Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика и общественное мнение.






Общественно сознание – это духовный феномен, сознание общества в данный исторический период, проявляющийся во взглядах, представлениях, полит.теориях, мечте религии.

 

Общественное сознание измерить, описать довольно сложно. Массовое сознание – это сознание больших общественных групп. Оно включает наиболее устойчивые и общепринятые ценности донной соц.группы.

Общественное мнение – это способ проявления общественно и массового сознания в связи с изменением смены деятельности. Это реакция людей на событии, деятельность партий, лидеров на актуальные соц.проблемы; это спектр мнений по важным соц.вопросам.

ОМ – спектр мнений по важным вопросам, которые существуют в обществе. Необходимо учитывать.

Журналистика – это одно из средств формирования ОМ.

Проявляется в высказываниях, одобряющих или осуждающих в деятельностях соц.институтов и их лидеров, на выборах, референдумах.

Общественное мнение складывается: стихийно (на основе приактич.жизн.опыта); целенаправленно (при воздействии на массы со стороны гос-ва), полит.партии, феминист-е движения, религиозных организаций, соц.институтов, СМИ и через СМИ)

Однородно ли ОМ?

Прежде считалось, что ОМ в нашей стране однородно. Спецслужбы в 19-е годы контролировало ОМ. В период перестройки признано, что ОМ неоднородно.

Значение ОМ мнения в жизни страны:

В демократическом обществе гос-во работает для граждан. Народное мнение имеет большое значение для лидера, поддержка обеспечивает его деятельность.

ОМ предопределяет массовое поведение больших общественных групп. Исследователь Фомичева выделяет три общественные роли, которые могут играть большое значение в жизни общества:

- экспрессивная (выражается отношение к событию)

- консультативная (власти советуются, учитывая принятие решений. Публикуют проекты о законах).

- решающая (мнение общественности как главное принятие или отклонение решения)

Всегда ли общественное мнение справедливо?

Нередко общественное мнение неинформировано, некомпетентно в решении вопроса, неразвито, изменчиво.

Им могут манипулировать.

Тем не менее обществ.мнение нужно выявлять, т.к. общество должно понимать, что оно представляет собой; чтобы были представления о проблемах, взаимоотношениях в обществе.

Задачи СМИ:

Журналистика оказывает воздействие на общество и его сознание через воздействие на общественное мнение. Т.к. она универсальна.

Журналистика является средством, через которые соц.институты воздействуют на общественное мнение.

Но и сама порождает мнение тем, что умеет документировать информацию.

До перестройки акцент в СМИ делался на формальное ОМ, которое фактически являлось гос.мнение. Главным для журналистики стало выявление ОМ, отражение разнообразия мнений. Эта задача решается в традиционных и новых формах: интервью, ток-шоу, телемост, соц.опрос («Тема» Листьева, «Если» Позднера). Выявляются мнения и тех людей, с которыми раньше не считались: религиозные, нац.группы, бомжи, заключенные. Писались письма (за и против_ без подписи.

Быстро поняли, что задачей журналистики остается и формирование общест.мнения. По выражению Б.Грушина «журналистика должна не навязывать мнение, а способствовать его появлению, рождению».

Журналистская компания в прессе:

Журналистика фокусирует внимание аудитории на важных соц-но-значимых вопросах.

Информирование аудитории по данной проблеме (инфа-------- в избытке)

активизирование аудитории, т.е. помочь людям в имении своего ОМ.

организация дискуссии, где высказывается точка зрения, происходит обмен мнениями через свои каналы.

накапливать, анализировать мнение.

предположить решение (компромисс). Прогнозировать последствия.

Вывод: одновременное формирование и выражение ОМ в обществе.

Отдельное издание отражает мнение в статьях той соц.группы, которая предпочитает выписывать или покупать эти СМИ. В стране через систему изданий может быть выражено общественное мнение соц.групп, т.е. общественное мнение во всей полноте. ОМ может быть представлено и в одном издании, в особых формах, в ходе итогов соц.вопросов.

Соц.опрос помогает выяснить мнение населения.

Надо различать соц. И экспресс-опросы (блиц-опрос) – не могут быть окончательным выводом о проблеме.

Блиц – это некоторые мнения, полученные журналистом случайно в процессе подготовки материал.

Подлинные соц.опросы должны проводиться научно на основе соц.теории спец-ми соц.службами.

ЦОМ – центр общественного мнения. Но эти центры зависимы в политическом и экономическом отношении.

Результаты вопросов следует лишь учитывать.

Проблема манипулирования ОМ.

Манипулирование – это недобросовестное, нечестное воздействие на ОМ, скрытое управление сознание и поведением аудитории.

«Сила советского журналиста в правде». На западе, наоборот, сила во мнении.

Манипулирование осуществляется через взвешивание информации СМИ. Нежелательное для автора удаляется.

- ложная прямая подтасовка информации. Чтоб обеспечить доверие аудитории малозначительные факты освещаются объективно, а общая интерпретация ложная.

- непривлекательные ракурсы, монтаж.

- словесные оценочные определения: наклеивание ярлыков (без доказательств дается неблаговидное определение людям и идеям), интерпритация словесная (более мягкий способ).

- ненаучно проведенный опрос (опрашиваются те люди, которые разделяют нужное мнение или вопрос ставится).

- результаты опросов могут быт искажены, а люди нередко присоединяются к мнению общества.

- воздействие на подсознание при помощи скрытых вставок видео-материалов.

Теоретически сокращается возможность манипулирования, т.к. существует много изданий с различными соц.позициями, нет цензуры, зарубеж.источники СМИ (ТВ, Инет, радио). Посеяно недоверие к СМИ, но способы воздействия становятся более изощеренными.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.