Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ II 3 страница






а) согласен (на),

б) не уверен (а),

в) не согласен (на).

5. Когда пытаются командовать мною, я нарочно делаю все наоборот:

а) именно так и поступаю,

б) не уверен (а),

в) не выказываю своего недовольства.

6. Если руководство пли члены семьи в чем-то меня упрекают, то, как правило, только за дело:

а) согласен (а),

б) не уверен (а),

в) не согласен (а).

7. Иногда я в шутку делаю какое-нибудь дурашливое замечание только для того, чтобы удивить людей и посмотреть, что они на это скажут:

а) да, так бывает,

б) затрудняюсь ответить,

в) нет, никогда так не делаю.

8. Мне нравится тщательно продумывать, как повлиять на товарищей, чтобы они помогли мне достичь моей цели:

а) согласен (а),

б) не уверен (а),

в) не согласен (а).

9. Если мое удачное замечание осталось незамеченным:

а) я не повторяю его,

б) затрудняюсь ответить,

в) повторяю свое замечание снова.

10. Иногда у меня бывают огорчения из-за того, что люди говорили обо мне дурно за глаза без всяких на то оснований:

а) согласен (а),

б) не знаю, что ответить,

в) не согласен (а).

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчитайте сумму балов. Ответы " а" на вопросы:

2, 5, 7, 8, 10-и " в" на: 1, 3, 4, 6, 9 - по 2 балла; " б" - по 1 баллу.

Сумма меньше 5 баллов. Вы уживчивы, свободны от зависти, легко ладите с людьми, не стремитесь во чтобы то ни стало превзойти окружающих. Вы ставите перед собой сложные перспективные цели. Если не ограничивают и не ущемляют перспективных целей, задач, Вы спокойно работаете в группе. О людях, как отсутствующих, так и присутствующих, Вы говорите хорошее, больше склонны их защищать, чем осуждать. Отрицательные эмоции быстро исчезают и Вы спокойно, без обиды устанавливаете контакт с человеком, который обидел Вас.

Сумма от 6 до 12 баллов. Вы достаточно гибки во взаимоотношениях, но меняете мнение о человеке с трудом, несмотря на очевидные для всех факты. Вы готовы изменить мнение о человеке скорее в лучшую сторону, чем в отрицательную. Прежде чем перейти на дружеские отношения Вы некоторое время изучаете человека. Вы открыты для компромиссных решений, конфликтные отношения для Вас являются скорее тактикой, чем образом жизни.

Сумма от 13 до 20 баллов. Вы-осторожный человек, во всем видите тайну, полны сомнений в своей безопасности, склонны к мнительности и подозрительности. Ваша гордость не допускает возможности быть беззащитным. Вы всегда готовы к борьбе, живете в ожидании конфликта и тем самым провоцируете его. Вы знаете приемы " противников", умеете управлять окружающими, добиваться своих целей с помощью определенного набора универсальных действий. Однако Вы не учитываете и плохо ориентируетесь в знании глубинной психологии людей, их особенностей. Не учитываете внутренний мир людей, вступая с ними в служебные отношения.

Сумма более 20 баллов. Для Вас конфликт - образ жизни. Вам трудно устанавливать позитивные отношения с людьми.


ТЕМА 3

КОНФЛИКТЫ И ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ План

1. Конфликты: условия и средства проявления агрессии и насилия.

2. Структура и содержание насилия. Насилие как образ жизни.

3. Мужская и женская социализация. Насилие как средство разрешения конфликтов.

 

 

Сложные, неразрешимые конфликтные ситуации, которые возникают в жизни человека, сопровождаются как пассивностью, бездействием, так и агрессивностью, насильственными действиями. Проблема сильного и слабого, жертвы и агрессора стала актуальной при разрешении конфликтных ситуаций, происходящих в деструктивной форме. Однако социальное осуждение агрессии и насилия отнюдь не означает полный отказ от применения насилия в конфликтах. При определенных конкретных конфликтных ситуациях применение насилия является эффективным методом, чтобы остановить агрессивное поведение субъекта. Например, для того, чтобы предотвратить насилие по отношению к детям, женщине, пожилому человеку. Имеется в виду не только открытое физическое действие, но и различные виды социального принуждения. Угроза наказания, опасность физических, социальных лишений является одним из действенных аргументов в разрешении конфликтных ситуаций, когда одна из сторон заняла крайне агрессивную позицию, использует насильственные средства, сознательно и преднамеренно отвергает конструктивное обсуждение и решение проблемы.

С помощью насилия общество ограждает себя от действии, направленных на его разрушение. В то же время общество ориентировано на создание конструктивных взаимоотношений между индивидами, социальными группами, общественными структурами. Главная проблема заключена в том, как снизить, ослабить, уменьшить значение агрессивных форм поведения в обществе, перевести разрешение конфликтных проблем в русло конструктивного сотрудничества. И насколько это в настоящее время возможно?

При поиске эффективных методов разрешения той или иной конфликтной проблемы прежде всего необходимо выявить причины, источник, условия ее возникновения. Проблемы насилия, агрессии стали объектом исследования многочисленных теоретических направлений. Следует отметить, что ни одна из теорий не может дать полный и всеобъемлющий ответ; но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы. Таким образом происходит развитие знаний по проблеме насилия, агрессии.

Итальянский врач Ц. Ломброзо считается основоположником биологического направления. Сторонники данного направления полагают, что причины проявления насилия заключены в физиологческих особенностях человека. Одной из разновидностей биологического направления стала концепция, утверждающая, что только наличие патологических медицинских отклонении у человека объясняет его агрессивность, склонность к насильственным действиям в поведении при решении жизненных проблем. Однако не все, кто совершает насилие, имеют патологические отклонения. Многие из них являются практически здоровыми людьми, хотя в момент агрессивных действий были в неадекватном психологическом состоянии. Ц. Ломброзо, его последователь У. Шелдон связывают склонность к насилию с особым типом телосложения, наличием специфических внешних данных. Ряд американских исследователей выявили наличие взаимосвязи между высоким уровнем сексуальной активности и склонностью к агрессивным, насильственным действиям'.

Значительное влияние на понимание причин, условий проявления агрессии, насилия оказали исследования К.Лоренца. В работе " Агрессия" (так называемое " зло") он доказывает, что агрессия является инстинктом, изначально и неотъемлемо присущим человеку. К. Лоренц пишет: " Агрессия, проявление которой часто отождествляется с проявлением " инстинкта смерти", - это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слиш-ком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям, но аналогично-хотя не столь драматично-обстоит дело и с другими инстинктами" 2.

К. Лоренц также предлагает средства для уменьшения проявления агрессивности. " Проповедь смирения", по его мнению, должна создать для этого новые предпосылки и устранить определенное воздействие, внутреннее сопротивление, мешающее многим людям увидеть самих себя как частицу Вселенной. Человек должен признать, что его поведение подчинено природе. К. Лоренц-биолог исследует агрессию человека. Он рассматривает последнего как неотъемлемую часть общего живого мира. Законы природы объясняют его поведение и действия. В частности вид общественной организации, в которой узы личной любви и дружбы не позволяют членам общества, сообщества бороться и вредить друг другу как в человеческом сообществе, описана им на примере серых гусей.

Положения К. Лоренца приобрели широкую популярность. Но понимание агрессии как инстинкта неизбежно приводит к выводу, что необходимо смириться с ее проявлением. Она при таком подходе полностью оправдана и с человека снята ответственность за ее проявление. Подобное объяснение не могло удовлетворить многих психологов, социологов, философов, практических работников, которые имели достаточно фактов, не поддающихся объяснению с точки зрения концепций К. Лоренца.

Бихевиористский подход к анализу агрессии исключает рассмотрение агрессии как спонтанного проявления человечсской природы. Агрессивное поведение в контексте данного подхода исследует ее как реакцию на внешний раздражитель. Наибольшую популярность среди бихевиористских концепций получила концепция Дж. Долларда, основной вывод которого: " агрессия всегда есть следствие фрустрации". В результате использования методов, предложенных Дж. Доллардом, было сделано несколько значительных выводов, в частности, вывод о том, что возможна психологическая разрядка агрессии: можно высказаться, сочинить рассказ, нарисовать картину и др. И все это выступает в качестве реакции, замещающей реальное проявление агрессии и насилия. Подобное явление получило название " эффект катарсиса". В практике специалисты стали использовать эффект катарсиса для реконструкции агрессивного поведения. Однако в последующем выяснилось, что в макросоциальных условиях смена объекта агрессии не ведет к существенной переориентации агрессивного поведения индивида.

Психологический подход рассматривает причины проявления насилия как следствие неадекватной психо-логическо1Г адаптации к социальным условиям, как свойства самой личности, ее психики. 3. Фрейд объяснял агрессию, насилие как проявление изначально присущих человеку инстинктов. Наличие постоянного противоречия между инстинктами (прежде всего сексуальным) и социальными нормами, ограничивающими его действия, порождают внутреннее напряжение, которое проявляется в том числе и в форме агрессии, насилия. Насилие человек совершает и по отношению к себе самому и по отношению к другим, к внешнему миру. В аспекте его концепции Я, сверх-Я насилие является результатом конфликта между Я и сверх-Я, который отражает в конечном счете противоречия реального и психического, внешнего и внутреннего'.

Если внутреннее насилие приобретает форму мазохизма, то внешнее может проявить себя в виде садизма. 3. Фрейд писал: " Классические наблюдения побудили нас в свое время сделать вывод, что дополняющее садизм частное влечение мазохизма следует понимать как обращение садизма на собственное Я. Перенесение •влечения объекта на Я принципиально ничем не отличается от перенесения с Я на объект, о котором возникает как бы новый вопрос" '. В работе " По ту сторону удовольствия" 3. Фрейд, рассматривай коренную противоположность между влечением к жизни и смерти, отмечает, что сама любовь к объекту свидетельствует о наличии полярности между любовью (нежностью) и ненавистью (агрессивностью). Согласно 3. Фрейду влечение к смерти вызывает насилие, но и сама любовь порождает агрессивность (сексуальную).

3. Фрейд писал, что в обществе не избежать насильственного разрешения конфликта интересов. В статье " Почему война? " он отмечал, что общество воедино связывают две вещи: насильственное принуждение и эмоциональные связи между членами общества - технически именуемыми идентификациями. Разделяя учение об инстинкте, он подчеркивал: " Мы полагаем, что человеческие влечения бывают только двух родов. Либо те, что направлены на сохранение и объединение: мы называем их эротическими-в том смысле, в каком Эрос понимается в платоновском " Пире" - или сексуальными влечениями, сознательно расширяя широко известное понятие " сексуальность". Либо те, что направлены на разрушение и убийство: мы сводим их к инстинкту агрессии или инстинкту деструктивности" 2. Один инстинкт столь же необходим как и другой.

Э. Фромм выделяет несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичный тип-жажда крови3. Фромм особое внимание уделил анализу такого явления, как садизм. Он отмечал, что желание причинить боль другому человеку не является существенным в садизме. Он подчеркивал: " Все его различные формы (садизма), которые мы можем наблюдать, выявляют существенный импульс с полностью подчинить другого человека своей власти, сделать его беспомощным объектом собственной воли, стать его богом и иметь возможность сделать с ним что угодно. Унизить его, поработить-лишь средства достижения этой цели, и самая радикальная цель - заставить его страдать, ибо нет большей власти над человеком, чем принуждать его терпеть страдания и чтобы он не мог защищаться против этого. Радость полного господства над другим человеком (или другой живой тварью) собственно и есть суть садистского побуждения". И далее он отмечает, что цель садизма - сделать человека вещью, превратить живое в нечто неживое, так как живое через полное и абсолютное подчинение теряет существенное свойство жизни-свободу. Человек использует свою силу разрушать, когда он не способен созидать, создавать новое. Тогда насилие превращается в компенсаторское. Компенсаторское насилие является результатом искалеченной жизни человека. Единственное средство от проявления подобного насилия, согласно Э. Фромму-увеличение творческого потенциала, развитие способностей человека к творческому использованию своих сил.

Разочарование в вере, любви, добре делает человека циником и разрушителем. Разочарование ведет к ненависти к жизни. Насилие из мести свойственно как отдельным индивидам, так и примитивным и цивилизованным группам. Зрелый человек в меньшей степени мотивирован жаждой мести, чем слабый, невротик. Для последних месть стала восстановлением чувства собственного достоинства, элементом самоуважения и восстановлением идентичности. Э. Фромм также показывает связь между интенсивностью чувства мести и экономическим и культурным обнищанием социальных групп. Однако насилие, направленное на защиту жизни, имеет иную суть, чем насилие, направленное на разрушение. Реактивное насилие проявляется при защите свободы, достоинства, его целью является сохранение. Однако чувство опасности может быть основано не на реальной данности, а на манипуляциях. Недостаточная независимость мышления и чувствования приводит к политическим спекуляциям.

Отмечая, что фрустрацня потребностей и желании является обычным явлением в обществе, Э. Фромм объясняет, что агрессия и насилие постоянно возникают и так или иначе проявляют себя. Э. Фромм проблему насилия взаимосвязывает с вопросом о социальном ха-' рактере человека. Общество, группа целенаправленно формирует у своих индивидов определенные черты, в том числе и отношение к насилию.

К. Г. Юнг объясняет причины проявления агрессивности и насилия в соответствии с обоснованной им концепцией бессознательного и архетипами. Он писал: " Как и Фрейд, я уделил особое внимание сновидениям, но стоит подойти к бессознательному, как наши пути расходятся. Для Фрейда оно представляет собой какой-то придаток сознания, куда свалено все то, что несовместимо с сознанием индивида. Для меня бессознательное есть коллективная психическая предрасположенность, творческая по своему характеру" '. Агрессия, насилие во многом объясняются, по мнению К. Г. Юнга, действием бессознательного на сознание, психику человека. Конфликт индивида с его темной половиной-тенью-неизбежен и мучителен, поражение ведет к душевной гибели, преодолению, возрождению.

Л. Берковец в работе " Агрессия (социально-психологический анализ)" показывает влияние социально-психологических параметров, т. е. социального окружения, взаимоотношений с другими социальными субъектами и т. д. на проявление агрессивности в действиях человека.

К. Хорни, исследуя проблемы кризисных состояний, в которых индивид проявляет агрессию, насилие, показывает взаимосвязь последних с повышенной базисной тревожностью личности. Человек, подверженный состоянию " движения против людей", склонен к конфликтно-сти, проявлению агрессивности и насилия. Агрессия является одним из многочисленных видов психологической защиты индивида.

Д. Уотсон - представитель бихевиористского направления в психологии-рассматривает проявление агрессии, насилия как результат прошлого опыта индивида, влияния окружающей социальной среды на его поведение. Работа с детьми, родителями, использование методов поведения и наказания.оказывают существенное влияние на формы проявления агрессии, уровень ее интенсивности.

Гуманистическое направление в психологии, представленное в работах К. Роджерса, В. Франкла, Ф. Пер-лса и других, исследует и объясняет проявления агрессии, насилия в соответствии со своими основными положениями. К. Роджерс, рассматривая человека как изначально конструктивного, считает, что агрессия, насилие являются вынужденными ответными действиями индивида на ограничение его свободы, возможности выбора. К. Роджерс писал: " Одно из самых революционных представлений, вытекающее из нашего клинического опыта, заключается в растущем признании того, что самое глубокое внутреннее ядро человеческой природы, самые глубинные слои его личности, основа его " животной природы" по существу социализированы, рациональны, реалистичны и движут его вперед".

Основная тема гуманистической психологии-использование внутреннего опыта для исследования и изменения его личности. Стремление к актуализации является основным в поведении человека. Оптимально актуализируясь, человек полноценно и насыщенно живет в каждый данный момент своей жизни. Согласно К. Роджерсу, человек с самого рождения испытывает необходимость в принятии себя, что означает положительное отношение к нему как безусловно ценному человеку, признание его индивидуальности. Особое внимание при этом обращено на детский период, проблему взаимоотношений родителей с детьми. Необходимо безусловно принимать как других, так и себя. Безусловное принятие себя означает принятие всех своих качеств как нормальных, независимо от оценки других. Если же человек ориентирован на мнения других, он испытывает напряженность, тревогу, беспокойство по поводу подобных оценок. Он стремится оправдать их ожидания и требования, поэтому он уже не свободен, ограничен в возможностях выбора действий.

Агрессия, насилие являются разновидностью психологической защиты, маской. " Психологически функционирующий человек" конгруэнтен, то есть един, целостен в своих чувствах, их восприятии и высказывании. Важным условием актуализации человека также является эмп этическое понимание, умение смотреть на позицию глазами другого человека, познать чувства и мысли этого человека, проникнуться сочувствием и сопереживанием. Агрессия-ответ организма на опыт, который был воспринят как угрожающий, не соответствующий представлению индивида о самом себе. Человек стремится к счастью, к хорошей жизни. Согласно К. Роджерсу: " Хорошая жизнь - это процесс, а не состояние бытия. Это - направление, а не конечный пункт. Это направление выбрано всем организмом при психологической свободе двигаться куда угодно" 1.

В рамках гельштальтпсихологии (Ф. Перле, Р. Рейноутер) созданы многочисленные эффективные техники психологического влияния, способствующие активным внутренним изменениям человека, преодолению его кризисных состояний, в том числе и агрессивных.

Социологический подход исследования проявления агрессии, насилия исходит из анализа социальных условий формирования и жизнедеятельности личности. Практически каждая социологическая -reopiri. основные социологические направления в большей или меньшей степени рассматривают проблему насилия в обществе. В настоящее время исследование насилия, агрессии осуществляется в рамках социологии девиации.

Г. Спенсер считал, что труд и война являются теми факторами, которые создают государство. На начальных этапах его создания роль насилия, военных конфликтов была решающей в сплочении общества. Именно необходимость обороны, либо завоевательные войны объединяют и организуют общество. В последующем в процессе развития общества прямое насилие заменяется внутренним самоограничением. В своей работе " Социальная статика" он сформулировал закон, согласно которому человек может свободно действовать и делать, что он хочет, его свобода ограничена только свободой другого человека.

Л. Гумплович обратил пристальное внимание на анализ, в частности общественных конфликтов. Егс понимание общества заключалось в подходе к нему как совокупности групп людей, которые находятся в состоянии ожесточенной борьбы за влияние, господство, выживание. Согласно его взглядам, люди обладают врожденной ненавистью друг к другу, а также к другим группам, представленным в расах, народах, государствах. Удовлетворение потребностей возможно только через эксплуатацию других групп, путем использования различных форм насилия и угнетения. Его идеи также легли в основу ряда социологических направлений исследования общественных отношений.

Э. Дюркгейм объяснял проявление агрессии, насилия в теории аномии. Разрыв между потребностями, интересами и возможностями для их удовлетворения является условием возникновения аномии. Аномия характеризует общество, в котором отсутствует моральная регуляция. поведения, деятельности индивидов. Классовые конфликты, деградация рабочей силы, однообразие труда, стихийная конкуренция рассматривались им как побочные элементы естественной эволюции. Но именно они создают условия для проявления насилия, агрессии. Э. Дюркгейм видел путь разрешения возникших проблем в установлении свода правил, которые четко регламентируют социальные отношения, создание условий для равенства социальных возможностей и меритократии - воздавая всем по заслугам.

Конфликты необходимо разрешать мирным путем, а борьбу и конкуренцию регулировать и снизить до приемлемых размеров, когда они теряют разрушительный характер, но приобретают состязательное содержание. Э. Дюркгейм анализировал проблему самоубийства, насилия по отношению к самому себе. Исследуя самоубийство, Э. Дюркгейм отказался от индивидуальных, психологических мотивов, но объяснял явление социальными причинами. И сама психологическая предрасположенность была рассмотрена Э. Дюркгеймом как результат влияния социальных условии.

Процент самоубийств состоит, по его мнению, из суммарной нескольких социальных переменных: религиозных, семейных, национальных политических, экономических и т. д. Социальная изоляция и одиночество рассмотрены им как решающие факторы в принятии решения о самоубийстве. Семья, наличие детей, связь с другими людьми (родственниками, соседями, общиной) представляют собой факторы, которые предохраняют индивида от одиночества и принятия кардинальных решений'. Согласно Э. Дюркгейму преступления, нанося ущерб обществу, - нормальные явления, так как их причины заключены в определенных общественных условиях и поддерживают необходимые общественные отношения.

Р. Мертон, представитель структурно-функционального анализа в социологии, исследуя дисфункциональ-ные явления, выделил явные и латентные функции. Различия между ними позволяют выделить сознательные мотивации социального поведения и его объективные последствия, а также понять стандарты социального поведения, в том числе агрессивного по своей форме и содержанию. Они первоначально могут быть оценены как иррациональные. Выяснение скрытой функции позволяет определить содержание поведения, которое первоначально скрыто от исследователей.

Изучение преднамеренных последствий проявления насилия позволяет существенно обогатить социальные знания. С помощью предложенного метода Р. Мертон объясняет роль субъективных элементов как рационального, так и иррационального поведения индивида. Согласно Р. Мертону, разрыв, несогласованность между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей является причиной агрессии, насилия. Интеграция общества ослабевает, при возрастании несогласованности между ними развивается культурный хаос, аномия. Семью он рассматривал как основной фактор в передаче культурных норм и ценностей. Завышенные устремления и ограниченные возможности также увеличивают вероятность отклоняющего поведения, в том числе и разрушительного, агрессивного.

Развитие психологического направления в социологии (У. Мак-Дугалл, Г. Тард, Ф. Гиддинг, Г. Лебон и др.) проявилось в обосновании социологических теорий, исходя из психологических оснований. У. Мак-Дугалл рассматривает агрессию, насилие как проявление инстинкта драчливости. Социально-психологическая теория личности и дифференцированная классификация социальных инстинктов, импульсов занимают главное место в его учении. Согласно теории Г. Тарда основные социальные процессы-повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (алапта-ция). В непосредственной взаимосвязи с данными процессами Г. Тард рассматривает наличие в поведении индивида, социальных групп агрессии. Взаимное подражание, подражание обычаям, образцам и идеалу представляют три основных типа подражания. Проявление насилия в конфликтах стало результатом конкурирующих моделей подражания. Продолжение конфликтов возможно на основе действия приспособления (адаптации).

Г. Лебон исследует психологию народов и масс. Важное место в работах Г. Лебона занимает проблема толпы. Рассматривая современность как наступление " эры толпы", он выделяет основные характерные черты толпы-утрату чувства ответственности, объединенность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, нетерпимость, деспотизм, восприимчивость к внушению, бездумное подчинение лидерам, готовность к импульсным действиям.

Г. Лебон отмечает, что различные по своей индивидуальности люди, объединенные в толпе, теряют свои черты и приобретают сходные, похожие качества. Бессознательный и эмоциональный характер поведения присущ толпе и ее участникам. Агрессивность передается каждому участнику и его поведение, действия по осуществлению насилия имеют бессознательный, эмоциональный, импульсивный характер. Человек в толпе может совершить поступок, который он не смог бы совершить в одиночестве. Некритическая реализация внушаемых ему идей является одной из причин агрессивности индивида в толпе, а также иррациональности его поведения.

Существуют различные подходы к проблеме классификации насилия. Выделены следующие формы насилия:

1. Физические, включая телесные повреждения.

2. Психическое насилие в виде словесных оскорблений, унижении, постоянном шантаже и угрозах.

3. Сексуальное насилие.

4. Безразличное, преднамеренно пренебрежительное отношение к потребностям, интересам человека.

Если первые три формы имеют открытый, явный характер, то последняя приобретает латентный характер, так как не содержит явных, очевидных угроз, агрессивных действий.

Насилие разделяют на социальное и индивидуальное. Социальное насилие обусловлено самой природой и сущностью общества. Объединение индивидов в общественные структуры предполагает наличие насилия при объединении и функционировании общества. Установлен социальный порядок с правом, нормами, нормативными моделями поведения индивида, групп. Общество таким способом охраняет себя от разрушения. По отношению к нарушителям нормативного порядка - индивидам, группам с деструктивными формами действий применяется насилие для ограничения либо прекращения их активности. Индивидуальное насилие применяют отдельные индивиды по отношению друг к другу, к группам, социальным системам.

Если социальное насилие - это форма давления общества на индивида, на членов общества, то индивидуальное насилие-это в условиях реализации потребностей, борьба за свободу, выбор действий по отношению к обществу со стороны его граждан. Противоречие общество-индивид всегда существует, его стабилизация свидетельствует о достижении компромисса на данный момент.

Выделяют также структурное и манифестное насилие. Структурное насилие закреплено в нормах, образе жизни, традициях общества, его культуре. Таким образом, структурное насилие получает общее признание и одобрение. Манифестное насилие-это открытая форма применения насильственных действий в психологической, физической, социализированной форме.

Виды насилия классифицируют по сферам применения: политическое, социальное, семейное, бытовое, производственное и т. д. По количественным параметрам насилие подразделяют на индивидуальное, групповое, межгрупповое.

Обращаясь к социальным аспектам насилия, необходимо выделить и такие виды насилия как семейное (отношение муж - жена, родители - дети, между родственниками), дети-взрослые (семья-школа, детские учреждения и т. д.), мужчина-женщина, мобинг- насилие на рабочем месте, насилие среди подростков и др.

Проблемы мужского и женского насилия стали объектом многочисленных дискуссий. Одним из направлений исследования данной проблемы является анализ мужской и женской социализации. Социальное воспитание девочки и мальчика изначально различны и ориентированы на достижение различных целей, воспитание отличных друг от друга моделей поведения и жизненного целеполагания. Девочку готовят к семейной жизни, реализации именно женских качеств, мужчину-к профессиональной карьере, самостоятельности, реализации мужских качеств, соответственно сформированы отношения и оценки к другому полу.

Л. Бенеш рассматривает мужскую социализацию как патриархальную по своему содержанию, связанную с неуважением к женщине и завышенными требованиями к качествам мужчины. В этой связи мужчины обращаются к применению насилия для преодоления сложных жизненных ситуаций и таким образом насилие стало образом жизни мужчины.

Женщины наиболее остро чувствуют и переживают социальное неблагополучие, конфликты, напряженность, являются более восприимчивыми и уязвимыми. Они особенно чувствительны к угрозам, попыткам снизить их социальный статус, действительным или мнимым обидам и оскорблениям, чаще и легче, чем мужчины подвержены страху и тревоге. Стремление защитить себя, своих близких от физической угрозы обусловливает проявление насилия с их стороны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.