Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.






Важную роль в научном исследовании исторического процесса сыграло материалистическое понимание истории, разработанное К.Марксом. Согласно Марксу, в истории человеческого общества в целом сменяют друг друга определенные системы социально-экономических (производственных) отношений между людьми. Эти отношения составляют объективную основу всех других видов общественных отношений. Общества, в которых утвердилась одна и та же социально-экономическая система, относятся к единому историческому типу. Такой тип называется общественно-экономической формацией.

Всемирная история, если руководствоваться теорией Маркса, есть процесс развития и смены общественно-экономических формаций. В истории человечества выделяются первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая формация, на смену которой приходит коммунистическая формация. Именно ей, по Марксу, принадлежит будущее.

Достоинство данной схемы в том, что исторический процесс здесь получает единое, теоретически последовательное истолкование. Вместе с тем конкретные исследования показали, что в такую схему закономерной смены общественно-экономических формаций плохо укладывается история Востока. История разных народов имеет много своеобразного, неповторимого, которое не улавливается никакой универсальной схемой.

Поэтому у некоторых историков и философов возникло убеждение в том, что единой линии закономерного развития всего человечества не существует. Разные народы, имеющие своеобразную культуру или цивилизацию, проходят свой, самобытный путь исторического развития. Эту идею выражает цивилизационный подход к истории. Он был предложен, в частности, английским философом и историком Арнольдом Тойнби (1889 - 1975). Цивилизация, по Тойнби, представляет собой устойчивую общность людей, объединенных духовными (прежде всего религиозными) традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками. Движущими силами истории, согласно Тойнби, являются вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия) и ответ цивилизации на вызов, достигаемый деятельностью талантливых, творческих личностей.

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из творческого меньшинства и инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Но когда творческая энергия меньшинства иссякает, цивилизации не могут дальше долго существовать. Подобно людям, цивилизации рождаются, достигают зрелости и затем начинают угасать.

Учение Тойнби, как и другие, во многом похожие на него концепции исторического процесса как жизненного цикла определенных цивилизаций или культур, не отвечают, однако, на вопрос о том, куда движется человечество в целом в ходе исторического развития, а также о связи между историями разных цивилизаций или культур.



Участники исторического процесса.Кто же является основным участником исторического процесса? Кто, так сказать, движет историю? Известный русский историк и писатель Н.М. Карамзин считал, что «история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». Это можно понять так, что главное в истории – это деятельность народных масс и тот опыт, который они из нее извлекают.

Однако народ каждой страны состоит из разных общественных групп, классов, имеющих неодинаковые интересы. Если эти общественные группы, классы действуют сплоченно и согласованно, то они становятся самостоятельными и активными участниками исторического процесса. При этом каждый отдельный человек выступает как представитель определенной общности людей (социальной группы, класса, нации и т.д.).

Ход исторических событий, обусловленный деятельностью общественных групп, классов и народных масс в целом, может носить как эволюционный, так и революционный характер. Понятие эволюции(от лат. evolutio – развертывание) означает постепенные и вместе с тем существенные изменения в общественной жизни. Революция – (от фр. revolution – коренной переворот) представляет собой резкий, скачкообразный переход к новому качественному состоянию общества. Часто понятие «революция» в обществознании применяется для обозначения относительно скоротечного радикального политического переворота, связанного с применением насильственных действий – в противоположность реформам, т. е. поэтапным, планомерным изменениям.



Революция никогда не является результатом заговора одиночек. Она может возникнуть только в результате накопления объективных предпосылок, приводящих в движение большие социальные силы и создающих революционную ситуацию. Революции всегда предшествует эволюционный период развития, в ходе которого нарастают проблемы и противоречия, настоятельно требующие разрешения. Революция происходит потому, что приемлемые для большинства людей решения этих проблем не были найдены.

Выберут ли участники исторического процесса путь реформирования системы общественных отношений, постепенного их изменения, или встанут на путь революционного насилия и крутой ломки всей сложившейся организации жизни общества – зависит во многом от общественных умонастроений, от умения и желания людей приходить к согласию, предвидеть последствия осуществляемых ими действий. Реформы, как и революции, тоже требуют больших усилий и даже мужества. Реформаторов обычно критикуют за медлительность, непоследовательность, недостаточную эффективность осуществляемых преобразований. Однако реформаторский путь изменения общественной жизни все же менее разрушителен и не вызывает такого ожесточения у участников исторического процесса, как это характерно для насильственного, революционного пути.

Итак, объяснение истории – это раскрытие причин, которые побудили участников исторического процесса предпринять именно то, что ими было предпринято.

Роль личности в истории.В истории действуют множество людей. Некоторые из них оставили в ней значительный след, наложили свой отпечаток на ход исторических событий и из результаты. Благодаря чему это стало возможным?

Отдельный человек, став во главе государства, политической партии, народного движения, может оказать значительное влияние на ход событий общественной жизни в том случае, если он лучше других понимает назревшие общественные задачи, ясно видит те социальные слои, которые призваны решить эти задачи, и притом сам обладает задатками лидера, организатора, способного сплачивать людей и вести их за собой. Под харизмой (по-гречески – милость, благодать, божественный дар) понимают исключительную одаренность человека. Харизматическим лидером называют того, кто в качестве пророка, проповедника или политического деятеля обладает необычайной способностью воздействовать на людей, убеждать их в правильности того пути, который он предлагает.

Но даже самая яркая и талантливая личность действует в определенных условиях и не способна отменить их по своему произволу. Особенности личности полководца, политического лидера, творца новой религии, выдающегося ученого или художника, влияют на форму протекания соответствующих процессов. Но и самая гениальная личность не способна осуществить то, что противоречит законам природы или в корне расходится с историческим опытом людей, их стремлениями, чаяниями и возможностями.

Историческая личность лучше других способна определить сложившиеся возможности, уловить назревшие тенденции изменений в общественной жизни, в экономике, культуре и возглавить движение, обеспечивающее превращение этих возможностей в действительность. Выдающийся изобретатель соединяет вместе те идеи, которые как бы носились в воздухе, и придает им четкую, убедительную форму, позволяющую успешно реализовать творческий замысел. Так работал, например, американский изобретатель Т.А.Эдисон. Хорошо известны и многочисленные изобретения русского Кулибина. Выдающийся политик говорит людям то, к чему они обычно уже внутренне готовы, и объединяет их для решения задачи, важность которой они способны понять и принять. Именно такова роль первого Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в жизни нашей страны.

Огромный вклад в развитие исторического процесса вносят не только государственные деятели, но и гениальные, талантливые личности, творящие в сфере науки, техники, философии, литературы, искусства, религиозной мысли и пр. Человечество всегда будет чтить имена Платона и Аристотеля, Леонардо да Винчи и Рафаэля, Коперника и Менделеева, Шекспира и Пушкина, Бетховена и Чайковского. Их творчество оставило глубочайший след в истории мировой культуры.

Некоторые выводы:

1. При изучении истории важно не только зафиксировать факты, но и понять интересы и цели участников исторического процесса. 2. В науке сложилось два основных подхода к осмыслению исторического процесса: формационный и цивилизационный. 3. Ход исторических событий может носить как эволюционный, так и революционный характер. 4. Творцами истории и главными участниками исторического процесса являются народные массы, состоящие из классов, других социальных общностей. 5. Гениальность исторической личности заключается в деятельности с учетом исторического опыта людей, умении определить сложившиеся возможности, уловить назревшие тенденции изменений в обществе и возглавить движение, обеспечивающее превращение этих возможностей в действительность.

Вопросы и задания:

1. По мнению М.В. Ломоносова, история «дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судиям – правосудия, младшим – старших разум, престарелым – сугубую твердость в советах, каждому – незлобливое увеселение с несказанною пользою соединенное». А в чем вы видите пользу от изучения истории?

2. Подберите конкретные примеры к предлагаемым определениям понятия «исторический».

Исторический – относящийся ко времени, от которого сохранились вещественные памятники.

Исторический – важный для истории, знаменательный, вошедший в историю.

Исторический – существовавший в действительности, соответствующий реальной действительности; не вымышленный.

Исторический – изучающий явления в их последовательном развитии.

3. К.Н. Бестужев-Рюмин считал, что «все науки имеют, несомненно, связь с историей, все более или менее в ней сосредотачиваются… история стоит посреди наук». Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то проиллюстрируйте данное высказывание примерами.

4. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и народов? Приведите примеры.

5. В.О. Ключевский видел в истории учительницу, которая «учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение…». Как вы это понимаете? Приведите конкретные исторические примеры.

6. Согласно формационному подходу исторический процесс рассматривается как закономерный, определяемый в конечном счете экономическими факторами, универсальный, стадиальный, прогрессивный. На основе уже изученного исторического материала подтвердите или опровергните эти положения.

7. Тойнби выделял шумерскую, вавилонскую, минойскую, эллинскую (греческую), китайскую, индусскую, исламскую, западную, православную христианскую и некоторые другие цивилизации. Используя исторический материал, покажите на конкретных примерах вклад названных цивилизаций в развитие человечества.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал