Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ремонт и обслуживание системы охлаждения






 

Неисправности системы охлаждения имеют следующие признаки: подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя, а также повышенный шум при работе жидкостного насоса, возникающий при выходе из строя его подшипников.

Подтекание охлаждающей жидкости может быть выз­вано негерметичпостью соединений шлангов системы охлаж­дения со штуцерами и патрубками, неплотностью соедине­ний фланцев патрубков, негерметичностью спускных про­бок и краника отопителя, повреждением шлангов, трещина­ми в бачках и сердцевине радиатора, износом самоподжимного сальникового уплотнения жидкостного насоса (при вы­текании жидкости из дренажного отверстия насоса).

Контроль герметичности системы охлаждения произво­дится специальным устройством, которое устанавливается вместо пробки на горловину радиатора или расширительно­го бачка и при помощи насоса устройства создают избыточ­ное давление в системе 0, 05...0, 07 МПа, при котором не до­пускается просачивания жидкости из системы. Однако обыч­но подтекание жидкости легко обнаруживается по мокрым следам на месте стоянки, а также по снижению уровня охлаж­дающей жидкости в системе охлаждения.

[Негерметичность соединений шлангов и фланцев патруб­ков устраняется подтяжкой их креплений — хомутов и резь­бовых деталей. Поврежденные шланги и негерметичные пробки и краники заменяют на новые.

Подтекание жидкости через трещины в бачках или серд­цевине радиатора устраняется заделкой трещин при помощи пайки или заклеивания. Незначительное подтекание жидко­сти через радиатор может быть устранено при помощи до­бавления в охлаждающую жидкость специальных герметиков. Однако применение герметиков устраняет подтекание жидкости, как правило, лишь на небольшое время и может иметь вредные для системы охлаждения двигателя последствия. При добавлении герметика в охлаждающую жидкость его частицы осаждаются не только на поврежденные места, но и на остальные поверхности, увеличивая отложения на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения. Это может ухудшить циркуляцию жидкости в системе и со­ответственно снизить эффективность охлаждения двигате­ля и работы отопителя. В этом случае помимо замены не­герметичного радиатора потребуется тщательно промыть всю систему охлаждения.

В случае вытекания жидкости через дренажное отвер­стие корпуса жидкостного насоса необходимо снять его с автомобиля для ремонта (замены деталей сальникового уп­лотнения) или замены. Если небольшое подтекание из дре­нажного отверстия обнаружено в период обкатки автомо­биля, это может являться результатом незаконченной при­работки деталей уплотнения и принимать меры к устранению течи пока нет необходимости. Недопустимо устранять. подтекание закрытием отверстия. Это неизбежно приведет к попаданию жидкости в подшипники насоса и к их разру­шению.

Перегрев двигателя характеризуется повышенной тем­пературой и возможным закипанием охлаждающей жидко­сти. Возникает он вследствие недостаточного уровня охлаж­дающей жидкости; пробуксовки или обрыва ремня привода жидкостного насоса и генератора; неисправ­ности электровентилятора (не включается из-за неисправно­сти датчика или электродвигателя, который не дает нужной частоты вращения); поломки крыльчатки жидкостного на­соса; неисправности термостата (не открывается основной клапан и жидкость через радиатор не циркулирует); засоре­ния воздушных проходов в сердцевине радиатора; отложе­ния загрязнений и накипи в радиаторе и на стенках рубашки охлаждения.

При перегреве двигателя охлаждающая жидкость зна­чительно увеличивается в объеме и может происходить ее выход через пробку распределительного бачка. А при сильном (свыше 110°С) перегреве жидкости она может заки­петь и вследствие значительного повышения давления в системе охлаждения (особенно при неисправном паровом клапане пробки расширительного бачка или радиатора) мо­жет нарушиться герметичность радиатора (радиатор поте­чет). Кроме того, при перегреве происходят потеря мощно­сти двигателя вследствие ухудшения наполнения цилинд­ров горючей смесью, а также падение давления и выгора­ние масла, что приводит к усиленному изнашиванию поршневой группы и цилиндров. При длительной работе с по­вышенной температурой возможно заклинивание поршней в цилиндрах и выход двигателя из строя, поэтому при пер­вых признаках перегрева необходимо принимать меры к устранению его причин. При снижении уровня охлаждаю­щей жидкости необходимо определить и устранить причи­ну его снижения и долить необходимое количество охлаж­дающей жидкости. Пробуксовка ремня привода жидкостного насоса может происходить вслед­ствие его слабого натяжения и (или) замасливания. Ослабле­ние натяжения ремня является следствием его вытягивания, в результате чего частота вращения насоса, вентилятора и гене­ратора отстает от частоты вращения коленчатого вала. Призна­ками пробуксовки ремня помимо перегрева двигателя являют­ся подергивание стрелки амперметра, а также недозаряд акку­муляторной батареи (более тусклый, чем обычно, свет ламп).

Проверка натяжения ремня привода жидкостного насоса и генератора осуществляется по прогибу ремня при прило­жении к нему определенного усилия. Для проверки натяже­ния могут использоваться линейка с рейкой. При измерении рейку прикладывают к приводным шкивам, а линейку устанавливают посередине рейки и, надавливая на линейку с определенным усилием, измеряют величину про­гиба ремня и сравнивают измеренное значение с требуемым. Однако точность измерения при использовании данного спо­соба невысока и в значительной степени зависит от опыта работника, поскольку при данном способе не производится измерения прилагаемого к линейке усилия.

Замасливание ремня удаляется после его снятия протир­кой ручьев приводных шкивов и самого ремня тряпкой, слегка смоченной в бензине.

Снятие и установка ремня привода водяного насоса и ге­нератора производятся следующим образом. Для снятия рем­ня необходимо ослабить крепления генератора, как описано выше, прижать генератор с помощью монтажной лопатки к блоку двигателя и снять освобожденный ремень со шкива. Установку ремня производят в обратном порядке. После ус­тановки ремня проверяют его натяжение и при необходимо­сти производят регулировку натяжения.

При обрыве ремня производится установка нового ремня и проверка его натяжения в описанном выше порядке.

Проверка электропривода вентилятора производится по температуре охлаждающей жидкости, при которой происхо­дят его включение и выключение. Проверка действия термостата может производиться не­посредственно на автомобиле. Для этого необходимо пус­тить двигатель и ощупать рукой нижний бачок или нижний патрубок радиатора. При исправном термостате бачок или патрубок начинает прогреваться, когда температура охлаж­дающей жидкости достигнет 80...90°С. При этом стрелка указателя температуры в комбинации приборов должна на­ходиться на расстоянии 3...4 мм от красной зоны шкалы или располагаться между делениями 80..Л00 мм на цифровом указателе. Однако более просто и удобно производить про­верку термостата, если снять его с двигателя. Для этого снятый с двигателя термостат опускают в сосуд с водой, нагревают в нем воду и определяют по термометру температуру начального и полного открытия клапанов, а так­же их ход.

При выходе контролируемых параметров за указанные выше пределы термостат подлежит замене.

При поломке жидкостного насоса его снимают с двига­теля, разбирают и восстанавливают его работоспособность заменой вышедших из строя деталей либо заменяют на новый.

Засорение воздушных проходов в сердцевине радиатора определяется внешним осмотром и устраняется вначале про­чисткой щеткой с длинным ворсом, промывкой сердцевины струей воды со стороны двигателя, а затем продувкой сжа­тым воздухом.

Загрязнения и накипь в рубашке охлаждения и в радиато­ре значительно ухудшают теплоотдачу и вызывают поэтому систематический перегрев двигателя. Для устранения этого необходимо промыть систему охлаждения одним из специ­альных составов, удаляющих накипь, в соответствии с тех­нологией его применения, после чего промыть систему чис­той водой и заправить охлаждающей жидкостью.

Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисп­равностью термостата (не закрывается основной клапан). Необходимо проверить термостат способом, указанным выше, и при необходимости заменить его. Работа двигателя при низкой температуре охлаждающей жидкости приводит к потере мощности и вызывает усиленное изнашивание де­талей кривошипно-шатунного механизма вследствие ухуд­шения условий смазки из-за конденсации паров топлива, смывания масла со стенок цилиндров и разжижения масла в картере.

При замене или ремонте вышедших из строя элементов системы охлаждения необходимо полностью или частично (например, при замене расположенных в верхней части дви­гателя шлангов) слить из системы охлаждающую жидкость. Для этого нужно отвернуть сливные пробки или краники и открыть крышку расширительного бачка или радиатора. Слив жидкости производится в чистую посуду, чтобы слитую жидкость можно было использовать повторно.

Техническое обслуживание системы охлаждения. Еже­дневно необходимо проверять натяжение ремня привода жид­костного насоса и генератора, отсутствие подтеканий и кон­тролировать уровень охлаждающей жидкости. Во время ра­боты двигателя и сразу после его остановки уровень жидко­сти повышен в связи с ее расширением при нагреве. Поэто­му контроль уровня охлаждающей жидкости следует произ­водить на холодном двигателе (желательно при температу­ре около 20°С).

Через 60 000 км пробега или через два года Тосол надо менять. Замена охлаждающей жидкости двигателя произво­дится в следующем порядке: снять пробку заливной горло­вины расширительного бачка, открыть кран отопителя сало­на кузова, вывернуть сливные пробки радиатора и блока цилиндров и слить охлаждающую жидкость в посуду. Уда­лить остатки жидкости из расширительного бачка. Затем надо залить в систему чистую воду, дать двигателю поработать 3-4 мин, слить воду и залить Тосол. При снижении уровня жидкости за счет ее испарения надо доливать дистиллиро­ванную воду.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.