Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды речи-рассуждения (хрии).






Хрии бывают строгие (и свободные), и искусственные (обратные). Строгая хрия состоит из восьми частей:

1. Приступ (вступление). Во вступлении нередко указывается на лицо, которому принадлежит изречение, являющееся темой хрии.

2. Определение, или ясное и точное толкование тезиса.

3. Причина (-ы), объясняющая (-ие), почему данное положение верно.

4. Опровержение, т.е. доказательство от противного («Если эти не так, то...»).

5. Сравнение (пояснение мысли сравнением или уподоблением).

6. Пример (подтверждение мысли примером).

7. Свидетельство (подтверждение данного положения мыслью из авторитетного источника).

8. Заключение (вывод).

Схема хрии может быть более свободной: можно менять после­довательность частей, а некоторые опустить. Схема строгой хрии требует, чтобы тезис предшествовал доказательствам, т.е. предполагает рассуждение от общего к частному (дедуктивный способ рассуждения). Он используется в благожелательно настроенной аудитории.

Если отношение аудитории к оратору (или его мнению) неизвестно или неоднозначно, то используется искусственная (обрат­ная) хрия, в которой, доказательства предшествуют тезису. Такая схема хрии предполагает рассуждение от частного к общему — это способ рассуждения индуктивный.

1) При дедуктивном рассуждении обычно исходят из некоторого общего положения, под которое подводится частный случай, и делают вывод от общего к частному. Дедуктивное умозаключение, состоящее из двух суждений (или иначе: посылок), называется силлогизмом. Например:

1. В школе ученики изучают химию (общее положение).

2. Рома – школьник (частное положение).

_______________________

Рома изучает химию (вывод).

2) В индуктивном умозаключении из ряда фактов, относящихся к одному явлению, выводится обобщение, т.е. делается вывод от частного к общему. Например:

1. В фирме А бухгалтер работает по совместительству. (частное)

2. В фирме Б бухгалтер работает по совместительству. (частное)

3. В фирме В бухгалтер работает по совместительству. (частное)

____________________________________

Все бухгалтеры работают по совместительству. (вывод – общее).

2)Аналогия – самый нестрогий способ получения выводов. Ее можно проводить только в том случае, если сопоставляемые явления сходны в самых существенных признаках, а различия между ними незначительны. Например: «Седьмой отдел постоянно не справляется с планом, но ведь такие же условия работы у их коллег из шестого отдела: там те же объёмы заданий и две сотрудницы в декретном отпуске. Так что ни о каком снижении объёма работ седьмому отделу не может быть и речи». Но если бы количество работающих в отделах или объем заданий различались, аналогия была бы неправомерной.

По содержанию аргументы бывают логические (рациональные) и психологические (иррациональные).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.