Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • ВВЕДЕНИЕ. Учебное пособие для 9 класса






    ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

    Учебное пособие для 9 класса

    общеобразовательных учреждений

    с русским языком обучения

     

    Под редакцией доктора философских наук,

    профессора М.И. Вишневского

     

    Минск 2008


    Содержание

    Введение 3

    Тема I. Общественная сущность человека 7

    § 1. Взаимосвязь человека и общества 7

    § 2. Человек как личность 14

    § 3. Человек в семье 21

    § 4. Человек и экономика 28

    § 5. Человек и государство 34

    § 6. Духовный мир личности и общества 40

    § 7. Человек и история 47

    Практикум 54

    Урок обобщения 60

     

    Тема 2. Культура человека и общества 61

    § 8. Роль культуры в жизни общества 61

    § 9. Грани культуры 67

    § 10. Преемственность в развитии культуры 74

    § 11. Творческий характер культуры 80

    § 12. Диалог культур 87

    § 13. Освоение человеком культуры 94

    Практикум 100

    Урок обобщения 104

     

    Тема 3. Межличностное общение 106

    § 14. Роль общения в жизни людей 106

    § 15. Взаимодействие с окружающими людьми 111

    § 16. Общение в малых группах 116

    § 17. Социальная ориентация личности 122

    § 18. Конфликтное и бесконфликтное поведение 127

    § 19. Культура общения 133

    Практикум 138

    Урок обобщения 141

     

    Тема 4.Человек и нравственность 143

    § 20. Основные понятия морали 143

    § 21. Нравственные нормы 149

    § 22. Нравственные ценности 154

    § 23. Нравственные отношения 161

    § 24. Нравственное поведение 167

    Практикум 172

    Урок обобщения 179

    Заключение 181

    Словарь 183

    Литература для дополнительного чтения 186

    Иллюстративный материал 188

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Проблема человека – ключевая проблема современности. Мы живем в непростое и очень интересное время. На наших глазах происходят огромные изменения в жизни людей. Они затрагивают целые страны и народы. Стремительно совершенствуются средства связи, и уже вполне обыденным является разговор с человеком или использования информационного ресурса библиотеки, находящихся на другом континенте. Значительно выросли возможности производства материальных благ, удовлетворения самых разных человеческих потребностей. Вместе с тем в жизни людей продолжают существовать острейшие проблемы. Обширные регионы страдают от голода, нищеты и тяжелых болезней, тоже во многом связанных с бедностью. Некоторые страны стремительно вырываются вперед в экономическом и научно-техническом развитии, другие же остаются как бы на обочине прогресса. Разрыв между «богатыми» и «бедными» странами продолжает увеличиваться. В целом развитие современного человечества характеризуется крайней неравномерностью и противоречивостью.

    Наша Родина – Республика Беларусь – сравнительно небольшая страна. Она недавно стала независимым государством, и мы, белорусы, дорожим возможностью самостоятельно выбирать свой путь, определять свое будущее. Этот выбор, конечно, не является произвольным или случайным. Многовековая история белорусского народа, его тесные связи с русским, другими близкими нам народами обогатили нас знаниями и опытом, которые позволяют более эффективно осуществлять созидание новых форм жизни. Эти знания и опыт являются достижением не только ученых и специалистов, но и множества простых людей, вся жизнь которых пронизана заботой об общем благе, чувством собственного достоинства, уважением к добросовестному труду и стремлением к духовному и культурному росту, совершенствованию.

    Эти знания и опыт являются нашим главным богатством. Школа призвана передать их новому поколению людей, вступающему в жизнь и призванному ее улучшить.

    Задача курса обществоведения, к изучению которого вы приступаете, состоит в том, чтобы вооружить школьников самыми основными, наиболее важными для жизни знаниями об обществе. Изучение курса призвано показать те требования, которые предъявляет к человеку современная социальная действительность. Оно должно также помочь освоить правила и нормы культуры, гражданственности и правопорядка, законы экономики, без знания которых очень трудно выработать осознанную и ответственную жизненную позицию.

    Знания, которые будут вам предложены, не являются какими-то сухими отвлеченными сведениями. Ведь общество – это люди, объединенные совместной жизнью. Постичь общество означает понять жизнь людей, выявить ее основные стороны и связи между ними. Конечно, для этого необходимо использовать некоторые специальные понятия, выработанные наукой. Освоение таких понятий потребует определенных усилий. Но важно постоянно не упускать из виду основную мысль: познание общества есть одновременно познание людьми самих себя. Множество связей между людьми образуют общество как особую сложно организованную систему. Каждого человека тоже можно представить как весьма сложную систему, развивающуюся, изменяющуюся в течение всей своей жизни.

    Рассуждая об обществе, мы будем помнить о том, что его не существует без людей. От того, как они понимают происходящее, как строят отношения между собой, какие ставят перед собой задачи и как реально действуют – от всего этого зависит в конечном счете существующее состояние общества и его будущее. Успехи, а также и проблемы общества, в котором мы живем, вытекают прежде всего из достигнутой степени зрелости и ответственности составляющих его людей. Именно поэтому вопрос о сущности и призвании человека – самый главный и в науке, и на практике. Этот вопрос невозможно решить одними лишь рассуждениями и чисто объективными исследованиями, которые не затрагивали бы человеческую душу, наши чувства, разум и волю. Человек – это не предмет, лишенный переживаний, стремлений и помыслов, а субъект, т.е. носитель сознания, способный ставить перед собой цели на основе понимания действительности. Познавая жизнь общества, мы вместе с тем меняемся сами, приобретаем более зрелый и ответственный взгляд на мир.

    Науки о человеке и науки об обществе. Человек и общество изучаются в разных аспектах очень многими науками. Даже простое их перечисление заняло бы немало места. В каждой из этих наук используется особый понятийный аппарат, накоплен большой массив фактов и обобщений, ведутся дискуссии, сформировались определенные традиции исследования. Невозможно и не нужно даже пытаться вместить все это в школьный учебный предмет обществоведения. Его задача, как уже отмечено, состоит в том, чтобы дать исходные понятия и вооружить знанием о связях между различными сторонами жизни человека и общества.

    Весь курс обществоведения делится на три части. Первая из них, которая изучается в девятом классе, «Человек и общество». В десятом классе будет изучаться вторая часть – «Современное общество»; в одиннадцатом – заключительная, третья часть: «Белорусское государство». Материал девятого класса открывается темой, в которой сжато характеризуется общественная сущность человека. Исходная мысль здесь такова: в жизни общества наукой выделяются большие области – экономика, социальная, политико-правовая и духовная сферы общества. Эти же области присутствуют также и в жизни каждого отдельного человека. Ведь каждый из нас включен в экономическую и духовную жизнь своего общества, в социальные связи между людьми, в жизнь государства. Вторая тема девятого класса вводит вас в круг вопросов, раскрывающих культуру человека и общества. Культура – это не какая-то отдельная область жизни, а то, что характеризует своеобразие человека, его особый способ существования, отличающий его от животного. Поэтому здесь даются несколько более детализированные сведения из области культурологии. Третья тема – о межличностном общении. Наверно, для подростков эта тема особенно интересна и поучительна. И завершает программу девятого класса тема о человеческой нравственности.

    Такой отбор содержания определяется тем, что девятым классом завершается базовая школа, и вам нужно иметь по ее окончании предварительные представления об общей организации общественной жизни и о сущности человека. В десятом классе экономическая, социальная, политико-правовая и духовная области, или сферы, жизни общества будут рассмотрены более обстоятельно. В выпускном, одиннадцатом классе главным будет вопрос о белорусском государстве и обществе. Опираясь на знания, полученные в предыдущих классах, вы сможете здесь более обстоятельно изучить конституционный строй Республики Беларусь, государственно-правовые основы жизни нашего общества, экономическую и социальную политику белорусского государства, роль и место нашей страны в современном мире. Знание этих вопросов является необходимой предпосылкой достижения личностной и гражданской зрелости. Только зрелая, духовно богатая и социально ответственная личность способна своим трудом, творческим отношением к делу обеспечить процветание нашей Родины.

    Некоторые выводы:

    1. Для того, чтобы осознанно и ответственно делать жизненный выбор, определять гражданскую позицию, человек должен овладеть основополагающими знаниями о жизни общества.

    2. Познание человеком жизни общества есть одновременно познание им самого себя, своей сущности и своего призвания. Поэтому существует тесная связь между науками о человеке и науками об обществе.

    Вопросы и задания

    1. В чем, на ваш взгляд, состоит задача учебного курса обществоведения?

    2. Как вы считаете, существует ли отдельная наука, называемая обществоведением? Если нет, то почему?

    3. Какие науки особенно важны для изучения сущности человека и общества? Какова связь между ними?

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.