Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нравственные ценности






Каждый из нас оценивает поступки людей и свои собственные, а также события и явления жизни в настоящем и прошлом. Но то, что важно и значимо для одних людей, других оставляет равнодушными, не воспринимается как ценность. Что же такое нравственные ценности?

Виды нравственных ценностей.Понятие «ценность» выражает значимость, которую предмет или явление имеет для нас. При этом одни и те же предметы и явления могут для разных людей и в разные эпохи иметь разную ценность. По-настоящему ценными делает их наше заинтересованное к ним отношение.

Известная притча рассказывает, как на большой стройке работников, перевозивших в тачках тяжелые камни, спросили, чем они заняты. Один в раздражении бросил: «Не видишь, я таскаю камни!» Другой сказал: «Я зарабатываю на пропитание своей семьи». А третий воскликнул: «Я строю храм!».

Ценности различаются по «знаку» на положительные и отрицательные, или антиценности: наслаждение – страдание, польза – вред, власть – безвластие, свобода – зависимость, слава – позор, красота – безобразие, безопасность – опасность, истина – ложь, добро – зло, счастье – несчастье.

Одни ценности принято относить к практическим (карьера, материальные блага, научно-технический прогресс и т.д.), другие – к духовным(музыка, живопись, общение, творчество). Ценности также принято разделять на высокие и низменные. Конечно, деление это отчасти условно. Оно зависит от конкретных исторических условий и отчасти субъективно, так как каждый человек на основе собственных предпочтений и интересов может объявлять одни ценности высшими, а другие принижать или даже отрицать. Существуют, однако, всеобъемлющие идеи, аккумулирующие суть морали и составляющие основу «правильной жизни»: добро, смысл жизни, свобода, счастье. Эти идеи выражают высшие нравственные ценности. От их правильного понимания зависит наша нравственность: наши поступки, взгляды, оценки, наша стратегия и тактика «правильной жизни».

Смысл жизни.С незапамятных времен перед людьми вставали вопросы: зачем я, зачем мы? Для чего я живу, чего хочу от жизни? Человек искал, выбирал, а различные этические учения предлагали определенные концепции смысла жизни. Можно выделить три основных подхода к вопросу о смысле жизни:

- пессимистический, при котором жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней с закономерным итогом смертью;

- скептическийвыражающий сомнение в осмысленности и значимости жизни людей;

- оптимистический связанный с признанием смысла человеческой жизни и возможности его реализации.

Размышляя о смысле жизни, мы сталкиваемся с противоречием – для чего жизнь, если в конце её (рано или поздно) нас ждет смерть? Поэтому во все времена многие люди желали для себя бессмертия, считали себя достойными его, искали возможности для его достижения. Однако если допустить возможность обретения бессмертия, появится ли смысл в этой вечной жизни? Если любые возможности могут быть реализованы когда-нибудь в неопределенном будущем, то зачем прилагать усилия в реальных условиях сегодняшней жизни? Бессмертная жизнь не имеет ни цели, ни смысла. Именно смертность человека и перспектива окончания жизни заставляют каждого из нас стремиться сделать свою жизнь осмысленной, сделать все возможное и оставить после себя добрый след, хорошую память. Стремление к смыслу жизни само по себе имеет высокую ценность. Когда в деятельности человека есть смысл, он обычно не задумывается над ним а просто живет, трудится, делает то, что считает нужным и важным.



Смысл жизни связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Однако бывают ситуации, когда человек утрачивает прежние ценности и связанное с ними ясное понимание цели. Это случается в условиях крутого и неблагоприятного изменения судьбы, утраты близких, во время ожесточенных военных действий и т.д. В таких ситуациях человек бывает подорван физически и морально, и только поиск и нахождение нового смысла помогает ему выжить. В рассказе М.Шолохова «Судьба человека» описан именно такой случай, когда во время войны у солдата погибает семья, он попадает в плен, и после окончания войны чувствует себя потерянным и ненужным. И лишь встреча с мальчишкой-сиротой пробуждает его к жизни, помогает найти новый смысл. У философа Ф.Ницше есть такое высказывание: «У кого есть «зачем» жить, тот может выдержать почти любое «как»». Смысл как раз и дает ответ на вопрос «зачем», он ставит ту драгоценную цель, ради которой стоит бороться.



Смысл нельзя дать человеку готовым, его нужно найти самому, его надо утвердить и доказать делами, если хочешь, чтобы он действительно был. Осмысленной жизнью мы утверждаем самих себя как людей.

Свобода.Человек – существо, со всех сторон скованное множеством ограничений, зависимостей. Мы материальны и телесны, значит, подчинены физическим законам, а также законам физиологии. Как личности, принадлежащие конкретному обществу, мы подвластны его социальным и юридическим законам, нормам и правилам, стереотипам поведения. Экономическая необходимость заставляет нас решать множество проблем жизнеобеспечения. Так есть ли в этом сотканном из необходимостей мире свобода? Что она представляет собой?

Известны две различные трактовки свободы. Первая: свобода есть познанная необходимость. Поскольку человек движется в русле могучего течения космического масштаба, он может только подчиняться ему. Осознай внешнюю для тебя необходимость как единственно возможную, прими ее как свой внутренний зов, и ты обретешь свободу. Подчинись необходимости, как падающий камень подчиняется силе тяготения. Вторая: суть свободы состоит в возможности выбора.Если мы ничего не выбираем по собственной воле, мы не свободны. Почти всегда в жизни есть целый ряд альтернатив, и человек волен предпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку.

Между этими двумя трактовками свободы в действительности нет противоречия. Ведь наш выбор будет правильным, результативным только в том случае, если он соответствует законам природы и общества (природной и социальной необходимости). Эти законы, переплетаясь, делают возможным разный ход событий, и мы выбираем ту из имеющихся возможностей, которая нам больше подходит.

Бывает, что человек не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он может или хочет отказаться от решения, устраниться, оставив серьезную работу над возникшей проблемой другим людям. Однако даже отказ от выбора тоже есть определенный выбор. Ничего не сделать – тоже поступок. Не случайно законом предусмотрено наказание за «неоказание помощи». Не оказать помощь, промолчать, закрыть глаза – тоже свободное решение. Если ты не выбрал правильную линию действий – значит, кто-то выбрал за тебя и ход событий может оказаться неблагоприятным.

Вопрос о свободе выбора неминуемо подводит нас к вопросу об ответственности за все, что мы делаем (или не делаем, хотя могли и должны были делать). Ответственность – оборотная сторона свободы;они неразрывно связаны между собой. Тот, кто делает свой выбор, т.е. действует свободно, полностью отвечает за содеянное. Чем больше свободы у человека, тем больше ответственности лежит на нем. Наоборот, отсутствие свободы снижает и ответственность человека.

Вести себя ответственно – значит быть способным активно действовать, и вместе с тем понимать и осознавать, как отзовутся твои действия на тебе и на других, какими будут их последствия.

Нести ответственность – значит принять на себя не только планирование и выполнение, но и все последствия совершаемых поступков. В свою очередь, безответственностьозначает стремление свалить выполнение намеченного, а также последствия своих действий на других, заставить их расплачиваться за собственную трусость, неразумность или безудержное удальство.

Счастье.О счастье думают в юности и в старости, его желают добиться в зрелые годы, оно выступает явной или скрытой целью многих человеческих стремлений, является важнейшим мотивом деятельности.

Но что такое счастье? Все хотят его иметь, но каждый понимает счастье по-своему. Исследователи отмечали, что только в Древнем Риме, существовало около 300 различных представлений об «истинном счастье». Вы можете спросить: если так много мнений, то стоит ли вообще говорить об этой нравственной категории? Стоит, потому что очень важно разобраться в том, что в человеческом счастье зависит от объективных условий и что – от самого человека, его субъективных особенностей.

Одним из условий счастья и вообще исходной предпосылкой человеческого существования является удовлетворение материальных потребностей.Стремление к материальному благополучию и жизненному комфорту – норма человеческого существования. Но благополучие – это простое обладание благами, оно никак не может отождествляться со счастьем. Вспомните старуху из сказки А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке», которая стремилась «урвать» как можно больше материальных благ. Но была ли она счастлива? Писатель Ч.Айтматов справедливо заметил, что все, что мы получаем, – это условие жизни, и только то, что мы отдаем – сама жизнь. Значит, благополучие может служить предпосылкой, но не самим счастьем. Известно, что «богатые тоже плачут».

Второе важнейшее условие, позволяющее человеку ощущать себя счастливым – это удовлетворение духовных потребностей, в том числе приобретение новых знаний, более глубокое понимание происходящего, успешная творческая деятельность. Третье условие – социальное благополучие – хорошая семья, добрые отношения с людьми, уважение с их стороны. Счастье нельзя найти, выиграть, получить в подарок. Его можно только обрести в процессе самоосуществления, самореализации личности. И это еще одно важнейшее условие счастья.

Настоящее счастье обычно связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил человека, его стремлением к переживанию всей полноты бытия. Таким образом, можно определить счастьекак состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворенности, полноты бытия. Это состояние невозможно без преодоления собственной инертности, лени, пассивности, полной зависимости от внешних обстоятельств. Оно не является непрерывным потоком удовольствий, постоянным состоянием радости. Счастье – это скорее «звездный час» человека, наиболее яркие точки его жизни.

Некоторые выводы:

1. Ценность – это значимость, которую предмет или явление имеет для нас. К высшим нравственным ценностям относятся добро, свобода, смысл жизни, счастье, любовь.

2. Смысл жизни связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся; его нельзя получить готовым; его но нужно найти самостоятельно.

3. Суть свободы состоит в познании необходимой связи явлений, а также, в возможности выбора и ответственности за последствия совершаемых поступков.

4. Необходимыми условиями счастья являются оптимальное удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей, самореализация личности.

 

Вопросы и задания:

1. Какие виды нравственных ценностей вы знаете?

2. Как понимается смысл жизни с позиции:

а) пессимистического подхода;

б) скептического;

в) оптимистического.

3. Говорят, жизнь человека не прошла бессмысленна, если он построил дом, воспитал сына и посадил дерево. Как вы думаете, почему? Каждому ли человеку это удается?

4. В чем отличие смысла жизни от цели жизни?

5. Что легче – иметь свободу или не иметь ее? Почему?

6. Все ли люди достойны нравственной свободы?

7. Подготовьте сообщение об особенностях счастья и его «законах».

8. Согласны ли вы с тем, что счастье каждый понимает по-своему? Существует ли, на ваш взгляд, некоторое обобщенное понятие счастья, справедливое для всех?

9. В свое время А.С.Пушкин написал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Но спустя некоторое время жизнь привела его к прямо противоположному выводу:

«Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан».

Как вы думаете, почему?

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал