Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение письму






 

Как уже отмечалось выше, собственное письмо дошкольников с нарушенным слухом используется исключительно в целях фиксации слова в графическом коде, продления его жизни, которое в устной речи имеет менее продолжительное существование. Кроме того, письменное воспроизведение структуры слова подготавливает его анализ, тем самым способствуя запоминанию.

Первоначально дети воспринимали слова зрительно с табличек в целом виде (синтетически). Знакомые короткие слова они могут и срисовывать уже в 3 года, обводят их пальчиками или карандашом. В число этих слов обычно входят такие: мама, папа, собственное имя, некоторые названия любимых игрушек, животных и т. п. Желание писать при интенсивном использовании письменных табличек у детей возникает рано — до трех лет. Педагог не заставляет детей писать буквы, слоги, слова, но если они начинают писать свои каракули, помогает им лучше увидеть образец (печатное слово, отдельные буквы в нем). При этом он старается закрепить те пассивные движения, которые требуются при воспроизведении крупных букв. Это делается путем направления руки ребенка рукой взрослого. От ребенка не требуется точного соблюдения строки, размера букв, но ему дается направление письма на листе бумаги (на доске, на снегу, на

 

 

Раздел III

 

песке и т. д.), т. е. желательно, чтобы слово писалось слева направо. Некоторые дети пишут слово справа налево (с конца слова к его началу) и даже снизу вверх (а затем лист разворачивается на 180°). Никакого обучения каллиграфии на ранних возрастных этапах быть не должно, но последовательность в срисовывании букв любого слова необходима, так как это связано с правильным устным проговариванием, с дактилированием. У многих детей изначально формируется зеркальное воспроизведение письменного слова. Это важно преодолевать частым показом направления зрительного восприятия слов с табличек (проводится черта пальцем от начала слова к концу) и даже постепенным отгибанием части табличек со слогами или буквами.

По мере продвижения детей в речевом развитии педагог, показывая образцы письма детям, обращает их внимание на расположение слова на пространстве листа бумаги, показывает, что нельзя слово «нарисовать» где-то в уголке или с одного боку. Но в целом детям предоставляется известная свобода, и они не подозревают, что начали учиться писать. Разумеется, здесь не должно быть никаких специальных упражнений или тренировок в написании одних и тех же слов или их элементов.

Чем старше становятся дети, тем точнее срисовываются или воспроизводятся по памяти отдельные слова, а некоторые слова заменяются весьма своеобразным письмом: и черканием, и ломаными линиями, и рисунком заборчиком. Педагогу не следует запрещать детям писать каракули и пытаться переводить их на правильное письмо. Наоборот, и черкание, и включение в каракули приближенно воспроизведенных букв или их элементов создают условия для постепенного перехода к общепринятому шрифту, к более точному восприятию печатного слова.

По мере овладения аналитическим чтением и дактилированием навыки письма заметно улучшаются. Однако до конца дошкольного периода дети пишут только печатными буквами, постепенно подравнивают размеры букв друг к другу. Точное соблюдение письма по линиям не является строго обязательным. Переписывание одних и тех же слов или фраз в целях улучшения графической стороны нежелатель-

 

 

 

Глава 5. Особенности работы по речевому развитию детей

старшего дошкольного возраста

 

но. Требования к письменному слову примерно такие же, как к любому рисунку: похоже, непохоже, чисто, аккуратно, красиво или некрасиво.

Иными словами, письмо здесь выступает как вид речевой деятельности, когда ставится цель передать небольшую информацию отсутствующему человеку (письмо, записка, поздравительная открытка маме, заболевшему другу и т. п.) или ответить на вопросы. При этом всем даются разные задания (своего рода уплотненный опрос). Например, при работе по теме «Весна» педагог после беседы, описания картины, игры «Бывает — не бывает» раздает детям листочки с заданиями: Напиши названия весенних месяцев, Напиши названия перелетных птиц, Напиши, что делают дети в саду и в огороде весной и др. Каждый ребенок вспоминает свое и пишет в соответствии с заданием.

Во время пребывания детей вне дошкольного учреждения (дома) они могут записывать в блокнотики или тетради названия детских фильмов, которые посмотрели, учреждений, которые посетили (фотография, магазин, зоопарк, цирк, музей), имена знакомых и друзей, с которыми встречались. Дети при подготовке к праздникам могут записывать тексты стихов и песенок, которые затем заучивают наизусть. В игровой форме обсуждается рекомендация врача больному и воспроизводится в письменной форме. Дети сами придумывают, кому нужно полоскать горло, кому пить таблетки или сироп, кому ставить горчичники и т. п. Письмом пользуются и на занятиях по формированию математических представлений: ведется запись вопросов к задаче, ответ, пишутся цифры.

В старшем дошкольном возрасте может быть предложено детям завести записные книжки, куда вносятся важные для них самих сведения, в том числе: дата рождения, фамилии, имена, отчества родителей, домашний адрес, номер домашнего телефона, место работы родителей и т. п.

К концу дошкольного периода многие дети, которых никто не учил рукописному шрифту (как показали специальные проверки), могут читать знакомые слова и фразы, предъявляемые им в письменном виде. Привыкание глаз к печатным буквам ускоряет процесс восприятия рукопис-

 

 

 

Раздел 111

 

ного шрифта. Разумеется, это умение формируется у детей при особой мотивации, когда им важно понять содержание информации, касающейся их самих. Например, дети нередко смотрят в планы педагога, которые лежат раскрытыми на его столе, — их интересует, кто из них будет оставлен на индивидуальное занятие, кто будет разучивать стихи или песенки к утреннику, кому предназначен тот или иной речевой материал для отработки. Они читают записи вслух и сообщают об этом друг другу, демонстрируя педагогу свое умение читать «взрослые» буквы. В целом это говорит о формировании у детей готовности к овладению письмом в школе, а главное — о развитии языковой способности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.