Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Активный и пассивный словарный запас
Цель занятия: рассмотреть природу и разновидности лексических единиц русского языка с точки зрения их активного и пассивного словарного запаса; закрепить навыки нахождения и определения типов лексических единиц по данному основанию. План занятия: 1) Проверка теоретических знаний: - понятие об активном и пассивном словарном запасе языка; устаревшие слова; - историзмы; архаизмы, их типы; - неологизмы, их типы. 2) Практические задания по закреплению умений анализа лексических единиц с точки Задание 1. Распределите приводимые слова по алфавиту, объясняя их значение и подбирая к ним синонимы из активного запаса лексики современного языка: Лекарь, скрижаль, оный, сие, личина, отсель, выя, коло, лепта, бард, зефир, днесь, лобзать, лик, око, иже, алчность, сонм, лоно, брань. Задание 2. Выделите группы и типы устаревших слов. Аэроплан, библиотека, булава, ведомость (известие), ветрило (парус), всуе (напрасно), галлюсинации, гошпиталь, десница (правая рука), живот (жизнь), зелье (порох), истукан (статуя), казарма (общежитие для рабочих), лицедей, нэпман, пиит, плеск (аплодисменты), полон, продналог, урядник, фрейлина, ценсура, язык (народ). Задание 3. Определите значение приведенных ниже слов (слова взяты из словаря-справочника «Новые слова и значения» (М., 1973): киборг, палеопатология, стевит, орлон, стереовизор, пи-мезон, сухогруз, флоризм, фарцовщик, чипсы. Задание 4. В чём выражается нарушение законов современного русского словообразования в приводимых ниже окказионализмах: Кричак, речар, будетляне (В. Хлебников), аэросипед (В.В. Маяковский), филосомудрие (А.П. Чехов), ледяноплечий (Н. Тихонов). Задание 5. По аналогии с приведенной парадигмой (1), имеющей максимально полный ряд членов, образуйте потенциальные слова: 1) Мечтать - мечтатель -мечтательный - мечтательность. 2) Покорить - покоритель... 3) Гулять -... 4)Сидеть -... Задание 6. Выделите в тексте историзмы и архаизмы разных типов. ...Аглицкие свиньи по шестнадцати поросят каждая пометала, - сам князь-кесарь приезжал дивиться... Родитель твой, Иван Артемич, походит, походит, бедный, по горницам: «Скушно мне, говорит, Агаповна не съездить ли опять на мануфактуры...». Конечно, нашему дому без такой персоны нельзя теперича, по Москве говорят - как бы Ивану Артемичу титла не дали... У прусского короля был мажордом, покуда нос ему, что ли, не откусили... Надел он кафтан, голубчик, тесьмы, бахромы на нем фунтов с десять наверчено, надел лосиные руковицы с пальцами; берет он золотое блюдо, ставит чашу в тысячу рублев и - колено преклоня - подаёт царице...Покуда ключница рассказывала, комнатный холоп, который с появлением в доме мажордома стал называться теперь камердинер, снял с Гаврилы пыльный кафтан, камзол, распутал галстук и кряхтя, начал стаскивать ботфорты (А.Н. Толстой). Задание 7. Выделите неологизмы в предложениях из романа Е. Замятина «Мы». Попытайтесь объяснить их значение. Определите тип неологизмов. 1. Кончить придется после: щелкнул нумератор. 2. Вы - совершенны, вы -машиноравны, путь к стопроцентному счастью - свободен. 3. Спешите в аудиториумы, где производится Великая Операция. 4. И над головой рушатся чугунно-летучие тучи.5. Нынче утром я был на Эллинге, где строится Интеграл. 6. На прощание I - все так же иксово - усмехнулась мне. 7. - А-а, - промычал тот и затумбовал назад в свой кабинет. 8. Коридор. Тысячепудовая тишина. 9. Мотор гудит вовсю, аэро дрожит и мчится, но руля нет - и я не знаю, куда мчусь...
|