Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I






КОНФЛИКТЫ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

ТЕМА 1

КОНФЛИКТ: ПОНЯТИЕ. СТАДИИ РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИИ

План занятий

1. Определение понятия и структура конфликта.

2. Анализ конфликтологических теорий.

3. Теория человеческих потребностей и теория ограниченных ресурсов как базисные для концепции конфликта.

 

 

Реформы, происходящие в российском обществе, ведут к серьезным качественным и структурным изменениям его, появлению приоритетных проблем, от решения которых во многом зависит дальнейшее жизнеобеспечение н сама возможность функционирования общества. Происходящие изменения привели к необходимости создания новых по своему содержанию к структуре социальных направлений: социальная политика и социальная работа.

В мировой практике в наиболее общем контексте социальная политика рассматривается как принципы и виды деятельности, призванные направлять и регулировать отношения между индивидами, группами, общинами, социальными институтами, а социальная работа как забота о благосостоянии и раскрытии возможностей личности, семьи, общества. По сути социальная работа призвана осуществлять посредническую функцию между обществом и индивидом, нуждающемся в особом к нему внимании и действии в силу сложившихся социальных обстоятельств. Понятно, что осуществление подобных отношений направлено на предупреждение, снятие, либо регулирование конфликтной ситуации, субъектами которой могут быть с одной стороны - индивид, группа, с другой - индивид, группа, общество.

Социальный конфликт - это прежде всего форма отношений между субъектами по поводу разрешения острых противоречий, возникших в процессе их взаимодействия. В зависимости от аспекта анализа авторы дают определение понятию " конфликт". Конфликт рассматривают как " психологическое и социальное явление, характеризующееся наличием внутри организации взаимно противоречивых с точки зрения экономической и социальной эффективности интересов и соответственно наличием нестыкуемых тенденций поведения" (Р. Марр, А. Флиастер. Словарь//Человек и труд, 1994, С. 121); а также " трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и с острыми эмоциональными переживаниями" (В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1992, С. 83); " борьба за ценности и претензии, за определенный статус, власть, ресурсы, где целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника" (О. Н. Громова. Конфликтология. М., 1993, С. 6, 7); " это социальное противоречие на стадии его реального разрешения между вовлеченными в него субъектами... при этом важно учитывать, что любой социальный конфликт представляет... противоречие, которое так или иначе ими осознано и оценено (Е. Н. Степанов. Методологическое обеспечение конфликтологических исследовании // Социальные конфликты: экспертиза, - прогнозирование, технологии разрешения. № 7, 1994, С. 19, 20 и другие).

Если один тип взаимоотношений между индивидами предполагает взаимодействие на основе взаимного согласия, сотрудничества, отсутствия проблем по вопросам прежде всего распределения материальных и духовных ресурсов, реализации потребностей устремлений, желаний, то другой тип отношений между индивидами (конфликтный), возникает при условии ограниченного количества ресурсов, наличии их дефицита и поэтому удовлетворение потребностей, желаний, устремлений индивидов будет сопряжено с напряжением, конкуренцией, с соперничеством.

Структура конфликта включает: субъекты конфликта, предмет конфликта, конфликтные отношения, конфликтные ситуации, противоречия и причины конфликта. Субъектами являются участники взаимодействия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, социальной организацией. Предмет конфликта -конкретные материальные и духовные ресурсы, неудовлетворенные потребности, желания, интересы субъектов взаимодействия, т. е. то, из-за чего возник конфликт. Конфликтные отношения - форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для завершения конфликта. Конфликтная ситуация - развитие конфликта в конкретный временной период. Конфликтные противоречия - основные пункты разногласий субъектов конфликта, их противоположных интересов, устремлений, потребностей. Причины конфликта - те условия, которые привели к обострению противоречий, возникновению конфликта.

Каждый конфликт имеет пространственные и временные характеристики. Пространственными характеристиками конфликта являются сферы возникновения и проявления конфликта; условия и повод возникновения: конкретные формы проявления; результат конфликта: средства н действия, которые используют субъекты конфликта. Временные характеристики представлены такими параметрами как длительность, частота, повторяемость конфликта, продолжительность участия в конфликте каждого из субъектов, также временные параметры каждого из этапов развития конфликта.

Каждый конфликт имеет свою динамику развития, которая включает следующие стадии;

1 стадия - предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешенность, появление напряженности в отношениях;

2 стадия - обострение противоречий, устойчивый негативный психологический фон в отношениях; постоянная негативная, порой агрессивная конфронтация;

3 стадия - конфликтная ситуация, открытый конфликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания;

4 стадия - разрешение конфликта;

5 стадия - постконфликтная стадия, ситуация, новое содержание отношений между участниками конфликта.

Типология социального конфликта зависит прежде всеro от выбранного критерия. Например, в зависимости от разрешаемости конфликтного противоречия выделены полностью разрешаемые конфликты, частично разрешаемые и неразрешаемые, которые поддаются только регулированию. По количеству субъектов конфликты классифицируются на межличностные, межгрупповые. Особо выделен внутриличностный конфликт. Структура личности достаточно сложна и противоречива. Среди внутриличностных конфликтов могут быть выделены патогенные, позитивные, приводящие к переоценке и переориентации и др. Процесс принятия решений для личности во многих случаях является достаточно сложным и конфликтным.

Межгрупповые конфликты являются структурной основой различных по своему содержанию конфликтов, в частности, политических, межэтнических, экономических и т. д. Критерием в данной типологии является конкретная сфера общества. Каждый из перечисленных типов конфликтов может быть классифицирован например как политический: межпартийный, правительственный, внутрипартийный и т. д. Исследователи социальных конфликтов пришли к выводу о наличии и признании множества типологий. Так, при классификации конфликтов используют системный подход, количественные и качественные критерии, анализ противоречий, мотивов и т. д. '.

Достаточно распространенным в социально-психологических исследованиях является классификация конфликтов на деловые и эмоциональные. В последнем случае эмоции преобладают и превращаются в предмет конфликта.2. По формам проявления конфликты классифицируются на открытые, латентные, потенциальные.

В настоящее время в отечественной науке о социальных конфликтах использованы многие идеи, положения из работ зарубежных исследователей. Приобрели широкую известность и стали классическими концепции " социального конфликта" Л. Кренсберга, " конфликтной мололи общества" Р. Дарендорфа, " позитивно-4Л i.KHiioii^iiiiioro конфликта" Л. Козера, " общей теории конфликта" К. Боулдинга, " поведенческой модели фрустрации-агрессии" Д. Долларда, " разрешение конфликтов на основе теории человеческих потребностей" Дж. Бартона, " коллективных насильственных действий" Ч. Тилли и др.

Западные теории социального конфликта также развивались на основе критики достаточно распространенного положения о стабильности и гармоничности общества. В частности критике был подвергнут вывод Т. Парсонса о стабильности как основной характеристики общества. Ч. Л. Миллс отмечал, что наряду со стабильностью существуют конфликтность, агрессивность, беспорядок; он рассматривал теорию социального конфликта как альтернативу структурно-функциональному анализу. Л. Козер рассматривал конфликт как явление, которое обладает не только разрушительным, но и конструктивным содержанием. Его положения о конфликте как источнике развития, изменения, включая и позитивные моменты данного процесса, получили признание среди современных исследователей.

Л. Козер особое внимание обращал на роль ценностей, интересов для стабильности и развития как социальных групп, так и социальных систем. Если субъекты, вступившие в конфликт, более не разделяют ценностей, на основе которых функционировала конкретная социальная система, то возникает внутренний конфликт, который ведет к распаду социальной структуры, происходит замена ее новой, утверждаются новые по своему содержанию объединяющие элементы системы, ценности, интересы. Л. Козер рассматривает конфликт как способ адекватного приспособления социальных норм к изменившимся обстоятельствам, так как конфликт внутри групп содействует формированию и утверждению новых социальных норм или обновлению прежних. ^

В целом, в обществах, открытых конфликту, который направлен на разрешение антагонистической напряженности, конфликт будет способствовать изменению и развитию общественных, групповых процессов при определенном уровне их стабильности и конструктивности.

Р. Дарендорф, известный немецкий социолог, много внимания уделяет общественно-политическим аспектам развития конфликта. Он обосновывает положение, что общество имеет конфликтное основание, что проявляется в следующем: общество всегда находится в процессе изменения: общество содержит тенденции единства (согласия) и различия (противоречия); каждый элемент общества находится в состоянии изменения; любое общество предполагает насилие одних индивидов над другими.

Содержание данных положений свидетельствует о том, что Р. Дарендорф не разделяет функционалистскую модель общества, но придерживается конфликтной модели. Свою концепцию он рассматривает в контексте понятий " жизненных шансов и свобод", при этом жизненные шансы он определил как благоприятные возможности, условия, которые общество обеспечивает человеку. Изучая социальные конфликты на макроуровне, Р. Дарендорф обращает внимание на исследование проблем классового конфликта, полагая, что степень политических, гражданских прав и свобод находится в тесной зависимости от динамики классового конфликта, так как объектом последних является борьба за увеличение жизненных шансов. Р. Дарендорф видит причину социальных конфликтов в диалектике власти и сопротивлении этой власти. По его мнению, неравенство является условием свободы.

Р. Дарендорф далек от мысли, что изменение политических прав и свобод ведет к превращению конфликтов между его социальными группами и ликвидации неравенства в обществе, но такие изменения переводят социальные конфликты в новое состояние и на новый уровень. Общество свободного предпринимательства наиболее оптимально может развиваться, используя модель демократического государства, способного гибко и адекватно реагировать политическими изменениями на изменившуюся ситуацию в общественных отношениях.

Таким образом, благодаря демократическим формам регуляции общественных процессов достигается возможность своевременного перевода конфликта из возможной разрушительной, деструктивной формы на новый уровень, что ведет к расширению набора средств, методов конструктивной регуляции социальным конфликтом.

Ряд исследователей социального конфликта, в частности А. Рапопорт, отмечают значение системного анализа для изучения социальных конфликтов различных типов и видов. Системный анализ социальных конфликтов исходит из установок общей теории систем. Основополагающим для данного метода исследования конфликтов является представление об обществе как устойчивой совокупности взаимосвязанных элементов, частей, составляющих конкретную целостность (систему).

Один из основоположников общей теории системы Л. фон Берталанфи считал, что главным при изучении явления как системы представляется выяснение общих принципов и законов поведения систем независимо от природы составляющих их элементов и отношений между ними. Система есть множество связанных между собой элементов с наличием структуры - устойчивой фиксации связей между элементами системы, целостностью, а также несводимостью свойств системы к свойствам элементов системы.

Использование системного анализа для изучения социальных конфликтов возможно при условии применения метода моделирования. Ключевую роль при этом занимает анализ структуры, которая указывает на определенную упорядоченность отношений, связывающие элементы системы. Структуры делятся на простые и сложные в зависимости от числа взаимосвязей между составляющими ее элементами; структуры могут иметь также иерархический характер, состоять из упорядоченных уровней и т. д.

Проблема структуризации была одной из ведущих для значительного в первой половине двадцатого века направления психологии, основанного М. Вертгейтером, а его идеи были использованы при развитии когнитивной структуризации-одного из направлений системного анализа, также нашедшего применение в конфликто-логических исследованиях. Однако использование универсальных объяснительных (когнитивных) схем приводит к использованию заданных жестких схем понимания ситуации, таким образом произвольно сокращается количество вариантов для выбора и возможностей действия в конфликтной ситуации.

А. Рапопорт выделяет два подхода в общей теории систем, которые позволяют дать системный анализ конфликтным ситуациям: математическая и органическая системные модели. Общими для обеих системных моделей являются исходные понятия целостности, аналогии и взаимосвязанности, а также признаки множественности причинных взаимодействий, отказ от поиска первопричины конфликтных процессов и явлений.

Отмечая положительный эффект использования данных системных моделей для анализа социальных конфликтов различного уровня, типа и вида, А. Рапопорт видит их недостаток в большой степени абстрактности, отсутствии методов анализа конкретных событии. Но, несомненно, что данные системные модели анализа конфликтных ситуаций могут быть достаточно эффективными и результативными при прогнозировании возможных конфликтов, их развития в будущем. Но при этом еще недостаточно разработаны критерий отбора исходных переменных, которые могут быть использованы в математических моделях, существует опасность запрограммированного отбора переменных, исходя из содержания предложенной гипотезы конфликтной ситуации.

Теории социального конфликта включают в свое содержание различные дисциплинарные направления - знания из социологической, психологической наук, а также теории международных отношений и т. д. Имея свой объект и предмет исследования, конфликтология тем не менее является результатом междисциплинарного синтеза, объединяет различные направления, подходы в рамках нескольких дисциплин. Многие модели конфликтных ситуаций, конфликтов различных видов и типов в настоящее время моделируются с помощью математических теорий, в частности, математической теории игр. Происходит использование математики, информатики, математических теорий для конструирования системы и структуры общественных процессов и явлений.

В частности математический анализ для исследования социальных конфликтов использовали А. Рапопорт, К. Боулдинг. Однако для применения данного метода необходимо обладать определенными познаниями в области математических теорий.

В последние десятилетия зарубежные исследователи в большей степени сконцентрировались на изучении проблем предотвращения и завершения конфликта. Поставлен вопрос об управлении социальными конфликтами, что, в свою очередь, требует исследования технологий по завершению социальных конфликтов всех типов.

Как свидетельствует практика, социальные конфликты могут развиваться по деструктивному и конструктивному пути. Конструктивная модель развития конфликта предполагает взаимовыгодные, приемлемые для конфликтующих сторон технологии достижения завершения конфликта, в то время как использование на практике деструктивной модели завершения конфликта сопровождается разрушительными тенденциями, использованием методов агрессии, насилия, давления, шантажа. В зависимости от формы развития социальных конфликтов зарубежные исследователи также выделяют институализированные конфликты, частично институализированные и абсолютные конфликты. Целью последних является полное уничтожение оппонента, который в данной модели развития конфликта рассматривается как противник. " Либо победа, либо поражение - и никакого компромисса" - является девизом подобных конфликтов; конфликты подобного рода достаточно изнурительны для их участников.

В недалеком прошлом много внимания специалисты уделяли международным конфликтам, проблемам войны и мира. " Позиции силы" широко использовались при решении конфликтных международных ситуаций. К. Боулдинг, Р. Коллинз, К. Шиллинг и другие исследователи подробно рассматривали в своих работах причины, условия возникновения и предотвращения войны как формы международного конфликта.

К. Боулдинг исходил из положения о том, что стремление к насилию, агрессии изначально присуще человеку. Поэтому конфликты не могут раз и навсегда быть разрешены и устранены из общества, отношений между людьми, группами, государствами. Поэтому исследователям необходимо разрабатывать предупредительные формы развития конфликта, меры по разрешению и переводу конфликта на новый уровень, не ожидая деструктивных форм развития, завершения конфликта. А. Рапопорт, К. Боулдинг много внимания уделяли изучению вопроса прогнозирования и предотвращения вооруженных конфликтов, а также насильственных форм сопротивления.

Процесс завершения конфликтов специалисты ставят в зависимость от степени удовлетворения целей, желаний, устремлений, которыми руководствуются субъекты, вступая в конфликт (например, Дж. Бертон, Р. Коллинз). Поэтому аффективно управлять конфликтами возможно только при учете потребностей, устремлений субъекта конфликта, а также нахождения адекватной и взаимоприемлемой формы их удовлетворения. В условиях межгруппового социального конфликта взаимоудовлетворяющая форма завершения конфликта создается с учетом как внутренних, так и внешних возможностей конфликтующих субъектов и социальной среды их нахождения. Следует также учитывать тот факт, что многие социальные конфликты не могут быть завершены. Они неразрешимы и возможна только временная их гармонизация и стабилизация. Изменение окружающей среды, самих субъектов приводит к нарушению статус-кво и конфликт возобновляется. 1одобного типа социальные конфликты особенно нуждаются в своевременной регуляции, в управлении.

Конфликты, возникающие между индивидами в группе, разрешаются преимущественно двумя методами: методом убеждения и методом принуждения. Метод принуждения предполагает осуществление насильственных действий одного субъекта над другим. В зависимости от сложившейся ситуации конкретный метод принуждения может быть эффективен, в частности, если необходимо пресечь опасные для общества, индивида действий одной из сторон. Форма запрета, принуждения в ряде случаев может быть нужна для оказания помощи слабому человеку и т. д. Метод убеждения ориентирован прежде всего на поиск компромиссов, взаимовыгодных решений. Основным его средством является убедительная аргументация своих предложений, а также знание и учет устремлений другой стороны. Именно поиск возможностей и путей достижения компромисса является одним из основополагающим при использовании данного метода.

Обращаясь к проблеме регуляции и разрешения конфликтов в процессе социальной работы необходимо обратить внимание на внутриличностный и межличностный конфликты, а также конфликт индивид-общество, индивид - социальная группа. Как отмечает В.Г.Бочарова: " Социальная работа - своего рода связка; социальный работник-посредник, регулирующий, уравновешивающий деятельность общества по отношению к клиенту" (В. Г. Бочарова. Педагогика социальной работы. М., 1994. С. 17). Социальная работа с клиентом направлена на разрешение возникшего конфликта, конфликтной ситуации, субъектом которой клиент является. Рассмотрим подробнее конфликты, с которыми приходится иметь дело в процессе своей деятельности социальному работнику.

Базисными теориями при изучении социальных конфликтов являются теория ограниченных ресурсов и теория человеческих потребностей. Основополагающим выводом теории ограниченных ресурсов является заключение, что в обществе недостаточно ресурсов, а также социальных возможностей и условий, которые могут быть предоставлены индивиду. В частности, Р. Дарендорф в своей работе " Жизненные шансы: подходы к социальной и политической теориям" проблему социального конфликта рассмотрел в аспекте жизненных шансов, которые по своей сути представляют форму ресурсов в виде тех возможностей, которые имеет каждый индивид в конкретном обществе. Общество, стремящееся к устойчивому развитию, должно постоянно расширять, увеличивать жизненные шансы, увеличивать ресурсы.

Понятно, что ресурсы в любом обществе ограничены, но все слои общества в разной мере ими обладают. поэтому между индивидами, социальными группами происходит постоянная борьба за их перераспределение, что связано с наличием отношений конкуренции, соперничества, соревнования. Демократия, рынок открыто предполагают существование различий между субъектами, признание конфликта при отстаивании этих различий между субъектами, изменение и перераспределение ресурсов, многообразие интересов и постоянный поиск согласия и компромисса.

Таким образом, разрешение конфликта в контексте теории ограниченных ресурсов означает выяснение наличия ресурсов в обществе, возможности их увеличения, а также принципы и механизмы распределения. Конфликт может быть одним из методов распределения социальных ресурсов на индивидуальном и групповом уровне.

Теория человеческих потребностей, одним из авторов которой является К. Ледерер, имеет достаточно много сторонников и последователей в США. Она ориентирована как на анализ потребностей человека, так и на исследование возможностей и механизмов их удовлетворения. Согласно теории человеческих потребностей ограниченное количество ресурсов является причиной возникновения и развития социальных конфликтов, так как полное либо частичное неудовлетворение потребностей человека, в конечном счете, не позволяет ему быть активным и полноправным субъектом социального процесса.

Конфликты являются одним из условий развития самого субъекта, социальных систем и отношений. Однако, признав наличие конфликтов как условия развития социума, необходимо учитывать, что его возникновение не является неизбежным. Процесс развития социума всегда содержит потенциальные конфликты, но управление, координация изменениями с целью оптимизации взаимоотношениями между субъектами снимает возможность перехода потенциального конфликта в открытую ее форму. Наличие разнообразия в демократическом обществе с рыночной системой требует регуляции, оптимизации системы отношений между социальными субъектами. В этой связи следует рассмотреть функции социального конфликта.

Позитивные функции конфликта:

- функция оптимизации - восстановление оптимального равновесия во взаимоотношениях, в возможностях развития и эффективного функционирования социальных субъектов (индивида, группы, систем и организаций);

- функция интеграции и стабилизации - интеграция и стабилизация при укреплении тенденции устойчивого развития социальных субъектов;

- информационно-сигнальная функция - определение полей напряжения, неблагополучия, рассогласования целей, интересов;

- инновационная функция - разрешение противоречии социального субъекта, переход к новому состоянию, с новыми качественными и количественными параметрами, установление новой системы отношений или координация элементов старой с целью их адаптации к изменившимся условиям, в частности, измененным социальным субъектам.

Наряду с позитивными функциями конфликта определены и негативные последствия развития социального конфликта; к ним относятся:

- разрушение, уничтожение полное либо отдельных элементов социальных систем, организаций, а также изоляция либо подавление субъектов конфликта;

- деформация отношений между субъектами, самими системами, временное нарушение стабильности, развития, социального изменения как отдельного субъекта, так и социальной системы в целом;

- истощение материальных и духовных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов, систем, организаций.

Показателем наличия потенциального конфликта является социальная напряженность. Количественным индикатором социальной напряженности является увеличение числа дестабилизирующих факторов и ситуаций в функционировании социальной системы, увеличение периода действия деструктивных форм отношении между субъектами и системами. Качественные индикаторы социальной напряженности свидетельствуют об изменениях в содержании отношений между субъектами в содержательных характеристиках самих субъектов, в переходе от конструктивных форм разрешения проблем к деструктивным. Напряженность проявляется на уровне отношений и взаимодействий как результат рассогласования интересов, потребностей, появления дестабилизирующих факторов, которые свидетельствуют о происходящих несбалансированных изменениях.

Социальный конфликт является результатом и условием изменений как социальной системы в целом, так и отдельных субъектов и отношений между ними. Его наличие и развитие обусловлено потребностями субъектов и имеющимися ресурсами для их удовлетворения. Социальные конфликты могут происходить в конструктивной или деструктивной форме, обладают конкретными позитивными функциями, а в условиях деструктив-ности ведут к негативным последствиям. Они являются естественными спутниками общественного и индивидуального развития и изменения. Поэтому социальные конфликты требуют анализа, изучения с целью достижения эффективной их регуляции и завершения.

Практические задания и вопросы по теме

1. Дайте определение понятие " социальный конфликт".

2. Перечислите элементы структуры социального конфликта.

3. Какие критерии вы можете перечислить, на которых основана классификация социальных конфликтов?

4. Назовите концепции, являющиеся исходными для анализа социальных конфликтов.

5. Изложите основное содержание базисных концепций социального конфликта.

6. Перечислите функции деструктивных и конструктивных форм развития социальных конфликтов.

7. Определите содержание информационно-сигнальной функции социального конфликта.

8. Опишите конкретный конфликт по вашему выбору, перечислите его основные элементы, покажите динамику развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. 3 д р а в о м ы ел о в А. Г. Социология конфликта. М., 1995.

2. Громова О. Н. Конфликтология. М., 1993.

3. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования. 1994, № 5.

4. Смелзер И. Социология. М., 1994.

5. Теория и методология социальной работы. Под ред. С. И. Григорьева. М., 1994.

 


ТЕМА 2

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ План занятий

1. Основные причины и формы проявления внутри-личностного конфликта (3. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер и др).

2. Регуляция, коррекция, разрешение внутриличностного конфликта.

 

 

Социальная работа ориентирована прежде всего на принятие конкретных действий по оказанию поддержки, помощи, социальному восстановлению индивида, клиента, обратившегося за помощью. Практика свидетельствует, что клиент всегда испытывает трудности, диском-4юрт, отягощен личностными переживаниями, которые можно охарактеризовать как внутрнличностный конфликт. Работа с клиентом направлена не только на решение этой проблемы, с которой он обратился в социальную службу, но и на оказание помощи по преодолению и разрешению внутриличностного конфликта. Прежде чем осваивать методы разрешения необходимо выяснить, что представляют собой внутриличностные конфликты, каковы их причины и последствия.

Исследование конфликта на уровне индивида неизменно сопряжено с изучением психологических характеристик человека. Основой психологического анализа в современных теориях социального конфликта являются взгляды прежде всего 3. Фрейда, Г. Знммеля, Э. Фромма, К. Г. Юнга и др.

Взгляды 3. Фрейда неоднозначно оценивались как его современниками, так и психологами нашего времени. Однако именно он обосновал основные положения классического психоанализа. Именно его выводы лежат в основе ряда современных психологических направлений.

Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по самой своей природе. Определяющая роль в поведении человека принадлежит инстинктам. Особое значение имеют два инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт является извечной борьбой между Эросом и Танатосом, более того, эта борьба определяет и развитие всего человечества. 3. Фрейд показал, что в психике человека существуют осознаваемые и неосознаваемые желания, направленные на одни и те же объекты. Они часто имеют противоположное содержание, что также объясняет противоречивость человека.

Все человеческие чувства противоречивы, что приводит к постоянной борьбе между ними. Амбивалентность чувств является как непосредственным результатом, так и следствием противоречивости социального бытия, последнее усиливает амбивалентность до состояния конфликта. Неврозы отражают внутриличностный конфликт, который человек не в состоянии самостоятельно преодолеть. 3. Фрейд показал, что одной из весомых причин возникновения неврозов является конфликт между сексуальными влечениями, желаниями и морально-волевыми ограничениями. Подавление эротических желаний ведет к конфликту. Согласно 3. Фрейду подавление и реализация сексуального инстинкта является основой психической деятельности человека, его характера, мотивации поведения человека.

3. Фрейд разработал концепцию либидо. Само понятие " либидо" 3. Фрейдом трактуется неоднозначно. Наделяя его как количественными, так и качественными характеристиками, иногда он рассматривает ее как энергию сексуального влечения или половой голод. Либидо является существенным мотивационным импульсом. 3. Фрейд считает, что энергия сексуального влечения может сублимировать в разнообразных видах деятельности человека, в том числе в его творчестве. Разрабатывая данное положение, 3. Фрейд приходит к выводу о том, что основой человеческой жизнедеятельности является энергия сексуального влечения и его сублимация. Таким образом, внутриличностный конфликт может разрешаться посредством механизмов сублимации.

Для выяснения понимания 3. Фрейдом внутриличностного конфликта важной является его концепция о трех принципах психической деятельности: принцип постоянства, принцип удовольствия, принцип реальности. Данные принципы обладают значительными мотнваци-онными стимулами для деятельности личности. Принцип постоянства реализуется в наличии у индивидов способности поддерживать количество психологического возбуждения на относительно постоянном уровне. Принцип удовольствия заключается в стремлении индивида к получению удовольствия и в стремлении избежать боли, страдания, т. е. всего того, что лишает его возможности получать удовольствие. " Удовлетворение наших первичных позывов дает нам счастье, но они же являются источником мучительных страданий, когда внешний мир отказывается дать им удовлетворение и обрекает нас на лишения" - пишет 3. Фрейд.

Но реализации принципа удовольствия противостоит принцип реальности, который требует от индивида действий в соответствии с условиями внешнего мира. Если принципы удовольствия и постоянства являются врожденными, то принцип реальности приобретается личностью в процессе его жизнедеятельности.

Согласно концепции о трех принципах психической деятельности, внутриличностный конфликт развивается в соответствии с формированием личности и ее сложным и противоречивым переходом от доминирования принципа удовольствия в ее деятельности и восприятии к принятию принципа реальности и деятельности согласно этим принципам. Борьба принципов удовольствия и реальности обусловливает конфликтную основу чувств, желаний человека. Но рассматривая природу человека, 3. Фрейд обратил внимание на наличие комплексов. Особое значение он придавал комплексу Эдипа2. Комплекс Эдипа объясняет содержание и напряжение сексуальных влечений индивида.

Структурная теория личности наиболее отчетливо выражает представления 3. Фрейда о конфликтной природе человека. Она подчеркивает соответствие структуры личности человека и структуры психики. Личность является единством трех противоречивых начал: " Оно", " Я" и " Сверх-Я".

" Оно" 3. Фрейд рассматривает как бессознательные импульсы и реакции, имеющие психобиологическую форму проявления и биологическое происхождение. " Оно" является отражением борьбы Эроса и Танатоса. " Оно" проявляется в желаниях и влечениях, в мотивациях деятельности и активности личности. " Оно" рассматривается как первичная, прирожденная инстанция, изначально иррациональное и подчиненное принципу удовольствия.

" Я" представляет собой рассудительность, разумность. Это организованное, рациональное начало личности. Действия " Я" основаны на реализации принципа реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы " Оно" " Я" приводит в соответствие с требованиями реальной действительности. " Я" выполняет функции самосохранения организма, избегает угрожающих влияний, а также контролирует инстинкты и импульсы, исходящие от " Оно".

" Сверх-Я" является продуктом культуры. В нем реализуются комплексы совести, морали, социальные нормы и требования, которые предъявляет общество к человеку. " Сверх-Я" представляет собой результат опыта индивида, влияния общества, других индивидов. Оно выполняет функции контроля и наказания, оценки индивида.

В своих поступках, восприятии человек реализует свое " Оно", " Я". " Сверх-Я", его действия и реакция являются результатом взаимоотношений трех структурных компонентов. Однако их взаимоотношения далеки от согласия и единства, но находятся в состоянии противоречия и противоборства. Человек имеет защитные механизмы от негативных, разрушительных последствий подобного противоборства. В условиях конфликта такими защитными механизмами являются:

- сублимация-процесс преобразования сексуальной энергии в другие виды деятельности;

- проекция - неосознанное отождествление, перенесение собственных ощущений, влечений, мыслей другим;

- рационализация - рациональное объяснение поступков, мыслей даже когда они изначально иррациональны;

- вытеснение-устранение индивидом мыслей, мотивов, чувств из сознания;

- регрессия-обращение к примитивным уровням поведения, мышления;

- реактивное образование-изменение неприемлемых для сознания поступков, мотивов, тенденции на более приемлемые для индивида;

- фиксация поведения - стремление сохранить апробированные модели поведения, мышления, стереотипы восприятия.

3. Фрейд, рассматривая проблему внутриличностного конфликта, не сводил его к категориям " позитивный", " негативный", но показал, что творчество является разрешением психологического конфликта. Однако сублимация бессознательного, неудовлетворенного, подавленного могут приобретать достаточно разрушительные формы для самой личности. 3. Фрейд исследовал вопрос о взаимосвязи творчества и невроза. Показал, что творческая деятельность является эффективным средством психотерапии.

Существенное значение в поведении человека имеют " руководящие чувства" - чувство страха и вины. Именно чувства вины и страха привели первобытных людей к установлению табу-норм, запретов в доведении чел века и к формированию первых социальных запрет

Чувство вины 3. Фрейд объясняет деятельностью " Сверх-Я". Работая с неврастениками, он много внимания уделял исследованию проблемы тревожности. 3. Фрейд выделил три вида тревожности: вызванная реальностью, активностью бессознательного " Оно" и " Сверх-Я". Главным является освобождение " Я" от давления посредством уже выше перечисленных способов. Проблема состоит в укреплении " Я", придании ему достаточных энергетических сил для самостоятельности. Взаимоотношения между " Я" и " Оно" 3. Фрейд сравнивает с отношением всадника (" Я") и лошадт (" Оно"). В этом реализуется принцип антагонизма биологического и социального.

" Большое функциональное значение " Я" выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к " Оно" " Я" подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, " Я" же силами заимствованными" - утверждает 3. Фрейд'.

3. Фрейд показал и исследовал роль глубинных, неосознаваемых мотивов в поведении человека. Проблемы внутриличностного конфликта тесно связаны с анализом бессознательного и его влиянием на сознание, с наличием противоречий и борьбы между ними. Бессознательное прорывается в различных ошибочных действиях индивида, его оговорках, забывании имен. Все это является результатом действия скрытых мотивов. 3. Фрейд стремился дать рациональный анализ бессознательным, иррациональным побуждениям и таким путем овладеть ими.

Положения, сформулированные и обоснованные 3. Фрейдом, получили дальнейшее развитие и интерпретацию, либо критику в работах его последователей и критиков, в частности в теориях А. Адлера, К. Юнга, К- Хорни, Э. Фромма и др. Являясь вначале сторонником 3. Фрейда, А. Адлер впоследствии отверг концепцию своего предшественника. Принцип единства личности он рассматривал как главный принцип при анализе, а социальные факторы считал определяющими в процессе ее формирования. Таким образом, А. Адлер исходил из того, что личность является по своему содержанию прежде всего социальной. Он отрицал решающее значение сексуальных инстинктов. С его точки зрения, главным фактором при формировании личности является воля к власти и потребность компенсации комплекса неполноценности. " Социальное чувство", связь индивидов друг с другом он рассматривал как критерий психической жизни индивида. Социальные чувства, интересы являются врожденными свойствами человека, имеют социобиологическую природу. Много внимания А. Адлер уделяет анализу комплекса неполноценности, а также принципу компенсации и сверхкомпенсации.

А. Адлер так же как и 3. Фрейд считал, что формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В детском возрасте личность испытывает влияние различных неблагоприятных факторов, в результате этого у нее формируется комплекс неполноценности. Впоследствии он оказывает существенное влияние на поведение, активность, образ мысли индивида. Это во многом объясняет причину и содержание испытываемого им внутриличностного конфликта.

Личность стремится преодолеть внутриличностный конфликт. Этот конфликт преодолевается посредством " социального чувства". Недостаточный уровень социального чувства проявляется в преступности, алкоголизме, наркомании, самоубийствах, половых извращениях и т. д.

А. Адлер, разрабатывая теорию комплекса неполноценности, показывает, какими методами, путями разрешается этот комплекс - путем стимуляции собственных способностей. Стиль жизни он рассматривает как форму компенсации. Успешной компенсацией является достижения индивидом совпадения его устремлений в превосходстве с содержанием социальных интересов; частичная компенсация достигается при одностороннем приспособлении к жизни, при гипертрофированном развитии одной способности. Подобная ситуация получила еще название сверхкомпенсации; мнимая компенсации. когда индивид компенсирует свой комплекс мнимой компенсацией, например, болезнью. В таком случае болезнь является оправданием его неудач, неуспеха.

А. Адлер придавал большое значение механизмам компенсации и сверхкомпенсации как мотивам деятельности и поведения человека. В ходе работы над проблемой комплекса неполноценности и принципа компенсации, сверхкомпенсации А. Адлер исследует бессознательное, его содержание и структурные элементы. Особое значение он придает стремлению личности к превосходству над другими. А. Адлер много внимания уделял восстановлению психических сил индивида. К. Г. Юнг писал: " В то время как Фрейд являлся исследователем 11 толкователем, Адлер-главным образом воспитат. Он не оставляет беспомощным ребенка в болезни ценным, правда, пониманием, а пытается сделал используя все воспитательные средства, нормально способленным человеком." '.

Активным последователем Фрейда стал и сам К. Г. Юнг. Он изучал проблему комплексов, разработал и ввел в психологическую практику понятие " комплекс Электры", который дополнил понятие " комплекс Эдипа". Это уже касается влечений и переживаний девочки по отношению к отцу, отсюда неосознанная неприязнь к матери. Однако, так же как и А. Адлер и ряд других сторонников и последователей 3. Фрейда, К. Г. Юнг отвергал определяющее значение и роль сексуального инстинкта в поведении и мышлении человека. Развитие культуры и цивилизации он взял за первооснову активности' психических процессов личности, внутриличностных конфликтов. Особое внимание К. Г. Юнг уделял проблеме бессознательного, на индивидуальном и коллективном уровне. При рассмотрении проблем конфликтов К. Г. Юнг исходит из утверждения о неизменности в историческом процессе содержания, форм развития. К. Г. Юнг выделил восемь типологических групп:

две личностные установки - интроверсию и экстраверсию, а также четыре типа ориентации или функции - мышление, чувство, ощущение, интуицию. Подобная классификация позволяет эффективно оценивать психологическую адаптацию индивида, его доминирующую психологическую направленность. Однако есть и теневая сторона личности, с помощью интроспекции личность может осознать ее, но может и противиться ее осознанию. Существует конфликт между Эго и Тенью.

К. Г. Юнг обосновал концепцию структуры личности, которая состоит из четырех базисных элементов:

личного сознательного, личного бессознательного, коллективного сознательного и бессознательного. Коллективное бессознательное является отражением опыта всех предшествующих поколений в душе индивида. Структура коллективного бессознательного достаточно сложна и включает в себя общечеловеческое, национальное, групповое, семейное и т. д. бессознательное.

К. Г. Юнг разработал и исследовал понятие " архетипа", которое представляет собой исторические и универсальные формы мышления. В сознании индивида они представлены образами и символами. Архетипы содержат в себе программы поведения личности, проявляются в мифах, искусстве, религии, фольклоре, науке, а также в сновидениях человека. Примерами архетипов являются символы и образы - мать, отец, ребенок, правитель, старец.

К. Г. Юнг отмечал: " В действительности же содержание нашего сознания возникло не только благодаря воздействию индивидуального окружения; на них также влияла и располагала в определенном порядке психическая наследственность, коллективное бессознательное." '. Особое внима-ние в своих исследованиях К. Г. Юнг обратил на анализ " души современного человека". Он отмечает, что современный человек всегда одинок, его душа перенесла огромные (исторические) потрясения и поэтому он стал крайне неуверенным, а технический прогресс постоянно ведет к катастрофам. Душа современного человека находится в непрерывной борьбе противоречий внутреннего и внешнего мира, что определяет существование постоянного внутриличностного конфликта.

Одним из представителей неофрейдистского направления является Э. Фромм-создатель радикально-гуманистического психоанализа. Э. Фромм стремился преодолеть биологические трактовки понимания личности.

Он исследует зависимость личности от социальных процессов, показывает процесс изменения самой личности. Од также обращается к проблемам внутриличностного конфликта, рассматривая его в аспекте '" экзистенциальной дихотомии". Он делает вывод о наличии таких противоречий, которые содержатся в самой сути человека. Поэтому они не могут быть преодолены: проблемы жизни и смерти, ограниченность жизни, громадные потенциальные возможности человека и ограниченные условия их реализации.

Э. Фромм писал: " Человек-продукт естественной эволюции, он часть природы, но, наделенный разумом и самосознанием, он превосходит ее... Сущность человека состоит в вышеупомянутом противоречии, присущем его существованию, и это противоречие заставляет его искать ответное решение. Человек не может остаться нейтральным и пассивным по отношению к экзистенциальной дихотомии. Благодаря самому факту человеческого бытия жизнь задает ему вопрос: как преодолеть разрыв между человеком и окружающим его миром, чтобы достичь ощущения единства и тождественности со своими близкими и с природой" '. Человек одинок и испытывает постоянное чувство страха.

Э. Фромм развил теорию типов социального характера. К типам характера отнесены рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Типы характеров реализуются через действия психических механизмов: мазохистского, садистского, деструктивного и конформистского. Подробный анализ психических механизмов он дает в работе " Анатомия человеческой деструктивности". В психике человека содержится конфликт двух начал: жизни и смерти. Биофиль-ство - это глубинная жизненная ориентация человека. Она противостоит смерти. Некрофильство - страсть к уничтожению. Это другой аспект натуры человека. Некрофил - антипод биофила. Некрофильские тенденции укрепились по мере ухода человека от природы в мир вещей, техники, индустриализации, обостряя противоречивость и конфликтность психики человека.

Э. Фромм подробно анализирует причины, формы, содержание деструктивности. Он писал: " Изменение личности возможно лишь в том случае, если человеку удается " обратиться" к новым способам осмысления жизни: если он при этом мобилизует все свои жизненно важные устремления и страсти и тем самым познает гораздо более острые формы витальности и интеграции, чем те, что были ему присущи прежде... Несмотря на то, что жизнеспособные страсти ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости жизни и гораздо больше способствуют проявлению его целостности и витальности, чем жестокость и деструктивность, тем не менее и те и другие в равной мере участвуют в реальном человеческом существовании" '.

Э. Фромм не соглашается с 3. Фрейдом и считает, что страсть, стремление - не результат инстинктов, а отражает мир жизни человека. Э. Фромм явился реформатором фрейдистского учения прежде всего в том, что рассматривает человека, включенного в реальный исторический контекст. Внутриличностный конфликт приобретает значительный социальный аспект. Деструктивность характера в данном контексте рассматривается как желание разрушить мир, чтобы избавиться от чувства собственного бессилия, как последняя попытка не дать миру разрушить себя. Деструктивности противостоит конформистский тип ориентации, благодаря чему человек преодолевает чувство собственной ничтожности.

Сделав вывод о том, что человек исторические противоречия может уничтожить в результате своей деятельности, но экзистенциальные противоречия он уничтожить не в состоянии, Э. Фромм обосновывает путь разрешения экзистенциальных противоречии: " Человек должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными усилиями он может придать смысл своей жизни. Только если он разберется в сути своего реального положения, дихотомиях, присущих его существованию, и осознает свою способность раскрыть все свои силы, он преуспеет в решении своей задачи: быть самим собой для себя самого и достичь счастья, в полной мере реализовав свои сугубо человеческие свойства - разум, любовь, продуктивный труд".

К. Хорни, принимая учение 3. Фрейда, в то же время подвергла критическому анализу многие его положения, в том числе и относящиеся к проблеме внутрилйчностного конфликта. Соглашаясь с выводом 3 Фрейда о том, что поведение личности определяется бессознательным, она считала, что бессознательные побуждения имеют аффективный, эмоциональный характер. Чувство тревоги она рассматривала как базисное при исследовании поведения человека. Стремление к безопасности и реализации желании являются определяющими для внутриличностного конфликта, а разрешается он путем выбора моделей деятельности и поведения. Внутриличностный конфликт проявляется в следующих отношениях: " во-первых, отношения любви, привязанности и расположения человека (как к другим людям, так и с их стороны); во-вторых, отношения, связанные с оценкой " Я", в-третьих, отношения, связанные с само-утвержеднием; в-четвертых, с агрессией; в-пятых, с сексуальностью" '. Тревога является одним из мучите ных аффектов, которые может испытывать человек. К. Хорни пишет: " В нашей культуре имеются четыре основных способа избежать тревожности: ее рационализация; ее отрицание; попытка заглушить ее наркотиками;

избегание мыслей, чувств, побуждений или ситуаций, вызывающих их". Враждебные побуждения образуют главный источник, из которого происходит невротическая тревожность.

К. Хорни выделила три основных модели поведения как результат разрешения внутриличностного конфликта: первый-стремление к людям, через сопричастность к другим, к обществу личность пытается обезопасить себя; второй - стремление от людей, выражается в желании уйти от людей, от общения с ними, уйти от общества, при этом создается свой особый, иллюзорный мир; третий-стремление против людей, обретение установки на разрушение мира, борьбы против него. Моделям поведения соответствует тип конфликтной личности: устойчивый, устраненный, деструктивный.

К. Хорни рассматривала внутриличностный конфликт и как результат влияния на личность различных социальных факторов. Особое внимание она уделяла проблеме удовлетворения потребностей личности, а также тенденции все возрастающего разрыва между стимулированием потребностей в современном обществе и возможностями их реального удовлетворения. Она писала: " По экономическим причинам в нашей культуре потребности постоянно стимулируются такими средствами, как реклама, " демонстрации образцов потребительства", идеал " быть на одном уровне с Джонсами". Однако для огромного большинства реальное осуществление этих потребностей жестко ограничено. Психологическое следствие для человека состоит в постоянном разрыве между желаниями и их осуществлением.".

Рассмотрение проблем внутриличностного конфликта невозможно без анализа специфических особенностей психологии мужчины и женщины. 3. Фрейд был одним из первых, научно исследовавших проблему женской психологии. К. Хорни наряду с X. Дейч является общепризнанным авторитетом в области исследования женской психологии. К. Хорни писала: " Вопрос состоит в том, насколько сильно, делая женщину объектом исследования, аналитическая психология подпадает под власть этого образа мышления; до какой степени она еще раз не преодолела эту фазу, на которой предметом откровенного исследования могло быть только мужское развитие. Другими словами, насколько эволюция женщин в современном психоанализе изучалась по мужским меркам, и насколько сильно в результате этого искажены представления об истинной природе женщин" 2. К. Хорни отмечает особенности внутриличностного конфликта у женщин: " Все меряется на мужской аршин, и по этой чужой мерке она запросто находит себя несостоятельной" 3. Психология женщины зависит от ее ранних детских воспоминаний, отношения родителей к ней как к девочке, выполнения роли и функции жены, матери, общего положения в обществе, закрепленного в культуре.

Изучая проблемы внутриличностного конфликта, исследователи много внимания уделяют вопросам наличия потребностей и степени их удовлетворения. В настоящее время предложены различные варианты классификации потребностей человека. Общепризнанной и получившей широкое распространение является классификация А. Маслоу. Согласно А. Маслоу человек мотивируется удовлетворением потребностей выстроенных в пирамиду из пяти уровней:

- физиологические (базовые) потребности (жилье, пища, одежда и т. д.)

- потребности в безопасности (порядок, защита)

- социальные потребности (дружба, принадлежность к какой-либо группе - социальной идентичности)

- потребности в уважении (самоуважении и уважении со стороны других)

- потребности в самореализации (творческие результаты, социальный престиж, собственные достижения, карьера)

Учитывая, что проблема социального конфликта рассматривается в контексте социальной работы, особое внимание необходимо уделить проблеме потребности в социальной идентичности. Преобразования, происходящие в настоящее время в российском обществе, обусловили не только изменение содержания процесса поиска и обретения индивидом социальной идентичности, но и само ее содержание. Многие исследователи рассматривают социальную идентичность как одну из первостепенных и жизненных человеческих потребностей. Однако глубинные качественные изменения российского общества не могли не повлечь серьезных, порой приобретающих кризисный характер, изменений в процессе приобретения социальной идентичности, а также ее содержания. В рамках социальной психологии развивается теория социальной идентичности, содержательными компонентами которой являются анализ и определение трех основных процессов: индивидуальная самооценка (я-концепция), приобретение и переживание социальной идентичности и социальное сравнение.

В основе социальной идентичности лежит глубинный когнитивный механизм, выполняющий важнейшую дифференцирующую функцию. Главным условием социал!, ной идентичности является осознание себя единым целым, входящим в конкретную социальную общность индивидов. Таким образом, индивид выделяет себя из остальных индивидов, свою общность от других социальных общностей. Наиболее интересные объяснения подобным процессам даны теорией социальной идентичности. Г. Тэджфел был создателем теории социальной идентичности. Г. Гэджфел и его приемник и последователь Дж. Тэрнер с помощью многочисленных экспериментов доказали, что групповая дискриминация может быть осуществлена и без наличия конфликта интересов, т. е. имеющее место деление индивидов на группы (" свой" - " чужие") порождает умаление " чужих" по сравнению со " своими".

С помощью экспериментов Г. Тэджфел доказал универсальность и неизбежность межгрупповой дискриминации. Любое количество индивидов будет рассматривать себя как группу при условии, что субъективно воспринимаемая разница между ними менее значительна, чем по отношению к общностям других индивидов. Взгляды Г. Тэджфела получили дальнейшее развитие и используются в многочисленных трудах социальных психологов. Было показано как социальная идентификация влияет на межгрупповое поведение индивида, например на групповое членство (" категориальное членство"), которое модифицирует социальное поведение индивида посредством конкретных ограничений и предписаний. Было указано на то, что непосредственно наблюдаемые взаимодействия субъектов в социальных ситуациях подвержены интерпретации с позиций их субъективного отражения.

Г. Тэджфел и Дж. Тэрнер рассматривают социальную идентичность как результат множественной системы социальной идентификации и таким образом объясняют содержание социального поведения и межгруппового взаимодействия. Социальная идентичность является результатом социальной идентификации.

Социальная идентичность представляет собой одну из основных потребностей человека. Более того, многие исследователи указывают, что неудовлетворение данной потребности может означать для индивида серьезное кризисное состояние. Однако процесс приобретения социальной идентичности является не только условием благополучного существования индивида, но и содержит постоянные стимулы для конфликта. Сравнение является непременным условием социальной идентичности, но оно не всегда в пользу конкретного индивида.

Внутриличностный конфликт обусловлен самой психикой человека, ее развитием и изменениями, а также наличием взаимосвязи внутреннего мира человека и внешней среды, в которой он реализует свои потребности. Разрешение внутриличностного конфликта возможно различными способами на основе психоанализа в зависимости от содержания конфликта. Особое значение приобретает коррекция " Я-концепции" индивида в направлении на достижение им адекватного представления о себе, реальности и той ситуации, в которой он находится. В " Я-концепцию" включены и представления индивида о самом себе, образе собственного Я, включающем когнитивный компонент-образ способ ностей, внешности, качеств, социальной роли и значимости индивида; эмоциональный компонент-самолюбие, самоуважение, самоуничижение и т.д.; оценочно-волевой-энергия и сила по сохранению и повышению самооценки, самоуважения и др. " Я-концепция" также содержит реальный, идеальный, динамический образ Я. Нарушение внутренней гармонии " Я-концепции" ведет к возникновению и развитию внутриличностного конфликта. Последний, как было показано выше, возникает в результате неудовлетворения потребностей, испытания трудностей при их реализации.

Внутриличностный конфликт имеет определенную классификацию. К. Левин предложил следующую классификацию. Первый этап - эквивалентный (приближение-приближение). Конфликт возникает, когда субъект должен выполнить два или более важных для него дела. Обычная модель разрешения конфликта - компромисс, частичное замещение. Второй тип - витальный (избегание-избегание), субъект вынужден принимать решения в равной мере для него непривлекательны например, уволиться с работы, начать длительные поиски новой, либо продолжать выполнять неинтересную и малооплачиваемую работу.

Третий тип внутрнличностного конфликта - амбивалентный (приближение-удаление) возникает в ycловиях, когда одни и те же действия, результат и привлекают, и отталкивают, например, признание высокого профессионализма человека и отрицательное отношение к его личностным качествам. Разрешение подобного внутри личностного конфликта возможно на основе компромисса. Четвертый тип - фрустрирующнй (приближение-избегание), когда желаемый результат, действия не одобряются обществом, его нормами, правилами. Разрешение внутриличностных конфликтов подобного типа осуществляется различными способами: агрессией, замещением, переориентацией, компромиссом, уходом от решения.

Внутриличностный конфликт разрешается открытым или скрытым (латентным) способом. Открытый способ означает, что индивид принял решение, прекратил колебания, приступил к решению проблемы. Латентные способы разрешения конфликта следующие:

- истерия, симуляция, страдания;

- сублимация - перевод психической энергии а другие области деятельности;

- компенсация и сверхкомпенсацпя - возмещение утраченного путем обретения других целей и результатов;

- уход от действительности - предание мечтам, фантазиям, раздумьям;

- номадизм - изменение места жительства, работы, семейного положения;

- неврастения;

- рационализация - самооправдание с помощью логических рассуждений, целенаправленного отбора фактов, аргументов;

- идеализация - абстрагирование - отрыв от реальности:

- регрессия - подавление чувств, устремлений, желаний;

- эйфория - показное веселье, радостное и удовлетворенное состояние;

- регрессия - обращение к примитивным формам поведения, уход от ответственности;

- проекция - стремление освободиться от негативных качеств путем приписывания их другому;

- дифференциация - мысленное разделение оппонента (мыслей от автора).

Социальный работник, оказывая помощь клиенту, всегда включается в решение сложных конфликтных проблем. Его клиент чаще всего испытывает Внутриличностный конфликт. Понимание состояния клиента, его поведение и реакция часто зависят от того, насколько понят его Внутриличностный конфликт. Знание общих проблем внутриличностного конфликта - непременное условие дальнейшего освоения навыков общения, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

Вопросы и задания к теме

1. Как 3. Фрейд определял Внутриличностный конфликт и причины, его вызывающие?

2. Какое значение имеют архнтипы в развитии внутриличностных конфликтов (К. Г. Юнг)?

3. Как оценивает роль бессознательного 3. Фрейд в процессе возникновения внутриличностного конфликта?

4. Как Э. Фромм определял понятие " социального характера"?

5. Перечислите классификацию типов личности данные К. Г. Юнгом.

6. Что является определяющим в возникновении внутриличностного конфликта согласно концепции К. Хор ни?

7. Опишите признаки, свидетельствующие о наличии у клиента внутрилпчностного конфликта (3. Фрейд)?

Л И Т Е Р А Т У Р А

Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия.- М 1992

Фрейд 3. О психоанализе - М, 1994.

Фромм Э. Психоанализ и этика-М, 1993.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности - М, 1994

Хорни К. Невротическая личность нашего времени - М, 1993.

Юнг К. Проблемы души нашего времени. - М, 1993.


ТЕМА 3

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ План

1. Межличностные конфликты: содержание, динамика развития, признаки. Основные причины и формы проявления межличностных конфликтов.

 

 

В процессе своей деятельности социальному работнику приходится иметь дело с различными межличностными конфликтами. Межличностные конфликты наряду с общими характеристиками имеют и свои специфические особенности и черты, предполагают применение особой методики работы при их урегулировании.

Человек живет среди людей и реализует свои цели, устремления, потребности, желания во взаимодействии с другими людьми. Межличностные отношения стали полем постоянного столкновения и согласования интересов, ареной самоутверждения. Межличностный конфликт является одной из форм взаимоотношений индивидов. Однако далеко не каждый и не всегда может достигать успехов в процессе межличностного общения.

Возникают конфликтные ситуации, которые сопровождаются отчуждением, напряжением и дискомфортом в отношениях. В ряде случаев субъекты переходят к длительной, затяжной " позиционной войне".

Конфликты в межличностных отношениях также принимают конструктивный и деструктивный характер. Возникшие противоречия, например в группе, свидетельствуют о происходящих изменениях. Благодаря наличию противоречий осуществляется переход членов группы на новый уровень функционирования, либо, напротив, группа может закончить свое существование, так как все ее возможности будут исчерпаны.

Исследование межлнчностных конфликтов осуществляется благодаря следующим подходам: мотивацион-ному, когнитивному, деятельностному и организационному. Одним из первоначальных исследователей моти-вационного подхода является М. Дейч, изучивший модели кооперативного и конкурентного поведения. Кооперативное поведение М. Дейч характеризовал как направленное на содействие и заинтересованность в успешном решении проблемы для участвующих сторон. Во взаимоотношениях при таком подходе преобладает дружелюбие, положительные установки, готовность к пониманию. При конкурентном поведении, напротив, устанавливается атмосфера недоверия, подозрительности, отчуждения, а то и враждебности. Формируются негативные установки в отношениях.

Г. Макклннток по результатам многочисленных исследовании выявил следующие виды социальных мотивов: мотив максимизации общего выигрыша (кооперация), мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм), мотив максимизации относительно выигрыша (соперничество), мотив максимизации выигрыша другого (агрессия) и максимизации разл






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.