Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журнал как вид прессы.






 

«Журнал — это периодическое издание, содержащее текстовые материалы и иллюстрации, посвященные общественно-политическим, социально-экономическим, научным, производственным, техническим, культурно-эстетическим и другим вопросам». Процитированное «Типовое положение о журнале» (М., 1984) выделяет и основные черты этого вида прессы: журнал состоит из сброшюрованных печатных листов и обложки; имеет постоянное название, профиль (научный журнал, литературно-критический); периодичность (от 1 номера в неделю до 2-х в год); определенный объем (как правило, превышающий объем газеты); обладает определенной тематической направленностью («Балет», «Физика» и т. д.); имеет соответствующее художественно-графическое оформление.

Появление журнала связано с потребностью общества в основательной, комментированной информации. Первый журнал выходил в 1665 г. в Париже, он назывался «Журнал ученых», содержал обозрение книг по литературе, философии, естественным наукам. Первый русский журнал «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в «Ведомостях» датирован 1728 годом. Как видим, характер предоставляемых сведений, отразился и в названиях этих изданий. Именно большей основательностью, углубленным анализом проблем журнал отличается от газеты. Кроме того, журнал выходит реже, имеет больший объем, поэтому, хотя и уступает газете в оперативности, отмечает наиболее важные проблемы, крупные события. Причем они становятся основой для широкого осмысления действительности. Для журнала характерна и более узкая тематическая направленность, большинство журналов — специализированные.

Периодичность журналов разнообразна: «Новое время» выходит 52 раза в год (еженедельник), «Мир Женщины», «Студенческий меридиан», «Законодательство и практика масс-медиа» — 12 раз (ежемесячники), «Приусадебное хозяйство» — 6, «Модели сезона» — 4, «Драматург» — 2 раза. Один раз в год выходят альманахи — периодические сборники литературных произведений или литературно-критических материалов, например, «Шаги» — сборник лучших отечественных очерков за год, «Дядя Ваня» — альманах, посвященный творчеству А. П. Чехова. Тиражи журналов различны: «Периодика» — 700 экземпляров, «Балет» — 8 тыс., «Здоровье» — 250 тыс. и т.д. В последние годы тенденция к сокращению тиражей коснулась и журнальных изданий.

 

Виды журналов:

Мир журналов разнообразен, существуют их различные классификации. Приведем традиционную классификацию журналов.

1. Общественно-политические журналы затрагивают любые сферы жизни, актуальные социальные проблемы: «Огонек», «Свободное слово», «Диалог», «Новое время» и др.

2. Литературно-художественные и общественно-политические помещают на своих страницах литературные произведения, критические статьи, а также общественно-политическую информацию: «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Наш современник», «Москва», «Звезда» и др.».

3. Научно-теоретические журналы предназначены для отражения развития науки, ее различных направлений, ведения дискуссий. Ученые могут публично зафиксировать полученные данные, открытия. С развитием науки возникают все новые журналы: «Алгебра и логика», «Физическая мысль России», «Квантовая электроника», «Филологические науки», «Успехи химии», «Цитология и генетика» и т. д.

Выходят журналы обзоров или рефератов: они печатают не статьи, а их обзоры, сами же статьи хранятся (депонируются) в специальном архиве. Читатель, прочитавший обзор, может заказать для себя копию статьи.

4. Технические и производственные (отраслевые) журналы помещают сообщения о новых технологиях, рекомендации ученых и практиков, отражают производственные проблемы определенной сферы хозяйства: «Гидротехническое строительство», «Техника кино и телевидения», «Цветные металлы», «Технология машиностроения», «Полиграфия», «Книжное дело», «Каучук и резина» и т.д.

5. Научно-популярные журналы предназначены для широкой читательской аудитории, несут ей научные знания: «Знание — сила», «Наука и жизнь», «Здоровье», «Природа», «Русская речь», «Юный натуралист».

Журналы могут быть классифицированы и по другим признакам. По тематическому: например, общественные науки — «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Отечественная история», «Российский экономический журнал» и т.п.; здравоохранение, медицина — «Анналы хирургии», «Аптека», «Будь здоров», «Здоровье», «Медицинская консультация» и т. д.

Журналы могут быть предназначены для различной аудитории. Для детей различных возрастов: «Мы», «Колобок», «Миша», «Клепа», «С нами Бог!», «Куча мала», «Светлячок», «Стригунок», «Теремок», «Фонарик», «Юнга», «Я сам», «Юный художник» и т. д. Для молодежи: «Сельская молодежь», «Молодежная эстрада», «Студенческий меридиан», «Техника — молодежи», «Абитуриент». Для женщин: «Мир женщины», «Крестьянка», «Сударыня», «Славянка», «Пассия», а также журналы рукодельные — «Ксюша», «Марианна», «Марья», «Журнал мод» и т. д. Для мужчин: «Обыватель», «Медведь». Для семейного чтения: «Очаг», «Он и она», «Муравейник», «Наш малыш», «Берегиня», «Про любовь и не только» и др.

В последние годы особенно бурно развивается несколько групп журнальных изданий. Деловые журналы: «Дело и право», «Деловая жизнь», «Деловая панорама», «Банковские технологии», «Директор», «Коммерсантъ деньги» и др.

Религиозные журналы отражают взгляды различных религиозных направлений: «Журнал Московской патриархии», «С нами Бог!» (детский православный журнал); «Баптист»; «Взаимопонимание» (адвентистский), «Диспут» (в редакции представлены, религиоведы и верующие), «Православная община», «Божий мир», «Страницы».

«Компьютерные» издания в основном — журналы: «Вы и ваш компьютер», «Домашний компьютер», «Информационные технологии», «Компьютерный вестник», «Компьютер и жизнь». Пополняется группа рекреативных (развлекательных) изданий: «Империал», «Элита», «Абажур» (журнал интеллектуального досуга), «Вояж и отдых», «Ай Да!», «Праздник», «Отдохни!». Велика группа рекламных журналов: «Зарубежные товары», «Степ», «Рекламный компас», «ТВ-парк», «Еврострой», «Оптовая торговля», «Оптовик», «Рекламные технологии», «Сельскохозяйственный оптовик».

Журналы удовлетворяют разнообразные интересы, информационные запросы читателей. Поэтому можно классифицировать журналы по интересам читателей. Например: «Арион» (все о поэзии), «Цейхгауз» — военно-исторический журнал (униформа, исторический костюм, армейская символика), «Олимп» (о силовых видах спорта), «Пенсия» (все о пенсиях), «Робин Бобин» (для полных об их проблемах), «Восточный путь» (для любителей древней истории и культуры), «Знакомства», «Гороскоп» (прогнозы, звезды, судьбы), «Журнал любителей детективов», «Уют», «Доберман» (для собаководов), «Золотой мустанг» (для любителей лошадей), «Интер-бизнес» (бизнес скандалы, шоу и экзотика), «М-хобби» (для любителей стендового моделизма). «Мастерружье» (история огнестрельного оружия), «Модница. Я и моя кукла» (одежда для кукол), «Русский бильярд», «Свадьба» (все об этом обряде), «Своя дача» и так далее. Многие новые журналы не вписываются в традиционную классификацию, обладают своеобразными признаками.

Выделим основные типологические признаки, по которым может быть охарактеризован журнал (см. Журнальная периодика России, М., 1996. С. 16—22).

1) Характер аудитории: массовая, специализированная (имеет некоторую подготовку, но не занимается деятельностью в данной сфере профессионально), профессионально - производственная, научная.

2) Предмет или отражаемая сфера деятельности (политика, культура, искусство, наука, техника, производство, коммерция, досуг, приватная жизнь). Журнал может вбирать несколько сфер, давать широкий спектр информации.

3) Целевое функциональное назначение журнала: а) выражать общественное самосознание, воздействовать на социальные институты; б) содействовать действию общественных, производственных структур (предпринимательство, наука, коммерция и т.д.); в) удовлетворять духовные, профессиональные и приватные запросы личности, связанные с возрастом, увлечениями, занятиям).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.