Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Речевого материала
Средний дошкольный возраст характеризуется расширением жизненного опыта детей, более активным взаимодействием их со сверстниками и взрослыми. На этом этапе происходит интенсивное увеличение объема речевого материала, возрастает уровень его использования в активной речи детей. Изменения в соотношении разных форм речи способствуют развитию языковой способности детей: развиваются навыки слухо-зрительного восприятия и собственного говорения, глобального и аналитического чтения. Введение дактилологии в обучение языку глухих дошкольников способствует более успешному запоминанию слов, овладению их структурой. Речевой материал начинает предъявляться глухим детям в разных формах: устной, письменной и дактилъной. Это способствует увеличению объема речевого материала, предлагаемого для усвоения. Обучение чтению и работа над содержательной стороной высказываний и текстов обогащают речь детей. Развитие познавательных возможностей детей, связанное с дальнейшим формированием восприятия, наглядных форм мышления, внимания и памяти, также становится основой для совершенствования речевой деятельности детей с нарушениями слуха.
Раздел III
На данном этапе обучения значительно расширяется объем воспринимаемого речевого материала. Предлагая детям различные по коммуникативной направленности высказывания (вопросы, побуждения, сообщения, отрицания) и уточняя их значения в процессе дидактических игр, речевых упражнений, в ходе бесед, составления коротких рассказов, чтения текстов, педагоги активизируют в речи детей больший по объему, нежели на начальном этапе обучения, словарный материал. В средней группе обогащение словаря продолжается как за счет обиходно-разговорной речи, необходимой для удовлетворения коммуникативных потребностей в быту, в процессе организации занятий и свободной деятельности детей, так и в процессе увеличения объема и расширения содержания тематического словаря на занятиях по развитию речи. Большое количество слов и выражений может быть введено в речь детей на занятиях воспитателей, в быту, однако, как уже отмечалось раньше, они усваиваются преимущественно на уровне предметной отнесенности, ближайшего значения. Работа над лексикой в полном объеме находится в поле зрения сурдопедагога на занятиях по развитию речи и заключается в планомерной, систематической работе над значениями слов, усвоением их в определенной системе и последовательности. Важной задачей являются расширение количественного состава словаря, введение новых слов и выражений. К концу обучения в средней группе объем словаря, предлагаемого детям и подлежащего отработке, может составлять примерно 500 слов. Педагог определяет его исходя из особенностей изучаемой тематики, индивидуальных возможностей детей, уровня их речевого и познавательного развития. Педагог руководствуется перечнем тем, которые на данном этапе могут укрупняться, сливаться или, наоборот, дробиться. Например, лексический материал тем «Семья», «Праздник» может быть использован в теме «День рождения». В то же время при анализе каждой из тем может быть выделен такой аспект, когда внимание будет сконцентрировано на каком-то одном объекте. Например, на занятии по теме «Животные» объектом внимания стано-
Глава 4. Содержание и методы развития речи детей
вится какое-то животное (лиса, кошка, собака), актуализируются словарь и фразеология, связанные с описанием их внешнего вида, повадок. Подход к определению тематики занятий в значительной степени влияет на отбор содержания речевого материала и регламентирует его. Расширение словаря на данном этапе происходит за счет увеличения количества названий предметов, действий, качеств, пространственного расположения предметов. Значительно возрастает количество вводимых существительных, глаголов, прилагательных, наречий, местоимений. В средней группе расширяется количество форм слов, которые раньше употреблялись в какой-то определенной форме, например, в виде глаголов в побудительном наклонении. На данном этапе обучения используются глаголы настоящего, прошедшего времени (спит, спал), употребляется больше существительных и прилагательных во множественном числе. При отборе словарного материала наряду с предъявлением нового планируются уточнение и активизация уже знакомого детям. Особо тщательным должен быть анализ лексического состава вводимого речевого материала: кроме обогащения его названиями конкретных предметов и явлений, действий, признаков и состояний, следует расширять его за счет обобщающих слов, единиц, находящихся в отношениях «целое и его часть», антонимов, синонимов. Учет различных видов семантических связей слов способствует как значительному обогащению словаря детей, так и уточнению и расширению значений слов. Например, отбирая лексический материл к теме «Посуда», можно предусмотреть включение в речь детей помимо знакомых и новые слова, обозначающие названия конкретных предметов посуды (кастрюля, сковорода, чайник, кружка, нож, вилка), обобщающее понятие (посуда), связи по типу «целое и его часть» (крышка, ручка), могут быть использованы и уточнены значения слов-конверсивов (уронил —разбилась), антонимов (чистая-грязная посуда), синонимов (убрать, спрятать). Разумеется, данный лексический материал предъявляется на занятиях по данной тематике в течение года, он не может быть усвоен детьми сразу, частое использование и повторение в различных междусловных сочетаниях
8—2461 Раздел 111
сделают возможным их понимание, а со временем и употребление в собственной речи. Для того, чтобы работа над словом была последовательной и эффективной, необходимо предусмотреть, в каких словосочетаниях будет представлен словарный материал. Формирование лексического значения слов в единстве с грамматическим предполагает отбор наиболее часто употребляемых в речи фраз и словосочетаний. Известно, что некоторые слова могут использоваться только в определенных падежных формах, а другие в них не используются. Так, применительно к теме «Посуда» это могут быть следующие сочетания: поставить, положить, убрать, спрятать, (что?) чашки, тарелки, ложки; положить, налить (куда?) в тарелку, чашку; ест, пьет из (чего?) тарелки, чашки. С целью отработки наиболее типичных конструкций с новыми словами педагог намечает ряд методических приемов, с помощью которых может быть достигнуто их усвоение. Например, планируя занятие по теме «Посуда», педагог организует дидактическую игру «Гости». В гости к детям приходят мишка, зайка, кукла. Педагог предлагает следующие фразы: Поставьте тарелки, чашки. Положите большую и маленькую ложки. Налейте суп в тарелки. В чашки налейте чай. Междусловные, синтагматические связи должны быть предусмотрены педагогом заранее при подготовке речевого материала к любой теме. Именно этот аспект работы над словом нужно учитывать, чтобы речь стала средством общения. Педагогу уже в средней группе необходимо взять под контроль некоторые словосочетания и выражения, в которых неслышащие дети часто допускают ошибки. Это, например, синтагматические отношения между прилагательными и существительными, числительными и существительными (желтое яблоко, желтая слива, желтый банан; одно яблоко, один банан, одна груша; одна елка, две елки, три елки). Никакие термины (падеж, число) при этом, разумеется, не употребляются. Формирование словаря детей предполагает последовательную работу над лексикой. Специальная работа над лек-
Глава 4. Содержание и методы развития речи детей
сикой имеет определенные лингвистические задачи. Они заключаются в раскрытии значения слова, отработке его семантического компонента, выяснении смысловых связей с другими словами.
В средней группе эти задачи могут быть представлены в следующем виде: · формировать понимание обобщающего значения слова, видо-родовых отношений; · учить понимать связи по типу «целое и его часть»; · использовать антонимы как средство осмысления значений слов; · учить понимать и использовать конверсивные отношения слов; · использовать синонимы для уточнения значений слов и расширения словаря детей. Рассмотрим более подробно каждую из названных задач. Формирование обобщающего значения слова, уточнение видо-родовых отношений. При формировании значения слова обобщающая функция является одной из основных. В процессе речевого развития слышащих детей она формируется спонтанно, по мере расширения словаря в речь включаются слова, имеющие разную степень обобщения. Процесс развития обобщения и значения слова у детей представлен М.М. Кольцовой (1973). Слова были разделены по их обобщающему значению: I степень обобщения — слово обозначает один определенный предмет (только эту куклу, только этот мяч). Эта степень обобщения доступна уже детям первого — начала второго года жизни. II степень обобщения — слово обозначает группу однородных предметов независимо от их размера, цвета, материала. Значение слова шире, оно становится менее конкретно. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни. III степень обобщения — слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки,
Раздел III
мебель, посуда и др.). Значения таких слов очень широки. Этот уровень обобщения доступен детям на четвертом году жизни. IV степень обобщения — слово обобщает предыдущие уровни обобщения (слово вещь содержит обобщения, даваемые словами игрушки, мебель и др. Значение такого слова чрезвычайно широко, а связь с конкретными предметами прослеживается с трудом. Эта степень обобщения доступна детям пятого года жизни. Таким образом, чем выше степень обобщения, заключающаяся в слове, тем больше оно оторвано от непосредственных образов и ощущений. Прослеживание закономерностей формирования слов с разными степенями обобщения свидетельствует о том, что формирование высоких степеней обобщения требует систематической педагогической работы. В процессе развития речи дошкольников с нарушенным слухом этот аспект работы должен быть под контролем сурдопедагога. Он учит детей обозначать одним словом предметы, одинаковые по функциональному назначению, но разные по внешнему виду (цвету, форме, величине). Дети усваивают слово, соотнося с ним название не только конкретного предмета, но и других однородных предметов. Купая куклу и уточняя названия частей ее тела, педагог предлагает и детям показать, где у них глаза, уши, рот, нос. Вводя слово цветы, педагог на занятиях и в быту показывает разные цветы, как реальные, так и их изображения на картинках. В средней группе используются в речи педагога и детей слова с разным уровнем обобщения. С одной стороны, повышается степень обобщения уже знакомых слов. Словом мяч ребенок обобщает данные предметы, разные по цвету, форме, величине; за словом собака у него есть представления о разных по внешнему виду животных. С другой стороны, в речи педагога и детей используются слова с более высоким уровнем обобщения (заниматься, играть, работать, умываться и др.), значения которых конкретизируются в быту и на занятиях (Будем заниматься. Что будем делать? — Слушать, читать, говорить... Повар работает. Повар ва-
Глава 4. Содержание и методы развития речи детей
рит суп, делает салат). Работа над глагольными обобщениями имеет особо важное значение, так как они наиболее сложны для детей с нарушениями слуха: часто дети соотносят их значение с одним действием, например, слово умываться понимают как вымыть руки. Учитывая расширяющийся словарь по различным темам, в средней группе проводятся упражнения, направленные на раскрытие видо-родовых отношений слов. В связи с этим сообщаются слова, обозначающие родовые понятия и имеющие более высокую степень обобщения. Раскрытие значений этих слов способствует формированию понятий и элементов логического мышления. Через уточнение видо-родовых отношений повышается уровень систематизации лексического материала. Как правило, уже в младшей группе дети при знакомстве с соответствующими темами узнают такие слова, как фрукты, овощи. Значительно больший объем работы по формированию видо-родовых отношений слов проводится в средней группе, где даются и уточняются значения слов животные, посуда, мебель, одежда, обувь и др. При проведении этой работы нужно не только уточнить связи между словами с видовыми и родовыми значениями, но и ввести обобщающие слова в речь детей, научить их пользоваться ими, У детей с нарушенным слухом могут наблюдаться своеобразное понимание слов с разной степенью обобщения и овладение категориальными понятиями. Например, Анд рюша, воспитанник экспериментальной группы, не понимал, почему необходимо использовать слово животное, когда говорили о зайце. По его мнению, заяц — это заяц. Лара пытается объяснить ему, для чего используется слово животное: Заяц — это имя, животное — это фамилия» (из наблюдений Л.П. Носковой). Прежде чем сообщать слова с родовым значением, необходимо, чтобы в словаре детей были слова, обозначающие видовые понятия. Например, прежде чем вводить слово обувь, дети должны знать слова туфли, сапоги, ботинки, тапочки, при этом значение каждого слова формируется в процессе демонстрации предметов разного цвета, формы, с различной отделкой. При введении слов с более высокой степенью обобщения их значение должно соотноситься со
Раздел 111
словами, обозначающими конкретные предметы данного вида1. Формируя значения слов, обозначающих родовые понятия, необходимо стремиться к тому, чтобы дети употребляли эти слова не только по отношению к знакомым предметам, но и к незнакомым. Например, относили слово фрукты и к знакомым фруктам — яблоку, груше, сливе, и к незнакомым (хурма, киви). Важно, чтобы дети в собственной речи использовали эти слова, заменяя ими перечисление конкретных обозначений или используя их в сочетании. Например, дети рисовали грушу, яблоко, банан. Педагог может предложить детям вместе сказать: Мы рисовали фрукты или Мы рисовали грушу и другие фрукты. Необходимо помнить, что использование слов с высокой степенью обобщения способствует более экономной передаче речевых средств. Например, педагог говорит детям: Нужно убрать фрукты. Нужно вымыть посуду. При этом он уточняет, что не надо перечислять все предметы. Например, на занятии по теме «Овощи» проводится работа по уточнению видо-родовых отношений слов. Сначала педагог организует дидактическую игру «У кого?», в процессе которой дети отвечают на вопрос педагога и закрывают картинками с изображениями овощей соответствующие рисунки на большой карте. Задаются вопросы {У кого помидор? У кого свекла? У кого репа?). Когда все картинки оказались на большой карте, педагог еще раз перечисляет все объекты: помидор, морковь, огурец, капуста, свекла, картофель, репа. Затем он вводит слово «овощи». Дети читают предложение: Морковь, лук, помидор, капуста, свекла, картофель, репа — овощи. Если на картинках изображены незнакомые детям овощи, педагог сообщает: Это тоже овощи. Затем уточняется, где они растут. Педагог предлагает детям: Назовите овощи. Для закрепления речевого материала предлагается рассмотреть картину «В овощном магазине». Уточняются ответы на вопросы: Что продают в магазине? Какие овощи продает продавец? Какие овощи покупает мама!
______________ 1 Такие упражнения содержатся в книге Л.П. Носковой «Учимся наблюдать, говорить, читать, писать». — Смоленск, 1999. —С. 136-155. Глава 4. Содержание и методы развития речи детей
Введя в речь детей слова с родовым значением, необходимо постоянно использовать их в различных междусловных сочетаниях: Покажи овощи. Нарисуй овощи. Какие овощи ты. знаешь? Принеси лук и другие овощи. Уточнение значений слов, связанных отношениями «целое и его часть». Уточнение связей слов по типу «целое и его часть» позволяет обогатить речевой запас детей словами, необходимыми для обозначения частей целого, более точного обозначения деталей и элементов предметов. Известно, что глухие дети часто смешивают слова, необходимые для называния целого и его частей, например: пальцы — рука, лицо — голова. Упражнения по уточнению смысловых связей данного типа могут быть связаны с любой тематикой. В средней группе при проведении занятий по теме «Растения» детей можно познакомить со строением дерева (дерево: корень, ствол, ветки, листья), по теме «Одежда» — с названиями некоторых деталей одежды (воротник, рукава, пояс, карман). При отборе словаря для уточнения данных смысловых отношений необходимо использовать слова, которые часто используются в речи, необходимы ребенку в бытовой деятельности, избегая малочастотных и редко используемых слов. Отношения слов «целое и его часть» часто уточняются в процессе описания животных. Рассматривая картинки с изображением лисы, дети узнают, что у нее есть голова, туловище, лапы, длинный пушистый хвост. Помимо этого уточняются другие признаки, связанные с внешним видом и повадками животного (где живет, что ест). В дальнейшем этот речевой материал включается в описания, загадки, называние предмета, животного по описанию. Например, в теме «Животные» педагог предлагает узнать животное по описанию: Есть голова, туловище, плавники, жабры, хвост. Живет в воде. Кто это? Уточнение значений антонимов. Со словами, противоположными по значению, дети знакомятся в быту (пришел-ушел, холодный-горячий, сладкий-горький), на занятиях по видам деятельности, по формированию математических представлений (большой-маленький, длинный-короткий и др.). Однако в этих условиях слова с противоположным
Раздел III
значением сообщаются в связи с определенной ситуацией, когда есть возможность продемонстрировать противоположные по характеру действия, явления. На занятиях по развитию речи в средней группе сурдопедагог отбирает слова-антонимы, конкретизирует значения слов данной группы. Антонимы — слова с противоположным значением, делятся на разнокорневые, где противоположность выражается разными основами (много-мало, широкий-узкий, надевать-снимать), и однокорневые, когда противоположность передается с помощью противоположных по смыслу приставок (верно-неверно, мало-немало, приехать-уехать, включать-выключать, принести-унести). Сурдопедагогу необходиомо планировать работу так, чтобы дети учились понимать значения слов, передающих противоположные свойства или качества предметов, которые выражаются чаще всего с помощью прилагательных или наречий (веселый-грустный, трудолюбивый-ленивый, трудно-легко). Данная группа слов образует самый большой класс антонимов, т. к. они часто выражают противоположность действий, необходимо конкретизировать значения соответствующих глаголов (надеть-снять, одеваться-раздеваться, прийти-уйти). Работа по обогащению словаря антонимами проводится на материале любой тематики. Смысл слов раскрывается прежде всего в определенной коммуникативной ситуации. Так, отбирая речевой материал для организации занятия, педагог может запланировать фразы с использованием антонимов (раздай-собери картинки, игрушки). Так же могут быть уточнены значения слов откройте-закройте (книги), принеси-унеси и др. В процессе отбора тематического словаря педагог планирует использование слов-антонимов. Например, по теме «Животные» в процессе рассматривания и описания животных могут быть уточнены значения слов: длинный-короткий (хвост, уши, лапы); быстро-медленно (бегает, ползает), добрый-злой (о сказочных животных). Уточнение значений слов-конверсивов. Слова-конверсивы используются для выражения «обратных» отношений между участниками ситуации (один дал — другой
Глава 4. Содержание и методы развития речи детей среднего дошкольного возраста
взял,... продает —... покупает, бросает — ловит, послал — получил). Это языковое явление, способствующее раскрытию взаимосвязи слов и конкретизации их значений, может использоваться при отборе словарного материала к занятиям. Сурдопедагоги часто, даже не зная данного термина, предъявляют детям парами слова, значения которых взаимосвязаны (Толя толкнул Катю, Катя упала). Слова, связанные данным типом отношений, часто недостаточно понимаются детьми с нарушенным слухом и вследствие этого смешиваются. Например, в реальной коммуникативной ситуации дети долго не понимают смысл слов дал-взял: кто именно дал и кто взял. Значения этих слов могут быть конкретизированы только в реальной ситуации. При отборе речевого материала к разным темам педагог может предусмотреть уточнение значений слов данной группы. Например, к теме «Животные» — кормит-ест; «Посуда» — уронил (тарелку) —разбилась; «Растения» — посадил (цветок) — вырос. На занятиях по развитию речи могут быть использованы создавшиеся ситуации или созданные преднамеренно. Так, проводя занятие по теме «Магазин» или «Профессии», в процессе дидактической игры или рассматривания сюжетной картинки уточняются фразы: Продавец продает игрушки. Дети покупают игрушки. В данной ситуации необходимо уточнить значения слов продает — покупает. Значительная работа по конкретизации значений слов, связанных конверсивными отношениями, может быть проведена на других занятиях, в быту, где создаются конкретные условия для раскрытия их значения (Ваня шалил, тетя Оля наказала Ваню. Катя, бросай мяч. Вова, лови мяч). Уточнение значений синонимов. Формирование понимания значений слов-синонимов представляет для дошкольников с нарушениями слуха большую трудность. Синонимы — это слова с одинаковым или сходным значением, которые могут уточнять различные стороны обозначаемого. Работа над ними проводится в средней группе эпизодически, больше внимания ей уделяется на четвертом-пятом годах обучения. В средней группе при организации деятель-
Раздел III
ности и занятий педагог демонстрирует детям, что в одной и той же ситуации можно использовать слова, близкие по значению. Предлагая детям сесть, он использует разные слова: Ребята, сядьте. Девочки и мальчики, сядьте. Дети, сядьте. В каждой теме можно использовать игровые и учебные ситуации, чтобы показать детям, как сказать по-другому. Например, на занятии по теме «Части тела» собираются купать куклу. Педагог уточняет, что кукла неаккуратная, можно сказать — грязнуля. Рассматривая с детьми признаки зимы, педагог предлагает детям сказать по-разному: Наступила (пришла) зима. Идет (падает) снег. Дети (ребята) катаются на санках. В процессе работы по обогащению словаря требуют специальной отработки не только слова, объединенные смысловыми отношениями. Поскольку дети с нарушенным слухом в основном запоминают слова на зрительной основе, они часто смешивают единицы, близкие по буквенному составу: морковь-макароны, положи-покажи, повесь-поставь. Значения этих слов необходимо уточнять в бытовых ситуациях, в дидактических играх на занятиях по развитию речи.
|