанность родителей – терпеливо воспитывать детей: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (6: 4).

    Главный предмет воспитания детей родителями – учение христианской веры в жизни, а также нравственное воспитание с учетом психики детей.

    Рабам.

     

    Далее Апостол внушает рабам повиноваться господам своим, а тем завещает справедливое и снисходительное отношение к своим рабам. Политического или социального вопроса о законности рабства св. апостол здесь совсем не касается.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.