Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • х х у «И п* * * йз! * * И* п






    .1 ^ }) I)} щ)} 11 к*,

    } ^ \ «1 д!


     

     


    На ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ осваиваются залигованные ноты, пунктирный ритм, различные виды синкоп.

    Внимание учащихся обращается на то, что лиги, идущие от сильного времени, обозначают продление звука, лиги же, идущие от слабого времени к сильному, образуют синкопу.

    Для знакомства с пунктирными ритмами демонстрируется так называемая сокращенная форма записи (пример 35):

     

    Тпа1 репой Тог ЗсапМо Рго Наз ехр1гес)! Р1еазе \/\л/\лл/.зсапИо.сот

    пеыъе У1Ы1 уууууу.ъцамит.о ти

    .1 Л = < 1. > ГП - ГЧ

    Исполнение пунктирных ритмов требует хорошего ощущения полудоли. Здесь уместно воспользоваться долированием.

    При освоении синкопы13 необходимо объяснить учащимся, что суть бе состоит в наличии двух несовпадающих акцентов — метрического с ритмическим или динамическим. Как известно, метрический акцент всегда приходится на первую долю такта, ритмический возникает на звуке более долгом рядом с более короткими, динамический может быть отмечен специальным знаком, средствами гармонии, фактуры, артикуляции и т.п. Таким образом, в основе синкопы лежит метроритмическое несогласование. Его простейший вид может быть выражен фигурой, в которой первый акцент — метрический, а второй


    П)

    ритмическим:

    Такую синкопу использовал Э. Григ в Сонате для фортепиано, желая придать музыке подчеркнуто акцентный характер (пример 36^:

    I- *

    А11е§го то< 1ега(о Э. Григ. Соната для ф-д^ «


     

     


    Разновидностью метроритмического несогласования являются синкопированные фигуры такого типа:

    > с1 (Рог ЗсагиШЙРго (паз ехр1гей! < •.'

    I II]

    Р1еазе мзН тт.зсапШо.сот

    Следует рассмотреть также внутритактовую, внутридолевую и междутактовую синкопы. Фрагмент из~ пьесы Б. Бартока «Флейтовый наигрыш» (пример 37) демонстрирует все перечисленные виды синкоп:

    37 Ап<! ап1е то Но гиЬа(о ассе1. а (етро

    Нат/и/Мо

    Б. Барток. «Флейтовый наигрыш» («Пьесы для детей»)


    ПЯТОЙ ЭТАП содержит усложненные внутритактовые группировки с паузами, свободные ритмы речитативов с вокальной группировкой. произвольные виды

    ритмического деления.

    На данном этапе учащиеся оперируют всеми; известными им ритмическими фигурами и их многообразными сочетаниями. Из произвольных видов деления длительностей наиболее вероятны для

    л

    использования на уроках сольфеджио триоли, дуоли, квартоли и квинтоли. По аналогии с триолью дуоль, квартоль и квинтоль осваиваются путем деления доли или

    такта на соответствующее количество единиц.

    Содержанием ШЕСТОГО ЭТАПА являются полиритмия и полиметрия. " х

    Г Тпа1 репой 1Ъг Зсатйо Рго Наз ехр1гей! г

    Полиритмия возникает при сочетании в нескольких

    г РГеазе У13|{ \лл/\лл/.зсат'йо.сот

    пластах музыкальной ткани длительностей, которые не имеют общей соизмеряющей их ритмической единицы (пример 38): ®

    Р1асеУо1е

    А. Скрябин. Этюд, ор. 8

    ТГП ТИ" ггтггГГ*

     


     

    В приведенном отрывке линия каждого голоса предварительно арти­кулируется на произвольный слог, а затем пример исполняется двумя грунпа- ми учащихся.

    Полиметрия образуется при несовпадении в разных пластах фактуры метрических акцентов.

    В сольфеджио полиритмия и прлиметрия (внутритактовая и междутакто­вая) фигурируют в ансамблевом ритмизировании или пении, а также при записи многоголосных диктантов. Например, весьма доступной, учитывая простоту звуковысотной стороны текста, может быть запись отрывка из пьесы С. Слонимского «Проходящая красотка» (пример 39). Однако в нем содер­жатся ритмические трудности, которые выражены весьма оригинальной внут- ритактовой полиметрией: разЭД^^ЬШЙЖбртр^анизует в двух фактурных пластах по-разному: в нижнем §р(! #^^2), загйоверхнем — | с синкопами.

    Фрагмент из «Девичей песни» И. Стравинского (пример 40), демонстри­рующий междутактовую полиметрию, интересен для исполнения не только с фортепианным сопровождением, но и с собственной ритмизацией аккомпа­немента, который воспроизводится двумя руками.


     

     


    АНе^го Ьеп п1та(о
     

    1: Е
    -- Г 1
    Ф>

    С. Слонимский. «Проходящая красотка»

    ы

    $

    Хга: ю\о

    ^


     

     


    8-
    т
    а. 9-
    ЗЕ

    ушу*


     

     


    ш
    т
    аи»*

    (4 ниР" *;

    I ^йр

    # к
    ш
    йЩ»* " 111* *
    I]
    г»

    тт


     

     


    Л 1> АЦ —■... «г" —.........   Друг =^ мой
    ЦчЦ И Л ------- «   Г*- - Ч *   л -------   * 9- ■
    7 Ь Д 4 «1     ^ Л   -Л------ _:. ё 1'   У *  
    Тетро «I =е9

    Я.Стравинский. Девичья песня («Четыре русские песни»)

    Тпа1 рег! ос1 Тог ЗсапИо Рго Наз ехр1гес1 РЦро'В^ую^'моэд. даа| и Ни ил 11

     

    НО
    /
    ш

    ч I» Г? ^


     

     


    ми - л 1)1 и, крас
    МО

    сом - пыш - ко мо - с,


    У
    и
    II '
    И
     
    I

    ш

    ? ГТ

    НУ*


     

     


    . В примере 41 представлена междут^ктовая полиметрия, состоящая из трех пластов: верхний пласт образует мелодия с обозначенным размером в соответствии с текстом, в аккомпанементе мелодико-гармоническая струк­тура верхнего голоса обнаруживает размер а нижнего — Аккомпанемент могут ритмически исполнить две группы учащихся.

    Как видим, наряДу со специальными ритмическими упражнениями в ра» боте над ритмом может быть использован и художественный материал. В сбор­никах пьес современных композиторов содержатся большие возможности для привлечения учащихся к разнообразным формам исполнения ритма, в том


    *


     

    числе и в ансамбле. Фактура некоторых пьес порой сама подсказывает фор­му исполнения ритмического рисунка. При этом ценно, что ученик, артику­лируя ритм (хотя многие пьесы удобны и для пения), видит художественный текст во всей его полноте. Нетрудно заметить, что в пьесах для детей компо­зиторы придают ритму такое же большое значение, как и в «большой» музы­ке. «Микрокосмос» Б. Бартока, например, можно рассматривать как школу воспитания слуха юного исполнителя во всех аспектах музыкального языка: в ладовом, гармоническом, синтаксическом, фактурном и, конечно же, в рит­мическом. То же можно сказать и о пьесах для детей С. Слонимского, В. Цы- товича, С. Вольфензона, Б. Кравченко, Ж. Металлиди и многих других.

    Стоит задуматься, не слишком ли долго мы держим детей на псевдона­родных песенках, состоящих их четвертных и восьмых длительностей, и не пришло ли время изменить к ритму само отношение? Ведь двигательная осно­ва ритмического чувства располагает к занимательной, порой наполненной неожиданностями ритмической «игре», близкой подрастающему поколению. К сожалению, отечественная учебная литература испытывает дефицит в по-

    И. Стравинский. «Подблюдная» («Четыре русских песни»)

    она,

    ела

    I

    ома,

    I

    I

    т.

    т

    ш-

    гпбмспг гпрттма тт*.ип ппрлначияийнт, ту л ля пячтштъш питмииргтгогп гтп/уя уптя


    в теоретическом плане вопросы ритма в настоящее время освещены достаточно полно и многообразно (см. Список рекомендуемой литературы).

    Развитие слухо-двигательного аппарата учащихся имеет самодовлеющее значение. Поэтому программа метроритмического воспитания образует самостоятельный раздел сольфеджио, в котором усложнение ритмических задач может не соответствовать уровню ритмических трудностей текущего момента в пении по нотам и в диктантах. Поскольку двигательная сфера успешнее развивается вне звуковысотности, постольку специальная программа ритмического воспитания будет время от времени опережать и подготавливать трудности, содержащиеся в материале для пения и слухового анализа.

    Предложенная последовательность освоения метроритма относится к области традйг^шйМ^^тйЬсйР^к^йейроблематики. В этой главе была поставлена цела^йШ^ёретгы, заострить внимание педагогов на проблемах метроритмического воспитания, подсказанных практикой, с другой — предложить методические и программные подходы к формированию ритмического слуха, которые, возможно, приведут учащихся музыкальных школ и училищ к освоению действительно сложных явлений метроритма в музыке XX века более коротким путем. В методическом плане задачей особой важности является работа над преодолением инерции на равномерно-акцентный метр и традиционные классические ритмоформулы. Строго поэтапное овладение ритмическими трудностями позволит раньше включить в певческий и слуховой обиход учебной дисциплины сольфеджио метроритмическую динамику и сложноорганизованные ритмические рисунки музыки XX века.


    Список литературы.

    1. Агарков О. Об адекватности восприятия музыкального метра // Музыкалы искусство и наука: Сб. ст. Вып. 1. М., 1970.

    2. Афонина Н. Временная организация в музыке. Ритм. Метр. Темп. СПб., 2001.

    3. Афонина Я. О ритмическом, воспитании в теоретических курсах музыкального учи­лища // Теоретические дисциплины в музыкальном училище. Вып. 2. СПб., 1993.

    4. Бергер Н. Методические рекомендации по ритмическому воспитанию: чтение и запись. Л., 1990.

    5. Зенит Л. К проблеме формирования метроритмических представлений музыканта// Психологические и педагогические проблемы музыкал ьного образования: Сб. тр. Вып. 4. Новосибирск, 1986.

    6. Костяева И. О ритмической полифонии и чувстве музыкального темпа: Методи-

    ^ - у- Тпа1 реаойА^ЗсапИо Рго га5.ехр|гей! "

    ческая разработка. Краснодар, 1У79. р

    7. Костяева И.В. Чувство соотношшиилдоштейБноетей и чувство размера: Методи­ческая разработка. Краснодар, 1979.

    8. Назайкинскш Е. О музыкальном темпе. М., 1965.

    9. Холопова В. Музыкальный ритм. М., 1980.


    Е 1

    т

    шт


    [1] • • II •

    Е р У *Т

    [2]






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.