Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура как социальный феномен.




В науке, да и в повседневной жизни, тяжело найти понятия, которое бы использовалось чаще и имело бы больше значений, чем понятие культура. Поэтому очень сложно дать единое определение, в котором были бы учтены все оттенки и значения этого слова. Термин «культура» имеет латинское происхождение (cultura – уход, обработка) и первоначально означало обработку земли, выращивание урожаев. На сегодняшний день существует множество определений понятия «культура», часто это понятие употребляется как синоним цивилизации, общества, например, «культура майя» или «трипольская культура». Но в любом случае культура всегда понимается как творческие достояния людей, отделенные от того, что дает нам природа. Поэтому культура не наследуется генетическим путем, она непосредственно связана с обществом. Между культурой и обществом существует очень тесная связь, но необходимо понимать, что:

ñкультура имеет отношение к стилю жизни членов данного общества – их привычкам, традициям, манере поведения, материальным ценностям, которые они вырабатывают.

ñобщество же, в первую очередь, обращает внимание на систему взаимоотношений, которые объединяют людей одной культуры.

Ни одна культура не может существовать без общества, но также ни одно общество не может существовать без культуры.

Под культурой мы будем понимать явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Культура олицетворяет в себе все, что мы думаем, как поступаем и чем владеем.

С точки зрения социологии, культураэто ценности, нормы, традиции, убеждения, модели поведения и материальные предметы, которые вместе формируют образ жизни людей, объединяя их в единую целостность – общество.

Чтобы понять содержание культуры, необходимо помнить, что культура всегда существует в двух формах.
Материальная культураэто материальные ценности, созданные людьми: техника, сооружения, одежда, предметы быта и т.п..
Нематериальная или духовная культураэто идеальные (т.е. нематериальные) формы общественной жизни, идеи, которые создают люди: язык, религия, идеология, моральные и правовые нормы, фольклор и народные традиции, наука, искусство и т.п.

Культуру изучают разные науки - философия, культурология, история, антропология и прочие. Однако в социологии существует свой аспект изучения культуры; она, прежде всего, исследует роль культуры, ее функции в формировании и развитии социальных систем, то, как те или иные элементы культуры влияют на жизнедеятельность социальных общностей. К социальным функциям культуры относят:
1.Функцию адаптации. Культура обеспечивает приспособление общества и отдельного индивида к среде - природной, исторической, психологической.
2. Функцию идентификации. Опираясь на созданные культурой идеи и представление об окружающей реальности, индивид создает собственный «Я-образ», который получил название идентичности. Формированию идентичности способствует отождествление себя с определенными социальными общностями, которое возникает на основе общей культуры.
3. Функцию социализации. Усваивая культурные образцы и навыки, биологический индивид становится личностью, способной думать, говорить, целенаправленно действовать и взаимодействовать с социальным окружением. Поэтому, рассматривая процесс формирования личности, социологи понимают его как процесс формирования носителя, преемника и продолжателя культуры.
4. Функцию интеграции. Единые ценности, нормы, традиции и стандарты поведения объединяют огромное количество людей в общество. Т.е. культура - это цемент, который объединяет людей и делает возможными постоянные, надежные, возобновляющиеся отношения.
5. Мировоззренческую функция. Культура объясняет окружающий мир и помогает найти смысл человеческого существования.
6. Регулятивную функция. Культура - это нормативная система, правила, которые считаются разумными и правильными в данном обществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает и ориентирует поведение людей, благодаря культуре люди имеют возможность оценить пользу или вред, добро или зло.
7. Функцию социального контроля. Культура накладывает ограничения, контролирует поведение людей, которые должны вести себя так, как считается принятым и приемлемым в данной культуре. Она способна наказывать, поощрять, сдерживать поведение людей.
8. Функцию социальных изменений. Изобретения и инновации в культурной сфере (например, научные открытия, новые религиозные культы или политические идеологии) могут выступать мощным фактором социальных изменений в обществе в целом.



Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.



9.Понятие социальной группы. Виды социальных групп

Общество — совокупность самых разных групп. Социальная группа — фундамент человеческого общества, и само общество — тоже социальная группа, только самая большая. Численность социальных групп на Земле превышает численность индивидов, т.к. один человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, имеющих общий социальный признак.

Социальная группа — своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Не только общество в целом, но и отдельный человек живет по законам социальной группы. Многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, закладывается основа социальной жизни.

Человек нуждается в группе и зависит от нее: люди выживают только сообща. Уже в первобытном обществе люди жили социальными группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20—30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать по различным основаниям.

Социальные группы делят на:

1. номинальные и реальные;

2. большие и малые;

3. формальные и неформальные;

4. первичные и вторичные.

Номинальная группа — искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой: избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и пр. Номинальные группы выделяются для решения как научных, так и практических задач. Большие номинальные группы, выделенные по социально значимым признакам (пол, возраст, профессия и т.д.), называются социальными категориями. Их выделяют для целей статистического учета населения и решения крупных социально-экономических проблем.

Реальная группа — реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами и которая взаимодействует с другими группами. Семья, класс, спортивная команда, партия, нация — все это реальные группы. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.

Промежуточное положение между номинальными и реальными группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры поезда — это группы-агрегаты. Для таких групп характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействий. Особое место занимают такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Аудитория — это совокупность людей, объединенная взаимодействием (как правило, односторонним) с источником информации: лектор — студенты, телеканал — зрители. Толпа — совокупность людей, объединенных в пространственно-временных границах некоторым общим интересом.

В зависимости от размеров выделяют большие и малые социальные группы.

Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность.

Малой группой называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.

10.Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю) , одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли.

Стратификация — это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия) , вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса) . Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления. В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам. Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные — профаны (все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники) . Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться. По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс — встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д. Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны — многослойны, многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порою существование множества стратификационных моделей) . Степень свободы социальных перемещений (мобильность) из одного социального слоя в другой определяет то, каким является общество — закрытым или открытым

 

 

.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал