Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение затрат при изменении уровня деловой






Активности и их распределение при расчетесебестоимости продукции

Уровень деловой активности можно проанализировать на соотношении затрат, прибыли и объема производства. В конеч­ном счете это позволяет определить объем производства, необхо­димый для покрытия всех затрат на производство продукции, понять цели планирования, что является основой для принятия краткосрочных и долгосрочных управленческих решений. Взаи­мосвязь «затраты—объем—прибыль» может быть выражена графи­чески (рис. 6.10).

Пересечение линий суммарных расходов и суммарных доходов (выручки) показывает критическую точку, при которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Это точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль. Ее называют также точкой безубыточности или порогом рентабельности.

Реальная жизнь преподносит различные ситуации, и критичес­кая точка показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка. Каждое предприятие стремится максими­зировать прибыль, но невозможно продавать неограниченное чис-

Критическая точка Оптимальная цена Критическая точка в единицах продукции Рис. 6.10. Взаимосвязь «затраты—прибыль—объем производства»

 

ло продукции по одинаковой цене. Увеличение объема продаж приводит к насыщению рынка и падению платежеспособного спроса на продукцию. В определенный момент времени для того, чтобы продавать большее количество товара, потребуется снизить цену, что приведет к снижению прибыли. Для того чтобы опреде­лить максимально возможную прибыль, необходимо в график вза­имосвязи затрат и объема реализации ввести кривую спроса (рис. 6.10). Точка А оптимальной цены продажи продукции определяет объем продаж, позволяющий предприятию получить максималь­ную прибыль.

Базой для установления цены продажи служит себестоимость производства единицы продукции, которая является одной из ос­новных задач управленческого учета. Именно себестоимость лежит в основе большинства управленческих решений. И если в финан­совом учете для составления отчетности важно иметь информацию об общей величине себестоимости реализованной продукции и общей стоимости остатков готовой продукции на складе, то в управленческом учете основной акцент делается на себестоимость единицы продукции. При расчете себестоимости единицы продук­ции прибегают к калькулированию себестоимости с включением всех затрат либо только переменных (директ-костинг). В системе управленческого учета затраты распределяются по двум основным объектам: подразделениям и видам продукции. Себестоимость еди­ницы продукции можно рассчитать по формуле:

Себестоимость Производственная себестоимость

единицы = Количество единиц продукции

продукции

Расчет себестоимости связан с определенными трудностями.

Так, при мелкосерийном производстве партии продукции могут быть закончены в отдельные промежутки отчетного периода, в то время как общепроизводственные расходы можно оценить только в конце, что бывает поздно при принятии управленческих реше­ний. При крупносерийном производстве часто существуют остат­ки незавершенного производства на начало и конец периода, и в этом случае возникает проблема в определении количества про­дукции, к которым надо относить производственные затраты.

Эти проблемы решаются при калькулировании себестоимости методами, основанными на расчетах по заказам или по процес­сам.

Позаказный метод используется на предприятиях, производя­щих единичные заказы. Все затраты собираются по каждому зака­зу, а не по отдельным подразделениям или отчетным периодам. На предприятии ведется один счет «Незавершенное производство», по которому детализация аналитической информации ведется на карточках заказов.

Прямые затраты (трудовые и материальные) непосредственно относятся на конкретный вид продукции или услуги. Общепроиз­водственные — распределяются по видам продукции, а при их спи­сании часто прибегают к использованию нормативных коэффици­ентов.

Попроцессный метод применяется на предприятиях, выпуска­ющих серийную продукцию. В этом случае целесообразно вести учет затрат, связанных с продукцией, произведенной за определен­ный период времени.

Себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы производственных затрат (отнесенных на определенное подразделение) на количество единиц продукции. Незавершенное производство на начало и конец отчетного периода пересчитыва- ется в условно законченные изделия.

6.6. ценовая политика

Процесс определения цены является скорее искусством, чем наукой. Искусство определения цены заключается в осознании положения на рынке в целом и реакции потребителя на этот про­дукт и его цену. Не последнюю роль в ценообразовании играет интуиция. Различные методы устанавливают конкретную цену со­гласно определенным обстоятельствам или преследуя определен­ные цели. Менеджер должен выбрать наиболее подходящую цену и оценить последствия принятия такого решения.

Традиционный подход к ценообразованию основан на теории микроэкономики. Основное положение этой концепции заключа­ется в стремлении предприятия к максимизации прибыли, т.е. когда разница между суммарными доходами и суммарными затра­тами является наибольшей. Обращаясь к анализу точки безубы­точности, приведенному на рис. 6.11, область прибыли, располо­женная справа от этой точки, увеличивается по мере увеличения количества реализованной продукции.

Однако теория микроэкономики показывает, что в реальной экономической схеме присутствуют две критические точки, между

которыми находится область прибыли. Продажа дополнительной единицы продукции вызовет снижение цены вследствие конкурен­ции и других факторов, и, хотя суммарный доход будет продолжать увеличиваться, скорость его нарастания начнет снижаться.

На затратах это отражается противоположным образом. Следуя теории микроэкономики, суммарные затраты на единицу продук­ции будут увеличиваться с возрастающей скоростью, так как по­стоянные затраты будут изменяться.

При переходе в различные уровни релевантности такие посто­янные затраты, как амортизация, налоги на имущество и расходы на контроль производственного процесса, будут возрастать и линия суммарных затрат начнет загибаться кверху в сторону суммарных доходов. На определенном количественном объеме реализованной

Рис. 6.11. График суммарных доходов и суммарных затрат в реальной микроэкономике

 

продукции эти линии снова пересекутся, образуя область убытков, несмотря на дополнительные продажи. В этой реальной ситуации прибыль достигнет своей максимальной величины в точке, где раз­ница между суммарным доходом и суммарными затратами будет наибольшей (на рис. 6.11 точка М максимальной прибыли объема продаж).

Для понимания оптимальной цены за товар или услугу эконо­мисты используют понятия маржинального дохода и маржиналь­ных затрат, которые представляют собой изменения в суммарных доходах и суммарных затратах, вызванные изменением выпуска продукции на единицу. На рис. 6.12 представлен график изменения этих параметров в совокупности с линией спроса. В точке пересе­чения линий маржинального дохода и маржинальных затрат будет достигнута максимальная прибыль. Проецируя эту точку на кри­вую спроса, можно определить оптимальную цену (на рис. 6.12 — точка ОЦ).

Проданные единицы
рис. 6.12. График изменения маржинального дохода и маржинальных затрат

Однако определение оптимальной цены по данной методике связано с определенными трудностями в получении достоверной информации, и поэтому полученные для анализа результаты не должны быть единственными для принятия решения.

Стоимость за единицу


Оптимальная цена
Маржинальные доходы

Линия спроса

Маржинальные затраты

 

Установление цены — сложный процесс, требующий учета боль­шого количества факторов. Все факторы, влияющие на ценообра­зование, можно подразделить на две группы — внешние и внутрен­ние.

Внешние факторы определяются рынком, на котором действует предприятие и установление цены зависит от следующих факто­ров:

♦ общего спроса реализуемого товара на рынке;

♦ наличия на рынке аналогичных товаров других фирм и их цены;

♦ ценовой или качественной заинтересованности покупате­лей в товаре;

♦ уникальности и новизны предлагаемого товара.

Внутренние факторы, определяющие цену на товар, зависят от

возможностей и эффективности работы предприятия и характери­зуются такими параметрами, как:

♦ себестоимость продукции;

♦ величина покрытия долгосрочных кредитов;

♦ качество труда и используемого сырья;

♦ трудоемкость производства;

♦ эффективность использования ограниченных ресурсов.

Различные предприятия в своей ценовой политике опираются

на различные из вышеперечисленных факторов. Часто основой для выработки решений по установлению цены является себестои­мость производства продукции. В этом случае можно использовать следующие методы, базирующиеся на переменных затратах, вало­вой прибыли, рентабельности продаж, рентабельности активов.

Метод переменных затрат состоит в том, что рассчитывается не­которая процентная наценка к переменным производственным затратам. Этот метод целесообразно использовать, если стоимость активов, вовлеченных в производство каждого вида продукции, одинакова, а отношение переменных затрат к остальным произ­водственным расходам одинаково для каждого вида продукции. Для расчетов процентной ставки и цены могут быть использованы следующие формулы:

Процент наценки = (Планируемая прибыль + Суммарные по­стоянные производственные затраты + Коммерческие, общие и административные расходы) / Суммарные переменные производ­ственные затраты.

После расчета процентной надбавки определяется цена по фор­муле:

Цена на основе переменных затрат = Переменные производ­ственные затраты на единицу + (Процент наценки X Переменные производственные затраты на единицу).

Метод валовой прибыли (разница между выручкой и себестои­мостью реализованной продукции) не требует деления затрат на переменные и постоянные. Устанавливаемая цена должна обеспе­чить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не учтены при расчете валовой прибыли. При этом методе исполь­зуются следующие расчетные формулы:

Процент наценки = (Желаемая величина прибыли + Коммер­ческие, общие и административные расходы) / Суммарные произ­водственные затраты.

Цена на основе валовой прибыли = Суммарные производствен­ные затраты на единицу + (Процент наценки X Суммарные произ­водственные затраты на единицу).

Метод рентабельности продаж предусматривает включение про­центной ставки в желаемую величину прибыли. Поскольку ком­мерческие, общие и административные расходы труднее отнести на конкретные виды продукции, чем переменные и постоянные производственные затраты, то данный метод может быть исполь­зован для определения исходной цены. После выявления внешних факторов, таких, как конкуренция и положение на рынке, исход­ная цена корректируется в окончательную. Для расчетов исходной цены используются следующие формулы:

Процент наценки = Желаемая величина прибыли / Суммарные затраты.

Цена на основе рентабельности продаж = Суммарные затраты на единицу + (Процент наценки X Суммарные затраты на еди­ницу).

Метод рентабельности активов предусматривает установление цены на основе обеспечения желаемой нормы рентабельности ак­тивов. Формула для расчета цены при использовании данного ме­тода имеет следующий вид:

Цена на основе рентабельности активов = Суммарные затраты на единицу + (Желаемая норма рентабельности активов X Общая стоимость задействованных активов / Ожидаемый объем произ­водства в единицах).

При расчетах цены в сфере услуг исходят из оценки использо­ванных материалов, комплектующих, трудовых затрат и включения накладных расходов.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя управленческий учет?

2. Что представляет собой система атрибутов управленческого учета?

3. Какая информация должна интересовать менеджера из сводок, получаемых по управленческому учету?

4. На кого в первую очередь ориентирован бухгалтерский и управленческий учет?

5. Какие наиболее важные управленческие решения могут приниматься менед­жером при получении информации о затратах и себестоимости? По каким признакам классифицируются затраты?

6. Какой экономический смысл характеризует критическая точка рентабельно­сти?

7. Что определяет оптимальная цена продажи, рассчитываемая исходя из спро­са на продукцию?

8. Как рассчитывается себестоимость продукции?

9. Что представляет собой общий бюджет и из каких компонентов он складыва­ется?

10. Что понимается под оптимальной ценой продукции?

11. Какие факторы учитываются при формировании ценовой политики предпри­ятия? Какие методы используются при расчетах цены на продукцию?

Литература

1. Аверчев И. Управленческий учет // Московский бухгалтер. — 2003. — № 12.

2. Бочкарев В.К., Дорофеев В.Д. Основы современного менеджмен­та. — Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 1999.

3. Валиулова А.Р., Приходько В.И. О концепции управленческого учета. Современное состояние и перспективы развития экономики России: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза, 2005.

4. Грибановский В.М. Концепция управленческого учета на совре­менном этапе развития экономики России // Управленческий учет. — 2005. — № 1.

5. Друри К. Управленческий и производственный учет: Пер. с англ. Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6. Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник. — М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001.

7. Керимов В.Э., Селиванов П.В., Минина Е.В. Концепция управ­ленческого учета на современном этапе развития экономики // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 4.


8. Мурынов А.А., Романенко А.В., Баринова И.Л. Постановка и рес­труктуризация управленческого учета в организации. По материа­лам конференции «Роль аналитика в управлении компанией». ИФК «Альт». 28.06.2002.

9. Палий В.Ф. Организация управленческого учета. — М.: Бератор- Пресс, 2003.

10. Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. — СПб.: Питер, 2002.

11. Пизенгольц М.З. О содержании управленческого учета // Бухгалтерский учет. — 2000. — № 19.

12. Попова Л.В., Головина Т.А. Основные концепции управленческого анализа затрат на промышленном предприятии //Управленческий учет. — 2005. — № 1.

13. Савчук В. Управленческий учет издержек // Финансовый дирек­тор. — 2004. — № 7.

14. Скороход А. Методология постановки управленческого учета // Финансовый директор. — 2005. — № 7.

15. Томилов В.В. Менеджмент. — М.: Юрайт-Издат, 2003.

16. Шеремет А.Д. Управленческий учет: Учеб. пособие. — М.: ФКБ- ПРЕСС, 1999.

17. Cokins G. Activity Based Cost Management: An executive's guide. John Willey & Sons, 2001.

18. Garrison Ray H. Managerial Accounting: concepts of planning, control, decision making. Sixth Edition. IRWIN, 1997.

19. Peter A. Accounting and finance for non-specialists. Pearson education Limited, Third edition, 2001.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.