Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Учебное пособие для 9 класса






ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

Учебное пособие для 9 класса

общеобразовательных учреждений

с русским языком обучения

 

Под редакцией доктора философских наук,

профессора М.И. Вишневского

 

Минск 2008


Содержание

Введение 3

Тема I. Общественная сущность человека 7

§ 1. Взаимосвязь человека и общества 7

§ 2. Человек как личность 14

§ 3. Человек в семье 21

§ 4. Человек и экономика 28

§ 5. Человек и государство 34

§ 6. Духовный мир личности и общества 40

§ 7. Человек и история 47

Практикум 54

Урок обобщения 60

 

Тема 2. Культура человека и общества 61

§ 8. Роль культуры в жизни общества 61

§ 9. Грани культуры 67

§ 10. Преемственность в развитии культуры 74

§ 11. Творческий характер культуры 80

§ 12. Диалог культур 87

§ 13. Освоение человеком культуры 94

Практикум 100

Урок обобщения 104

 

Тема 3. Межличностное общение 106

§ 14. Роль общения в жизни людей 106

§ 15. Взаимодействие с окружающими людьми 111

§ 16. Общение в малых группах 116

§ 17. Социальная ориентация личности 122

§ 18. Конфликтное и бесконфликтное поведение 127

§ 19. Культура общения 133

Практикум 138

Урок обобщения 141

 

Тема 4.Человек и нравственность 143

§ 20. Основные понятия морали 143

§ 21. Нравственные нормы 149

§ 22. Нравственные ценности 154

§ 23. Нравственные отношения 161

§ 24. Нравственное поведение 167

Практикум 172

Урок обобщения 179

Заключение 181

Словарь 183

Литература для дополнительного чтения 186

Иллюстративный материал 188

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема человека – ключевая проблема современности.Мы живем в непростое и очень интересное время. На наших глазах происходят огромные изменения в жизни людей. Они затрагивают целые страны и народы. Стремительно совершенствуются средства связи, и уже вполне обыденным является разговор с человеком или использования информационного ресурса библиотеки, находящихся на другом континенте. Значительно выросли возможности производства материальных благ, удовлетворения самых разных человеческих потребностей. Вместе с тем в жизни людей продолжают существовать острейшие проблемы. Обширные регионы страдают от голода, нищеты и тяжелых болезней, тоже во многом связанных с бедностью. Некоторые страны стремительно вырываются вперед в экономическом и научно-техническом развитии, другие же остаются как бы на обочине прогресса. Разрыв между «богатыми» и «бедными» странами продолжает увеличиваться. В целом развитие современного человечества характеризуется крайней неравномерностью и противоречивостью.

Наша Родина – Республика Беларусь – сравнительно небольшая страна. Она недавно стала независимым государством, и мы, белорусы, дорожим возможностью самостоятельно выбирать свой путь, определять свое будущее. Этот выбор, конечно, не является произвольным или случайным. Многовековая история белорусского народа, его тесные связи с русским, другими близкими нам народами обогатили нас знаниями и опытом, которые позволяют более эффективно осуществлять созидание новых форм жизни. Эти знания и опыт являются достижением не только ученых и специалистов, но и множества простых людей, вся жизнь которых пронизана заботой об общем благе, чувством собственного достоинства, уважением к добросовестному труду и стремлением к духовному и культурному росту, совершенствованию.



Эти знания и опыт являются нашим главным богатством. Школа призвана передать их новому поколению людей, вступающему в жизнь и призванному ее улучшить.

Задача курса обществоведения, к изучению которого вы приступаете, состоит в том, чтобы вооружить школьников самыми основными, наиболее важными для жизни знаниями об обществе. Изучение курса призвано показать те требования, которые предъявляет к человеку современная социальная действительность. Оно должно также помочь освоить правила и нормы культуры, гражданственности и правопорядка, законы экономики, без знания которых очень трудно выработать осознанную и ответственную жизненную позицию.

Знания, которые будут вам предложены, не являются какими-то сухими отвлеченными сведениями. Ведь общество – это люди, объединенные совместной жизнью. Постичь общество означает понять жизнь людей, выявить ее основные стороны и связи между ними. Конечно, для этого необходимо использовать некоторые специальные понятия, выработанные наукой. Освоение таких понятий потребует определенных усилий. Но важно постоянно не упускать из виду основную мысль: познание общества есть одновременно познание людьми самих себя. Множество связей между людьми образуют общество как особую сложно организованную систему. Каждого человека тоже можно представить как весьма сложную систему, развивающуюся, изменяющуюся в течение всей своей жизни.



Рассуждая об обществе, мы будем помнить о том, что его не существует без людей. От того, как они понимают происходящее, как строят отношения между собой, какие ставят перед собой задачи и как реально действуют – от всего этого зависит в конечном счете существующее состояние общества и его будущее. Успехи, а также и проблемы общества, в котором мы живем, вытекают прежде всего из достигнутой степени зрелости и ответственности составляющих его людей. Именно поэтому вопрос о сущности и призвании человека – самый главный и в науке, и на практике. Этот вопрос невозможно решить одними лишь рассуждениями и чисто объективными исследованиями, которые не затрагивали бы человеческую душу, наши чувства, разум и волю. Человек – это не предмет, лишенный переживаний, стремлений и помыслов, а субъект, т.е. носитель сознания, способный ставить перед собой цели на основе понимания действительности. Познавая жизнь общества, мы вместе с тем меняемся сами, приобретаем более зрелый и ответственный взгляд на мир.

Науки о человеке и науки об обществе. Человек и общество изучаются в разных аспектах очень многими науками. Даже простое их перечисление заняло бы немало места. В каждой из этих наук используется особый понятийный аппарат, накоплен большой массив фактов и обобщений, ведутся дискуссии, сформировались определенные традиции исследования. Невозможно и не нужно даже пытаться вместить все это в школьный учебный предмет обществоведения. Его задача, как уже отмечено, состоит в том, чтобы дать исходные понятия и вооружить знанием о связях между различными сторонами жизни человека и общества.

Весь курс обществоведения делится на три части. Первая из них, которая изучается в девятом классе, «Человек и общество». В десятом классе будет изучаться вторая часть – «Современное общество»; в одиннадцатом – заключительная, третья часть: «Белорусское государство». Материал девятого класса открывается темой, в которой сжато характеризуется общественная сущность человека. Исходная мысль здесь такова: в жизни общества наукой выделяются большие области – экономика, социальная, политико-правовая и духовная сферы общества. Эти же области присутствуют также и в жизни каждого отдельного человека. Ведь каждый из нас включен в экономическую и духовную жизнь своего общества, в социальные связи между людьми, в жизнь государства. Вторая тема девятого класса вводит вас в круг вопросов, раскрывающих культуру человека и общества. Культура – это не какая-то отдельная область жизни, а то, что характеризует своеобразие человека, его особый способ существования, отличающий его от животного. Поэтому здесь даются несколько более детализированные сведения из области культурологии. Третья тема – о межличностном общении. Наверно, для подростков эта тема особенно интересна и поучительна. И завершает программу девятого класса тема о человеческой нравственности.

Такой отбор содержания определяется тем, что девятым классом завершается базовая школа, и вам нужно иметь по ее окончании предварительные представления об общей организации общественной жизни и о сущности человека. В десятом классе экономическая, социальная, политико-правовая и духовная области, или сферы, жизни общества будут рассмотрены более обстоятельно. В выпускном, одиннадцатом классе главным будет вопрос о белорусском государстве и обществе. Опираясь на знания, полученные в предыдущих классах, вы сможете здесь более обстоятельно изучить конституционный строй Республики Беларусь, государственно-правовые основы жизни нашего общества, экономическую и социальную политику белорусского государства, роль и место нашей страны в современном мире. Знание этих вопросов является необходимой предпосылкой достижения личностной и гражданской зрелости. Только зрелая, духовно богатая и социально ответственная личность способна своим трудом, творческим отношением к делу обеспечить процветание нашей Родины.

Некоторые выводы:

1. Для того, чтобы осознанно и ответственно делать жизненный выбор, определять гражданскую позицию, человек должен овладеть основополагающими знаниями о жизни общества.

2. Познание человеком жизни общества есть одновременно познание им самого себя, своей сущности и своего призвания. Поэтому существует тесная связь между науками о человеке и науками об обществе.

Вопросы и задания

1. В чем, на ваш взгляд, состоит задача учебного курса обществоведения?

2. Как вы считаете, существует ли отдельная наука, называемая обществоведением? Если нет, то почему?

3. Какие науки особенно важны для изучения сущности человека и общества? Какова связь между ними?

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал