Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система социальных функций журналистики.






Соц.функции журналистики – это основные задачи, которые ж-ка решает, выполняет в обществе. Одна из определяющих категорий теорий ж-ки, т.к. с понятием функции связано представление о целях журналистики. Раньше, в Советское время, ж-ка должна была решать проблемы идеологические.

Существуют различные теории ж-ки. В работе амер.исследователей 4 теории ж-ки (Сиберт, Шрам, Питерсон) выделяют следующие:

- авторитарная теория (главная цель – поддержка политики, действующего правительства, обслуживать гос-во. Например Англия в 16-18вв.)

- либерторианская (Англия 17 век и США). Цель информировать, развлекать и продавать. Но, в основном помогать находить истину и контролировать правительство.

- теория соц.ответственности(США 20 век). Цель – информировать, развлекать, продавать; НО переводить, обсуждать конфликт. СМИ – соц.ответственные и контролируемые ОМ.

- советская тоталитарная теория, СССР (цель – способствовать поддержке соц.власти=сов-ой соц.системе Диктатуры партии). СМИ принадлежат гос-ву, являясь его орудием.

 

Функции ж-ки выделяются теоретиками, представление складывается в практике.

Реклама – источник финансирования в СМИ, не функция. Выделяют ряд функций в совр.ж- ке

1.Информирование – это сообщение обществу соц.инф-ии. Право ж-ста на ведение в СМИ информ-ой деятельности закреплено в Законах РФ «О СМИ». Эта главная функция, т.к. через инф-ние осущ-ся другие функции. Требуется различать в инф-ии факты и мнения. «Факты – священны, мнения – свободны!».

2. Пропаганда и агитация.

Пропаганда – это распространение философских, научных, худ-х, полит-х, религ-х, этических и др. идей в обществе, с целью формирования мировоззрения у людей.

Идея – основополагающее представление о предмете или явлении: продукт человеческого мышления, отражающего материальный мир.

В советской ж-ке как главное, присущее всем изданиям - распространение коммунист-ой идеологии.

Идеология – это система политических, правовых, философских, религиозных взглядов, отражающая интересы определенного класса. Контрпропаганда: все издания подчиняемы. Например: журналы «Работница», «Крестьянка» или рассказы о пленумах, инф-я о моде. Эта функция сейчас не являя-ся всеобъемлющей, т.к. есть издания, не претендующие на развитие мировоззрения. Например журнал «Отдохни». Изменилось содержание пропаганды. Изменились фил-ие и др.идеи. В стране 40 партий, ведущие экон.идеоллгоий, программы).

«Философия», где критиковалась буржуазная фил-ия, плюс ленинско- марксистская пропаганда).

Сейчас запрещена пропаганда в СМИ через закон (насилие, жестокость, насильственное свержение конст.строя). см. статью 4 Закона о СМИ.

Агитация – распространение оперативной информации, активно воздействующей на настроение и позиции людей.

Пропаганда формирует идею, агитация пробуждает аудиторию к восприятию определынных действий (вопрос о моратории на смерт.казнь «Юстиция», «Человек и закон»).

3. Организаторская - входила в триаду гл. функций сов. ж-ки (пропаганда, активная агитация). Газета принималась как ядро полит.движения. Вокруг редакции должны собираться сторонники опред-х взглядов, через газету идет пропаганда и агитация опр.взглядов, происходит самоорганизация полит.партий. Такие задачи – у полит.партийной, религиозной прессы и прессы различных движение («Зеленый мир» - росс-ая эколог.газета).

Организаторская функция предполагает активную массовую деят-сть ред.коллективов. В форме создания общ.редакций, общ.приемных, круглых столов.

+ Воздействие при помощи журн.информации на организации, должностных лиц (пример, а строительстве детских больниц)

4.Социальное ориентирование – обо всех сферах жизни, дать чему-либо представление. Издание ограждает деятельность деятельность одного, а о деятельности разнообразных культурных коллективов.

5. Коммуникативная функция. СМИ позволяет организовать обмен мнениями, общение по важным соц.вопросам (круглые столы, прямые линии, ток-шоу, инет-издания.

6. Защитная: может защитить человека в жанре журн.расследования, группы людей, публикуя материалы по важным соц.проблемам, назревшим в обществе (о приватизации жилья – дети пьющие родители); неучитывание прав подростков

7. Развлекательная. Публикация худ.материалов, кино, публикации игровых материалов.

8. Рекламная (в сер.90-х гг как функция в отеч.ж-ке). Эта практика была до революции 17-ого, и после. Реклама в виде объявлений новых спектаклей, фильмов.

Когда появилось предпринима-во, объем рекламных материалов позволил вести рекламную деят-сть.

Закон-во разрешает в печатных изданиях нерекламного характера до 40% площади номера под рекламу. Радио и ТВ – до 20% эфирного времени за сутки (поправки 2001-2002 года).

В 2000 г. объем рекламы сократили. Выделяется:

- коммерческая реклама (=это инф-я о товарах, услугах, деят-сти фирм, цель которой побудить приобрести товар_

- политическая (управляет поведением граждан, особенно в предвыборное время).

- социальная (предлагает образцы общественного одобряемого поведения, смягчает психолог.напряженность в обществе).

- воспитательная (общ-но одобряемого и осужд.поведения; ярко реализовалась в семейном плане)

- контролирующая(=контроль за деятельностью соц.институтов «снизу-доверху»; это может быть критика правмительства страны, президента, политики мэра города.

Данные функции реализуются в системе изданий, в одном издании: чепез реламные блоки, посредством защиты гр.-на, орг.-ции или какого-либо учреждения в форме журн.расследования, публикация писем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.