Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вербальные и невербальные компоненты педагогического общения






По итогам изучения темы студенты должны

знать:

–принципыпедагогического общения;

– многообразие невербальных средств общения: фонационные, кинетические, проксемические;

– основы педагогической имиджиологии;

уметь:

– моделировать процесс речевого общения с учащимися;

– определять оптимальные для учителя средства невербального общения;

владеть:

способами невербальных средств взаимодействия с учащимися;

– технологией личностно развивающего общения.

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы речевого общения.

2. Невербальные средства в управлении педагогическим процессом.

3. Технология личностно развивающего общения.

Задания:

1. Психологическая настройка: «Педагогическое общение предполагает психологическую настройку личности учителя, мыслительной деятельности в целом, тщательную и ответственную организацию речи и коммуникативного поведения, управление эмоциями и т.д. Иными словами, активизируется все то, что составляет основу «обычного» общения, но на ином уровне, обеспечивающем необходимую педагогическую и психологическую воздейственность деятельности учителя» (Маслыко Е.А. Проблемы обучения педагогическому общению в языковом вузе //Иностранные языки в высшей школе. Вып. 19.- М., 1987.- С. 52.).

– Дайте словесный портрет учителя, психологически настроившегося или ненастроившегося на педагогическое общение с учащимися в тот момент, когда он начинает урок. Обратите внимание на комплекс средств неречевого или соматического (мимика, жесты, походка и др.), и речевого самовыражения.

– Потренируйтесь в умении внутренне и внешне, психологически и соматически настроиться на профессиональное общение со школьниками на уроке.

2. Язык телодвижений: «Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Можно ли обучиться языку телодвижений, овладеть им и применять со знанием дела? … Это не только возможно, но и жизненно необходимо (Котляр Н. Предисловие переводчика к кн.: Пиз А. Язык телодвижений.- М., 1995.- С.7.).

Ответьте на вопросы:

– Какую роль играют жесты учителя в дидактическом взаимодействии со школьниками?

– Какую информацию можно получить о ребенке, если быть внимательным к его телодвижениям?

– Как бы вы оценили свои телодвижения (мимику, жесты, позы, походку): на «хорошо», «удовлетворительно», или «неудовлетворительно»?

3. Проведите групповой конкурс на лучший педагогический проект: «Культура телодвижений и ее формирование у школьников».

4. «Оптимальный пластический образ учителя на уроке выглядит примерно так:

– открытая поза;

– руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях;

– ладони время от времени разворачиваются к аудитории;

– мелодичность пластики;

– для привлечения внимания слушателей производится несколько шагов навстречу» (Питюков В., Тищенко С. Пообщаемся //Педагогический вестник.- М., 1995.- № 4(132).- С. 1.).

Продолжите перечень невербальных проявлений учителя, способствующих сближению с детьми.

Список литературы:

1. Аллан Пиз Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам.- Н. Новгород, 1992.

2. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства.- Ростов н/Дону, 2003.

3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения.- М., 1990.

4. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб. Пособие для вузов.- М., 2006.- С. 206-216.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.