Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правительство как пропагандист






Создание в 1953 г. Информационного агентства Сое­диненных Штатов как официального правительственного информационного инструмента за границей совпало с по­слевоенным развитием американского предприниматель­ства и усилением его влияния за рубежом. Так как Со­единенные Штаты видели главную задачу своей внеш-


ней политики в том, чтобы тормозить социальные изме­нения в других странах или управлять ими в целях обес­печения выгодных капиталовложений для американско­го капитализма («защита свободного мира» — эвфемизм, которым обычно пользовались для этих целей), то созда­ние официального органа считалось необходимым для разъяснения подобной политики озадаченному по впол­не понятным причинам местпому населению. Президент­ский меморандум 1963 г. не оставлял на этот счет ни­каких сомнений. «ЮСИА, — говорилось в нем, — должно помогать Соединенным Штатам в достижении их целей... оказывая влияние на установки общественности в дру­гих государствах» 26.

Хотя официальные круги неохотно признавали ха­рактер основных функций ЮСИА, скрыть их практиче­ски было очень трудно. Алан Уэллс пишет: «Представи­тели иностранных государств часто утверждают, что ЮСИА является пропагандистским органом правитель­ства Соединенных Штатов. Именно таковым оно и за­мышлялось и выполняло эти функции весьма успешно». Уэллс цитирует бывшего директора агентства: «Я могу с гордостью доложить, что экспозиции, радиопередачи, телепередачи, фильмы, кпиги, брошюры и периодические издания, выпущенные Информационным агентством США, считаются образцовыми с точки зрения профес­сионалов, занимающихся искусством и техникой убеж­дения» 27.

Для распространения информации и образов о Со­единенных Штатах и других странах, которые совпадали бы с представлениями и намерениями власть имущих в США, ЮСИА использует штат, превышающий 10 тыс. человек (немного меньше половины которых составляют граждане США), расходует ежегодно почти 200млн. долл. (что более чем в 4 раза превышает федеральные затра­ты на национальное радиовещание внутри страны) и занимается разносторонней информационной деятель­ностью в международном масштабе. Его радиофилиал «Голос Америки» осуществляет ежедневные радиопере­дачи на тридцати пяти языках по пяти радиовещатель­ным станциям в Соединенных Штатах. Передачи эти ретранслируются за рубежом по многочисленным стан­циям, некоторые из которых расположены в Марокко, Либерии, Таиланде, Шри Ланке, Греции, Западной


Германии, на Окинаве, Филиппинах, в Родезии, Южном Вьетнаме и Англии 28.

Бывший директор кино- и телевизионной службы ЮСИА так охарактеризовал работу радиослужбы агент­ства: ««Голос Америки» всего-навсего старается подать факты, которые могли бы быть негативно восприняты зарубежной аудиторией, в правдивом контексте» 29.

ЮСИА представляет иностранным средствам массо­вой информации и отдельным гражданам книги, филь­мы, телефильмы, журналы и разные периодические изда­ния. Хотя агентство и нельзя причислить к числу тай­ных организаций, все же его операции не всегда легко прослеживаются. Зачастую распространяемые среди местных средств массовой информации материалы ис­пользуются без ссылки на источник, что затрудняет рас­познавание сообщения и придает ему видимость боль­шей независимости и подлинности30.

ЮСИА неоднократно подвергалось критике как внут­ри страны, так и в тех государствах, где оно действует. Проблемы, возникающие в связи с его деятельностью за рубежом, вполне очевидны. Пытаясь приукрашивать по­литику, идущую вразрез с интересами тех стран, где оно функционирует, ЮСИА неизбежно оказывается в эпи­центре конфликта.

Внутри страны положение агентства более сложное и часто весьма нелепое. Как признают теперь все спе­циалисты в области массовой информации, эффективные политические сообщения должны быть сдержанными и порой даже самокритичными. Специалисты ЮСИА, пы­тающиеся использовать этот подход, обнаруживают, что их утонченные методы убеждения часто не оказывают никакого воздействия на реакционеров внутри самих Соединенных Штатов, которые должны одобрять их фи­нансовый бюджет. Таким образом, они ежегодно сталки­ваются с трудностями при получении ассигнований. В этих постоянно повторяющихся схватках наиболее све­дущие адвокаты американской корпоративной экономи­ки вынуждены доказывать качественные результаты своих усилий.

Периодически фонды расположенных за рубежом биб­лиотек ЮСИА подвергаются проверкам с целью выяв­ления информационных материалов и литературы, кри­тически оценивающей задачи официальной политики Со­единенных Штатов. ЮСИА постоянно подвергается же-


сткому контролю. Его директор (назначаемый президен­том) вряд ли может неверно истолковывать осповные ин­формационные представления, которые хозяева внутри страны хотели бы довести до сведения международной общественности. Помимо ежегодных проверок со сторо­ны конгресса общий контроль за деятельностью ЮСИА осуществляет назначаемая президентом Консультатив­ная комиссия США по вопросам информации.

Комиссия комплектуется из наиболее надежных пред­ставителей корпоративной экономики, как правило, име­ющих значительный опыт работы в средствах массовой информации. В 1973 г. в ее состав входили: Фрэнк Стэн-тон — бывший президент суперконгломерата Си-би-си (он являлся председателем комиссии с 1964 по 1971 г.); Гобарт Люис — президент и главный редактор «Ридерс дайджест» — журнала, имеющего тираж 18 млн. экз. внутри страны и одиннадцать зарубежных изданий; Джордж Гэллап — руководитель службы по опросу об­щественного мнения, который вот уже на протяжении многих лет близок к правительству.

Кроме ЮСИА существует еще ряд менее реклами­руемых органов политико-культурного проникновения. В 1971 г. сенатор Клиффорд Кейс обнаружил, что ЦРУ финансировало радио «Свобода» и радио «Свободная Европа», которые начиная с 1951 г. вели радиопереда­чи на Восточную Европу и Советский Союз. Примеча­тельно, что только через двадцать лет это стало достоя­нием гласности. Информационный комплекс, насчиты­вающий тысячи сотрудников и получивший за время своего существования 500 млн. долл. федеральных ассиг­нований, вряд ли можно отнести к малозаметным опера­циям31. Средства массовой информации Америки в те­чение двух десятилетий обходили вниманием этот факт не потому, что считали его малоинтересным, а лишь в силу своей приверженности целям послевоенной экспан­сии Соединенных Штатов32.

Уже спустя много времени после того, как изменяю­щиеся течения в международной политике вынудили правительство раскрыть связь между этими радиостан­циями и разведывательными службами, помощник госу­дарственного секретаря по политическим вопросам продолжал оправдывать их деятельность (поддержка, подкрепленная новыми и открыто признаваемыми прави­тельственными ассигнованиями) на том основании, что


они якобы выступают в роли «свободной и независимой прессы»33. В 1972 г. конгресс подавляющим большинст­вом проголосовал за продление срока деятельности ука­занных радиостанций по крайней мере еще на один год. Сумма ассигнований в 38, 5 млн. долл., выделенная на 1972/73 финансовый год для продолжения радиопередач на Восточную Европу и Советский Союз, не на много меньше ежегодного бюджета внутренней Общественной радиовещательной корпорации.

Повсюду, где происходят или назревают значитель­ные социальные изменения, американские радиовеща­тельные станции усердно сеют сомнения относительно новых социальных форм и воспевают стя ж ателье ко-по-требительскую систему. Согласно оценке Эрика Бар-ноу, некогда тайные информационные усилия пра­вительства Соединенных Штатов обходятся ежегодно в 1 млрд. долл.84






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.