Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нравственные отношения






В результате общения между людьми складываются нравственные отношения о которых мы и поговорим.

Отношения к другим людям и самому себе.Наверно, каждый замечал, что одни люди вызывают у нас симпатию, другие – антипатию. Некоторые относятся ко всем людям доброжелательно, другие же – настороженно, третьи охотно общаются лишь с теми людьми, которые им «выгодны», четвертые пытаются навязать свои взгляды окружающим.

Отношение человека к другим людям характеризуется такими качествами, как благородство, великодушие, доверие, сочувствие, терпимость, требовательность, чуткость или же, наоборот, низость, черствость, подозрительность, нетерпимость, попустительство и т.д.

О благородстве мы говорим в том случае, когда отношение человека к людям направляется возвышенными мотивами. Благородство человека связано с самоотверженностью, мужеством, верностью высоким идеалам. Противоположность благородству – это низость, зависть и т.д.

Великодушным называют такого человека, который способен снисходительно относиться к незначительным проступкам и упущениям других людей. Великодушный человек придает особое значение человеческому достоинству людей, с которыми он общается.

Требовательность человека по отношению к другим людям и к самому себе нравственно оправдана, в том случае, если она диктуется справедливостью и чувством долга. В противоположном случае она может переродиться в придирчивость.

Чуткость – это такое отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их заботам и интересам, мыслям и чувствам. Чутким называют такого человека, который тактичен в отношении к другим людям, способен к сопереживанию, не допускает грубости и высокомерия.

Высокое нравственное значение имеет дружба, которая направляется уважением к другому человеку бескорыстием и самоотверженностью, а также общностью интересов и взаимной привязанностью людей.

Все богатство нравственных отношений вбирает в себя любовь. Человек, по-настоящему любящий людей, живет духовно богатой, вдохновенной жизнью. Стремление вызвать ответную любовь пробуждает в нем самоотверженность великодушие, преданность, мужество и многие лучшие человеческие качества, обостряет чувство ответственности за свои действия, за благополучие и честь любимого. Такая рожденная внутренней потребностью ответственность незаметно удерживает нас от многих эгоистических поступков, помогает отказаться при необходимости от ряда удовольствий и удобств, стать более целеустремленным.

Подлинная любовь всегда действенна. Она заставляет любящих взыскательно смотреть на себя глазами другого человека, побуждает «пересмотреть» себя и рождает большое желание совершенствоваться: стать умнее, красивее, сильнее, добрее, выдержаннее, культурнее. И в этой активизации душевной деятельности состоит ее большая нравственная ценность. Большая любовь преображает человека, делает его чище, лучше, мудрее, сильнее. Она может перевернуть всю его жизнь. Ф.М. Достоевский, отмечая это, писал: «Любовь столь всесильна, что перерождает нас и самих».



 

Отношения человека к самому себе могут выражаться в таких его качествах, как скромность, достоинство, либо, наоборот, тщеславие, самолюбие, и другие. Достоинством называют такое нравственное отношение человека к самому себе, которое исходит из признания ценности каждого человека как нравственной личности. Человек не позволяет себе того, что было бы ниже его достоинства. Подлинное человеческое достоинство не зависит от общественного положения или характера деятельности. Оно связано с уважением человека к самому себе как личности и определяется способностью следовать на деле требованиям нравственности.

С человеческим достоинством тесно связано понятие о чести. Правда, между ними есть и различие. Представление о достоинстве личности основывается на признании равенства всех людей в моральном отношении. Понятие о чести, наоборот, связано с неодинаковой оценкой людей в зависимости от их репутации или сложившегося в общественном мнении представления о нравственном облике того или иного человека. Честь человека требует от него оправдывать положительную репутацию, иначе ему угрожает бесчестие. Человек, оценивая себя, может как завышать, так и занижать оценку, тем самым формируя у себя либо самомнение, либо комплекс неполноценности. Лишь адекватная, т.е. соответствующая действительности, оценка способствует развитию положительных индивидуальных качеств, в целом саморазвитию и самосовершенствованию человека.



Древнегреческий философ Платон рассказал такой миф: души людей после смерти получают новое воплощения в соответствии с теми качествами, которые они обнаруживали при жизни. Те, кто был склонен к чревоугодию, беспутству и пьянству, превращаются в ослов и свиней. Те, кто предпочитал несправедливость, властолюбие и хищничество, превращается в волков, ястребов и коршунов. А каков же будет удел людей моральных – рассудительных и справедливых? Они, вероятнее всего, вновь станут людьми. В любом случае, они окажутся в мирной и общительной среде.

Отношение к Родине.Особое место в системе отношений занимает отношение человека, людей к Родине. Чаще всего эти отношения базируются на принципах патриотизмаи космополитизма.

Патриотизм –это любовь к Родине. С чувством патриотизма можно относиться как к "большой родине" – своему государству, народу, так и к "малой родине" – к тем местам, где ты родился и вырос. В чем же проявляется патриотизм? В громких словах и пылких заверениях в любви к Отечеству? Или в конкретных делах на благо Родины?

Патриотизм предполагает прежде всего заботу о благе своей Родины. Люди, равнодушные к судьбам Отечества, готовые в любой момент сменить его на другие края, никак не могут считаться патриотами.

С заботой связана ответственность.Конечно, большинство рядовых граждан вряд ли могут в полной мере отвечать за те события, которые происходят в государстве. Прямую ответственность здесь несут органы власти, но ведь они у нас выборные, и каждый гражданин самостоятельно делает свой выбор. Забота о благе Родины, и ответственность за него предполагают труд, старание и усердие не только ради собственного благополучия, но и ради процветания своей страны. Патриотизм предполагает также знание своей Родины и уважение к ней. ЗнаниеРодины – это знание ее истории и культуры, ее языка, специфических особенностей жизни. Уважениек Родине – это понимание ее такой, какой она есть, и стремление помочь ей стать лучше. Говорят: «Родину не выбирают». Да, мы живем в определенных условиях, характеризующих страну, в которой мы родились, и от всех нас, граждан Республики Беларусь зависит наше общее будущее. Наша судьба, судьба нашей Родины – в наших руках.

Космополитизм – это осознание себя «гражданином мира», а не конкретной страны. Он означает, как правило, равнодушие к своему Отечеству. Человек, отрывающийся от своих корней, покидающий по собственной воле Родину, неизбежно становится чужаком, посторонним и для той страны, куда он уехал. Даже достигнув успеха на этой чужой земле, он часто чувствует себя бездомным бродягой.

Нередко встречается также национализм, или национальный эгоизм. Это – такая любовь к Родине, которая противопоставляет ее всем другим странам и народам. Националист – это, как правило, человек, стремящейся самоутвердиться за счет своей принадлежности к определенному народу или стране. И здесь не надо быть ни умным, ни трудолюбивым, ни добрым. Достаточно просто родиться в Беларуси или быть американцем, чтобы чувствовать свое изначальное превосходство над другими. Национализм ведет в тупик, он ничего не рождает, кроме раздора.

Гуманизация общественных отношений.Мы уже отмечали, чтов процессе нравственной деятельности между людьми складываются разнообразные отношения, в том числе – взаимопомощи или конкуренции, доверия или вражды, дружбы или ненависти.Важным условием гуманизации общественных отношений была и остается мораль.

Задача морали состоит в том, чтобы вооружить людей знанием и пониманием идеалов гуманности (человеколюбия), определяющих нормы нравственности.

Быть гуманным в реальном поведении нелегко. Для этого необходим не только позитивный взгляд на мир, но и устойчивые нравственные привычки, умение владеть собой, регулировать свои поступки. Не всем даны от природы такие качества, как доброта, милосердие, вежливость, порядочность. Нас многое выводит из терпения, и тогда мы порой "срываемся", бываем резкими, язвительными, беспощадными, говорим грубости, о которых потом сожалеем. Практический гуманизм – не просто качество личности, а прежде всего важная цель, к которой надо идти всем нам и движение к которой принесет и самому себе, и людям, и обществу в целом реальные достижения.

Назначение морали состоит в установлении между людьми отношений согласия, в устранении или предотвращении их вражды и непонимания, в утверждении гармонии человеческих отношений. Все это – условия подлинного гуманизма, выражающего право людей на достойную и счастливую жизнь.

Гуманистическое обновление мира на нравственных началах выступает в качестве цели, но уже само движение к ней служит источником всех других действительно человеческих целей.

Некоторые выводы:

1. Нравственную личность в отношениях к другим людям характеризуют такие качества как благородство, великодушие, доверие, сочувствие, терпимость, требовательность, чуткость.

2. Нравственно зрелую личность отличает достоинство и вместе с тем скромность, объективная самооценка.

3. Патриотизм характеризуется как отношение человека к Родине, включает не только любовь к ней, но и знание и уважение ее истории и культуры, заботу о ней и ответственность за ее будущее.

4. Подлинной целью общественного развития является гуманистическое обновление мира на нравственных началах.

Вопросы и задания:

1. Какие нравственные качества характеризуют отношение человека к другим людям?

2. В чем сходство и различие человеческого достоинства и чести? Подтвердите свои размышления примерами.

3. В чем, на ваш взгляд, заключается патриотизм?

4. На основе исторических материалов и литературных произведений подготовьте сообщение о патриотизме белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

5. Какова ваша нравственная оценка национализма? Обоснуйте свою точку зрения.

6. Как вы понимаете слова Эпикура: «Из всего, что дает мудрость для счастья всей жизни, величайшее – это обретение дружбы»? Какие нравственные качества личности способствуют установлению дружеских отношений?

7. Противоречивость морального сознания была подмечена еще древнекитайскими мыслителями. Так, Лао-цзы утверждал: «Добрый человек – учитель недоброго человека», «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем притаилось несчастье». Объясните, как вы понимаете эти высказывания.



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал