Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ II 4 страница






На возрастание проявления насилия и агрессивности среди населения существенно влияет экономическая нестабильность и социальная напряженность. В настоящее время повседневностью стали конфликты, некоторые из них перерастают в физическое насилие, нанесение телесных повреждений, различные виды преступных посягательств против личности. Подобные конфликты сопровождаются взаимным неуважением, цинизмом, грубостью, жестокостью. Особенно неблагополучно положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которые ограничены в материальных возможностях удовлетворения своих желаний, интересов. Возникает чувство ущемленностн, обделенности, незаслуженной обиды, а чувство зависти толкает некоторых на совершение грабежей, разбоев, насилия. Подобные действия сопровождаются ожесточением, вандализмом, служащими средствами психологической компенсации пережитых унижений. В условиях социальной напряженности люди перестали чувствовать себя в безопасности не только на улице, но и дома. Из-за растущей тревожности состояние обороны превратилось в превалирующее.

Любое общество обращает особое внимание на молодежь, ее самочувствие, образ жизни и поведение. Эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной реактивностью, возбудимостью, резкой сменой настроения. Подростки-старшеклассники проявляют высокую тревожность на всех уровнях общения, прежде всего с родителями, взрослыми, от которых зависит их положение. К специфическим формам подросткового поведения отнесены: реакция увлечения (хобби-реакция), реакция эмансипации, реакция объединения в группы со сверстниками, реакции, обусловленные формирующимися сексуальными влечениями.

С. А. Беличева пишет: " Кризнсность, известная труд-новоспнтуемость подросткового возраста может быть преодолена, если при этом учебно-воспитательный процесс, воспитательные усилия взрослых будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей как сложных процессов и изменений, которые переживает подросток" '. Проявление насилия, агрессивного поведения среди подростков, молодежи состоит в тесной зависимости от состояния семейных отношений, от мировоззрения и поведения родителей, взрослых.

Следующие факторы особенно влияют на формирование представлений и поведение ребенка: безнадзорность-ребенок не получает должного внимания со стороны родителей; сверхопека-чрезмерная регламентация и контроль за поведением; эмоциональное отвержение-родители ориентированы на свои проблемы и отвергают ребенка; жестокие взаимоотношения-излишне строгие: наказание в том числе за мелкие проступки, самое незначительное непослушание; " кумир семьи" - ребенок является постоянным объектом внимания и восхищения. Подобные модели отношения к ребенку в семье формируют у него качества, которые порождают тревожность в его поведении и реакции, склонность к крайним реакциям и эмоциям, в том числе и агрессивного характера.

Анализ насилия в семье, форм его предупреждения, профилактики, стали объектом пристального внимания специалистов различных профессиональных направлений. Насилие, агрессивное поведение особенно характерно для неблагополучных семей. Материальные трудности, низкий уровень благосостояния, наличие безработных в семье, наличие физических недостатков у одного из членов семьи, алкоголизм, наркомания, психологическая неуравновешенность, отсутствие взаимопомощи - все это способствует напряженности в семейных отношениях.

Семья формирует не только социально-значимые качества личности, но и оценочные критерии, создает свою культуру повседневной жизни. И. С. Кон считает, что нет ни одного социального аспекта поведения подростка, на которые не оказала бы влияние семья. Но и взрослые члены семьи многие эмоциональные, психологические, материальные, физиологические потребности удовлетворяют в семье. Если у человека отсутствуют такие возможности, он испытывает дискомфорт, стрессы, напряжения, его реакции приобретают агрессивный характер.

Придавая важное значение семейным отношениям, необходимо учитывать и другие формы отношений человека. Порой причина внутренней напряженности, агрессивности находятся вне семейных отношений. В частности К. Хорни, исследуя женскую психологию, отмечала, что тезис о том, что счастье женщины, ее комфортное и удовлетворенное состояние полностью зависит от отношений с мужчинами, от удовлетворения сексуального импульса, является слишком преувеличенным. Восстановление травмированной самооценки, удовлетворение честолюбия, потребностей в самовыражении являются важнейшими факторами в восстановлении конструктивного состояния женщины '.

В последнее время в развитых странах широкое обсуждение получила проблема моббинга-насилия, агрессии на рабочем месте. Многие люди страдают от ежедневного психологического террора коллег, которые создают отдельным лицам невыносимые условия на работе. Причины интриг и агрессивности различны: например, страх потерять рабочее место, чрезмерное тщеславие, карьерная конкуренция, зависть и др. Моббинг проявляется в таких формах насилия как унижение, оскорбление, шантаж, физические угрозы, сексуальное насилие. Основой моббинга может стать незначительный личный спор между коллегами, который впоследствие превращается в конфликт всего отдела. Предпосылкой для проявления агрессии, насилия по отношению к коллеге может стать отсутствие достаточной загруженности работников. Появление лишнего свободного времени порождает скуку, создает большие возможности для посторонних разговоров, появления сплетен, домыслов.

Жертвами насилия на рабочем месте стали не только слабые личности, лица, занимающие незначительные должности, но и руководители различного уровня. Подвергшиеся насилию страдают депрессиями, нервными расстройствами, у некоторых возникает мысль о самоубийстве. В настоящее время в ряде западных стран принято решение о внесении положений по предупреждению моббинга при заключении соглашения с работодателем. Это стало предупредительной мерой против проявления насилий и агрессии на рабочем месте.

Разрешение конфликтных ситуаций с помощью насилия достаточно распространенное явление. Оно может быть эффективной и оправданной мерой в определенных условиях. Например, когда необходимо остановить действия агрессора, но как метод разрешения повседневных конфликтов, возникающих ка официальных и неофициальных уровнях, такой метод малопродуктивен. Если обратиться к официальному уровню ведения переговоров, то в 50-60-ые годы при разрешении прежде всего международных конфликтов, упор был сделан на силовой фактор, на достижение односторонней победы. Сами переговоры были дополнительным элементом в силовой борьбе конфликтующих сторон.

Использование силы, насилия при разрешении конфликтов означает, что субъекты сориентированы на различия в интересах, желаниях, позициях, на цель полной капитуляции и разгрома, низвержения другой стороны. Субъекты оценивают друг друга как врагов, а не как партнеров, широко применяют различные формы шантажа, скрытых и открытых манипуляций, угрозы и различные виды давления. Атмосфера враждебности царит во взаимоотношениях. Не может быть и речи об атмосфере открытости, честности, доверии.

При данных обстоятельствах достижение компромисса было невозможно. Само понятие компромисса имело негативное, отрицательное содержание. Бескомпромис-ность считалась высшей добродетелью. Все это было следствием одностороннего и упрощенного, оценочного подхода к анализу событий, конфликтов. Практика-свидетельствует, что непримиримые социальные битвы существенно разрушают общественное благосостояние, негативные последствия преобладают над позитивными. Не отвергая полностью модель разрешения конфликта с позиции силы, общество все более обращается к другим способам завершения конфликта, вырабатывая все новые конструктивные модели разрешения конфликта в том числе и модель регуляции конфликтными отношениями.

Значительные успехи в достижении подобных выводов сделали американские специалисты, например А. Рапопорт, Г. Райфф. Они стали классиками теории переговорного процесса как особого вида деятельности А. Рапопорт отмечал, что агрессивный характер действий субъектов в процессе переговоров обусловлен идеологической непримиримостью, в частности американской и советской сторон. " Образ врага" блокирует возможность конструктивного диалога. Он использовал математическую теорию игр как один из вариантов принятия решений и как раздел общей теории конфликта. Таким образом, он избавил от идеологического, крайне агрессивного содержания исследования конфликтной ситуации.

Г. Райфф использовал в переговорном процессе системный анализ, прежде всего раздел системной науки о разработке и принятии решений. Он разработал метод интерактивного процесса принятия решений, совместной выработки решений по урегулированию конфликта. Так как многие решения требуют длительного обсуждения, не одноэтапных, а многоэтапных переговоров, то конструктивные отношения наиболее результативны.

Как ответная реакция на использование силы при разрешении конфликтов возникает направление использования, разрешения конфликтов путем ненасилия. М. Ганди-один из классиков философии ненасилия. Он писал: " Я обнаружил, что жизнь существует среди разрушений, и, следовательно должен существовать закон более высокий, чем закон разрушения. Только при таком законе общество будет построено верно и разумно, и жизнь будет стоить того, чтобы прожить ее. И если это-закон жизни, то мы должны применять его в каждодневной жизни. Где бы ни возникала ссора, ни противостоял вам оппонент, покоряйте его любовью. Я применил это в своей жизни. Это не означает, что все мои'проблемы решены, но я обнаружил, что этот закон любви действует так, как никогда не действовал закон разрушения" '.

Известными теоретиками и практиками, применившими методы ненасилия для урегулирования сложных конфликтов были также М. Л. Кинг, Дж. Фейхи, Дж. Шарп и др. Идеи и тактика ненасилия легли в основу ряда общественных движений, выступающих против войн, насилия, агрессии, разрушения. В ряде конфликтных ситуаций на общественном уровне они добились благодаря своим методам значительных успехов. Безусловно положительной стала их деятельность, для формирования общественного мнения, создания социальных инициатив.

Организация " Американские мирные испытания" подготовила практическое пособие по ненасилию на основе философии ненасилия М. Л. Кинга, М. М. Ганди.

В нем в частности изложены четыре основных принципа ненасилия:

1. Четко определите свои цели;

2. Ведите честную игру и слушайте оппонента;

3. Возлюбите врагов своих;

4. Оставляйте своим оппонентам пути к отступлению '.

Тактика " Содружества примирения" предлагает следующие формы ненасильственного " оружия": нахождение фактов и их исследование, переговоры, образования, агитация, правовые действия, отказ от сотрудничества, моления, бдения, убеждение, гражданское неповиновение, юмор, прощение, созидательная работа, шествия с плакатами, пикетирование, демонстрации, парады, снижение темпов работы, забастовки, невозмездие, бойкоты. Правила ненасилия: всегда быть уверенным в себе; побеждать зло добром; обучать группу и противника; выдвигать справедливые требования; не стоять на месте; изучать внутренние слабости; стремиться к сотрудничеству с противником на честных условиях; давать оппоненту возможность " найти выход" пли " спасти лицо" (сохранить репутацию); не уступать в главном во время ведения переговоров2.

Взяв за основу миротворчество, сторонники ненасилия разработали свою тактику деятельности по разрешению конфликтных ситуаций, достижению целей.

Проблема применения силы при урегулировании конфликтов в самом переговорном процессе находится в тесной зависимости от сложившихся конкретных условий, поведения субъектов в конфликте, временных периодов и остроты ситуации.

Вопросы и задания по теме

1. Каковы причины проявления агрессивного поведения?

2. Назовите основные направления, изучающие проблемы агрессии, насилия, дайте краткую им характеристику.

3. Что является структурными элементами агрессивного поведения?

4. Охарактеризуйте насилие как образ Жизни индивида.

5. Покажите отличительные элементы деструктивной формы разрешения конфликта.

6. В чем различие мужской и женской социализации в современном обществе?

7. При каких условиях применение насилия оправдано и эффективно при разрешении конфликта?

8. Приведите конкретный пример использования насилия в конфликте. Определите конструктивность или деструктнвность метода.

ЛИТЕРАТУРА

Беличева С. А. Основы превентивной психологии.-М., 1994.

Гуслякова Л. Г., Дёмина Л. Д. Психология и социальная работа.-Барнаул, 1991.

Кон И. С. Вкус запретного плода.-М., 1991.

Кудрявцев С. В. Конфликт и насильственные преступления.- М., 1991.

Социальная работа.- Вып. 4. Социальная работа в Германии и Австрии. Под ред. И. А. Зимней.- М., 1992.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.