Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Апелляция к слушателю.






Представьте себе, что вы отдыхаете в Сочи и любуетесь закатом солнца у Чёрного моря. Теперь представьте закат солнца над тихим лесным озером в Подмосковье или Карелии. А теперь нарисуйте перед собой картину солнца, которое садится в Средиземное море или в Индийский океан. Что менее похоже на берег Чёрного моря – Карелия или побережье Индийского океана?

Давайте поразмышляем над этой пробле­мой вместе.

Задание. Прочитайте текст. Найдите предложения, в которых автор ведёт диалог с воображаемым собеседником. Назовите приёмы, которые использует автор.

 

(1) Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспита­ние неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий: походы по местам боёв, посещение музеев боевой славы, встречи с ветеранами. (2) Между тем сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова в целом.

(3) По мне, пусть себе «патриотизм» будет «военным»: нужно только оговорить, с кем или, лучше, за что «воевать». (4) А «вое­вать» сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. (5) Рус­ский язык. (6) Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматий­ное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к сво­ему языку». (7) Мы же теряем его, пользуясь военно-поэтической терминологией, пядь за пядью.

(8) Ладно, когда дети «рдевшие ланиты» понимают как «покрас­невшие уши». (9) Хуже, когда от школьников узнаёшь, что «поря­дочный» человек – человек, ставящий всякую вещь на свое место, а «алчный» – участвующий в популярной телеигре, горьковское «он был бос» понимается как «он был начальник». (10) А почему при этом «в вытертых штанах»? (11) Да именно потому, что «босс»: ходил же Форд в потертых джинсах!

(12) Но, может, самое грустное, что дети не понимают значений слов «благородный», «самоотверженный», а также «тщеславный»; «корыстный», «коварный», «вероломный» – им хватает двух слов: «хороший» и «плохой». (13) (Даже Эллочке-людоедке из «12 сту­льев» нужно было тридцать.)

(14) Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно, что человек, не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему и, наоборот, знающий его непременно станет добрым. (15) Это так, но речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко» (хотя точность, как нам недавно стало известно, никогда не бывает лишней), а о том, чтобы сделать нас народом. (16) Напомню еще более хрестоматийное: «И назовет меня всяк сущий в ней язык». (I7) Нo русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. (18) Почему? (19) Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда куда язык приходит: из общения и чтения. (20) Но дети и родители сегодня разобщены. (21) Что касается чтения, то тут и говорить нечего. (22) И сегодня «воевать» за русский язык – значит бороться и за литературу, на нем написанную.

(23) В песне нашего детства на вопрос «С чего начинается Родина?» – давался ответ: «С картинки в твоём букваре». (24) Не знаю, какая именно картинка имелась в виду – Красная площадь или белая береза, думаю, что это не так важно. (25) Важно, что Родина, по моему глубокому убеждению, начинается именно с букваря.

(По И. Кабыш)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.