Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! С нарушениями слуха
У глухих и слабослышащих дошкольников, как и у их сверстников с сохранным слухом, весьма заметными выступают индивидуальные особенности развития. Но это не мешает при всём многообразии различий выделить и у них и единичные, и особенные, и общие закономерности развития при сходных органических нарушениях. Говоря о формировании личности нормального ребёнка, Л.С. Выготский объясняет этот процесс как совпадение, сплав линий естественного и культурного развития, как врастание в цивилизацию. Это происходит поступательно, по мере физиологического созревания и падающего на эту почву обучения, воздействия окружающих и усвоения общественного опыта при поддержании активности ребёнка. При нарушенном слухе «у дефективного ребёнка такого слияния не наблюдается»1. И поэтому негативное проявление дефекта заключается в «социальном вывихе», т. е. в неполноценном развитии личности без специальной коррекционно-восстановительной помощи.
_____________ 1 Выготский Л.С. Собр. соч. — М., 1983. — Т. 5. — С. 22.
Глава 1. Научные основы методики развития речи
Усвоение речи при нормальном слухе происходит на основе общения с окружающими и путём подражания. У глухих и слабослышащих детей даже при специальном формировании речи в условиях организованного обучения процесс её усвоения оказывается замедленным. В самой структуре речевой деятельности и приобретаемой языковой системе длительное время сохраняются специфические отклонения. К ним относятся различного рода фонетические дефекты, обеднённый словарный состав, аграмматизмы, низкий уровень языковых обобщений и др. Как полное отсутствие словесной речи или её глубокое недоразвитие, так и замедленное её формирование со всеми трудно преодолимыми недостатками негативным образом сказывается на всех психических функциях и процессах. В развитии сознания человека все психические явления связаны между собой мыслительной деятельностью, которая опосредована речью, поскольку мышление совершается через обобщения и овладение понятиями на основе языка слов. Речь выполняет интегрирующую функцию в развитии сознания и реализует функции общения, закрепления опыта и воздействия в ходе социализации личности. Без языка, без речи нет ни полноценного сознания, ни самосознания. В ходе многосторонних исследований детей с недостатками слуха выявлены многие отклонения за счёт органического нарушения как в процессах физиологического созревания, так и психического развития. При различных повреждениях в период внутриутробного развития и из-за перенесённых заболеваний в раннем возрасте, а иногда и мозговых травм у детей наблюдается запаздывание в овладении ползанием, сидением, прямостоянием, хождением, захватыванием и удержанием предметов. Отсутствуют эмоциональные реакции на близких людей. Неустойчивым и непостоянным является типичный для младенцев «комплекс оживления», ослаблен интерес к предъявляемым ребёнку предметам. Специалисты отмечают, что к началу дошкольного возраста одни дети страдают двигательной расторможенностью, чрезмерной возбудимостью, другие, наоборот, мало-
Раздел I
подвижны, заторможены, быстро истощаемы. В моторном и физическом развитии эти дети отстают от слышащих сверстников по срокам и качеству формирования основных движений. У них обнаруживаются различные характерные отклонения в равновесии, координации, осанке, походке, произвольных движениях. Отмечаются слабость речевого дыхания, быстрая утомляемость, неумение подражать движениям других. Показано, что у этих детей имеет место задержка в развитии локомоторных и статических функций, и это оказывает влияние на формирование межанализаторных связей, сужает «ближнее» пространство. Нарушение ориентировки в пространстве и предметном мире приводит к несвоевременному и неполноценному формированию присвоения общественного опыта. Было выявлено, что даже дети 5-летнего возраста, с опозданием включённые в систему специального обучения, не умели уверенно ходить без помощи руки взрослого, часто падали на ровном месте, не могли передвигаться по лестнице, ходить, не наталкиваясь, друг за другом, сделать несколько шагов или даже устоять на месте с закрытыми глазами. Наблюдалась неловкость в пользовании ложкой, кружкой, салфеткой, трудности в овладении навыками одевания, раздевания, умывания, причёсывания, даже жевания и глотания пищи. Многие недостатки в овладении навыками самообслуживания и гигиеническими процедурами обусловлены самим органическим нарушением, а также неблагоприятными, неадекватными условиями воспитания в семьях, где родители считают этих детей больными и не предъявляют к ним доступных возрасту требований. Вынужденная гиперопека в семье порождает дополнительные отклонения. Обозначенные дефекты физиологического и физического развития не являются стабильными, непреодолимыми. При изменении условий воспитания, включении такого ребёнка в детский коллектив, проведении целенаправленной педагогической работы и создании уплотнённой слухо-речевой среды, обеспечивающей стимуляцию усвоения языка, многие недостатки преодолеваются полностью или заметно сглаживаются.
Глава 1. Научные основы методики развития речи
Особой специфичностью отличаются отклонения в психическом развитии неслышащих и плохо слышащих детей. Можно констатировать, что нарушения слуха не только сами по себе сужают ориентировку в окружающей действительности, поскольку весь мир звуков оказывается для них закрытым или обеднённым, но за счёт тормозящего влияния на речевое развитие приводят к своеобразному развитию и ощущений, и восприятий, и представлений. Ущербность сенсорного развития отрицательно сказывается на других психических явлениях, таких как внимание, память, на всех формах мышления, на эмоционально-волевой сфере, соответственно на выработке мотивационно-потребностного плана деятельности и самих практических умений. Горизонты сознания без коррекционного воздействия оказываются чрезвычайно суженными на всех этапах саморазвития таких детей, хотя слабая динамика в развитии этих процессов наблюдается, поскольку эти дети всегда находятся в человеческом обществе и своими способами по мере взросления частично перенимают опыт окружающих. При полной сохранности зрительной, тактильно-вибрационной, осязательной, обонятельной чувствительности у детей, как отмечают исследователи, со значительным отставанием от возрастной нормы формируются образы представлений. Так, при проведении эксперимента по складыванию разрезной картинки и восстановлению целого изображения путём использования вкладок в определённые вырезы А.А. Катаева обнаружила заметные расхождения между глухими и слабослышащими дошкольниками одного возраста как в начале их обучения (в 3-4 года), так и к концу дошкольного периода. Эти различия сохраняются у тех и других, хотя своя положительная динамика свойственна каждой категории детей. Степень успешности выполнения заданий зависела также от количества составных частей целой картинки (предъявлялось 2, 3, 4, 5 частей разрезной картинки и разное количество вкладок). Чем больше было частей, тем больше трудностей. Механизм зрительного восприятия и формирования образов представлений зависит, как видим, от качества по-
Раздел I
знания предметного мира, для чего требуется разномодальное обследование предметов, включающее и слуховое восприятие. Процесс обобщённого усвоения основных признаков предмета обусловлен также уровнем речевого развития и возможностями самостоятельного присвоения речевых средств. То и другое у глухих и слабослышащих детей всё же не является одинаковым. При относительно равном состоянии органов зрения разная степень нарушения слуха и разные уровни и возможности овладения речью дают различные показатели при формировании образов представлений. Восприятие и различение цвета, формы, размера, количества, температуры, веса и усвоение их сенсорных эталонов у детей по сравнению с нормой также отстают при нарушенном слухе. Это связано со словесной укорененностью сенсорного эталона, а не только с каждой модальностью рецептора. Но труднее всего у этих детей формируются ощущение и восприятие пространства и времени. Это отмечается не только у детей дошкольного возраста, но и у школьников, и даже у взрослых глухих. Слуховая функция, по-видимому, напрямую влияет на формирование представлений о последовательности событий, протяжённости времени и пространства, а словесная речь влияет на это опосредованно, путём словесных обобщений. И всё же следует отметить положительные предпосылки к преодолению наиболее чётко выраженных отклонений в сенсорном развитии этих детей, о чём свидетельствуют данные как можно раннего начала работы с детьми не только в плане их слухоречевой тренировки, но и в плане организации их режима дня, бытовой деятельности, физического воспитания, развития игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной видов деятельности. Удовлетворение всех естественных и умственных потребностей ребёнка, адекватная направленность его активности постепенно вводят ребенка в русло нормального развития. Его внимание акцентируется на существенно важных признаках предметов и фиксирует в памяти успешность достижения намеченных целей; мышление несколько замед-
Глава 1. Научные основы методики развития речи
ленно, но всё же планомерно проходит все генетически последовательные уровни развития; эмоционально-волевая сфера уравновешивается под влиянием адекватных требований и установок со стороны взрослого и объективных условий ситуации. При характеристике речевого развития детей с недостатками слуха обычно указываются два отличительных признака, а именно: её отсутствие (немота) или глубокое недоразвитие (предполагающее нарушение всех уровней языковой системы). Однако данная оценка состояния речи справедлива лишь тогда, когда точкой отсчёта является полноценная, осмысленная звуковая членораздельная речь с достаточной синтаксической развёрнутостью и вполне нормальной лексической наполняемостью. Но обобщённая характеристика состояния речи детей с нарушениями слуха требует детализации и конкретизации с учётом разных проявлений языковой компетенции. Одни дети не только молчат в окружении говорящих, но даже смеются и плачут почти беззвучно. Другие, смеясь и плача, издают эмоционально окрашенные голосовые реакции и, привлекая внимание взрослых, громко кричат. Этими показателями нельзя пренебрегать, начиная работу с детьми. Далее, у некоторых детей наблюдается стойкое внимание к лицу говорящего, они достаточно пристрастно изучают мимику лица, прослеживают движения рук и действия с предметами, соотнося их с речевыми движениями, хотя при этом речь у них может и отсутствовать. Многие дети при обращенной к ним речи взрослого отворачиваются или даже закрывают глаза руками, но есть и такие, которые спокойно и равнодушно смотрят в лицо говорящего или пытаются по ситуации догадаться, о чём идёт речь. Нередки случаи, когда дети, оставаясь в одиночестве, пытаются беззвучно артикулировать, обращаясь к куклам или мишкам, к фотографиям близких людей, к себе в зеркале. Часть детей постоянно дают голосовые реакции, отнесённый и неотнесённый лепет, произнося однотипные слоги, пытаются назвать себя или маму, тётю, любимую игрушку
Раздел I
и т. п. У отдельных детей имеются контуры часто используемых окружающими слов и даже зачатки примитивных фраз, типа: мама там, ула упа (кукла упала), mama бобо (о себе: Таня болеет). Большинство детей как из семей слышащих родителей, так особенно из семей глухих рано пытаются пользоваться различными указательными жестами, добиваясь удовлетворения своих естественных потребностей. В случаях непонимания их взрослыми говорящими людьми эти дети проявляют негативизм, капризничают, становятся неуправляемыми и даже агрессивными. Некоторые мамы, приводя к специалистам на обследование детей, заранее предупреждали, что в случаях нарушения контакта дети могут убегать, бросаться на пол, расшвыривать картинки и игрушки, плюются, кусают или щиплют свою мать, топают, стучат, бьются головой и т. п. Но всё это уже результат неуспешности воздействия на ребёнка и неадекватности предъявляемых требований на предшествующих этапах, отсутствия полноценного речевого контакта. В целом же, суммируя изложенное выше, можно утверждать, что абсолютно безречевых детей даже в среде глухих нет. У всех есть определённые предпосылки, соотносимые с ранними этапами речевого дословесного развития в норме. Эти предпосылки (голосовые реакции, неотнесённый и отнесённый лепет, непроизвольное и произвольное артикулирование, прослеживание и соотнесение неречевых предметных и собственно речевых действий, приближённое произнесение коротких слов и фраз, адекватное восприятие лица говорящего, использование примитивных указательных жестов и присвоение жестов глухих родителей) являются основными, базовыми компонентами уникальной человеческой языковой способности, которая формируется в ходе развивающегося общения и на основе ранних форм предметной деятельности. Эта способность не является врождённой, а сама базируется на других фундаментальных психических способностях, таких, как двигательная, сенсорно-перцептивная, ритмическая, символическая, подражательная, умственная, коммуникативная. Языковая способность развивается, по мнению А.Р. Лурия, в процессе при-
Глава 1. Научные основы методики развития речи
менения языка. Это применение и входит в содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими недостатки слуха. В исследованиях дефектологов и психологов отмечаются не только различного рода недостатки в развитии разных сторон психической деятельности, но и потенциальные возможности неслышащих и слабослышащих детей, скрытые резервы в компенсации дефекта и положительная динамика формирования различных умений и навыков при организации специального обучения. Подчёркивая значение специального коррекционно-вос-питательного воздействия, сурдопсихологи, указывая не только на обязательность использования сохранных анализаторов, но и на необходимость стимулирующего влияния на нарушенный анализатор, намечают пути компенсации нарушенного слуха. Но при этом отечественные учёные, обращая внимание на особую роль зрительного и тактильно-вибрационного восприятия при нарушенном слухе, категорически отвергают теорию сверхкомпенсации. Это значит, что и зрительное восприятие, и тактильно-вибрационное требуют специального включения и стимуляции в процессе освоения окружающей действительности, а также в способах усвоения словесной речи. Роль специального обучения глухих и слабослышащих детей становится очевидной уже на этапе поступления их в школу, когда различия между обученными и не прошедшими курс специальной подготовки являются весьма значимыми. Даже дети, имеющие дополнительные нарушения в развитии, успевают преодолеть многие отклонения в психофизическом развитии, хотя и испытывают дополнительные трудности в усвоении знаний и навыков. В ходе выполнения всех разделов программы, уделяя первостепенное внимание развитию разных видов детской деятельности, через все действия и операции в структуре каждого вида деятельности глухих и слабослышащих детей терпеливо и настойчиво вводят в содержательный мир языка, преднамеренно отрабатывая все стороны и ступени языковой системы. Поскольку ни один вид практической деятельности, даже игра, у этих детей полноценно в ходе спонтан-
Раздел I
ного развития не складывается, в процессе специально организованного обучения приходится параллельно формировать и каждый вид детской деятельности, и речевую деятельность в целом, исходя из сходства, общности любой де-ятельностной структуры Для квалифицированного, эффективного выполнения данной работы специалист-дефектолог должен получить некоторый очерченный объём конкретных методических указаний, чтобы на их основе творчески разрабатывать новые приёмы и методы, но для этого ему необходима основательная психологическая, физиологическая и лингвистическая подготовка.
Психофизиологические,
|