Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пассивность —конечная цель манипулирования сознанием






Содержание и форма средств массовой информации Америки — мифы и средства их передачи — полностью опираются на манипуляцию. При успешном применении, а это, несомненно, так и есть, они неизбежно приводят к пассивности индивида, к состоянию инертности, кото­рое предотвращает действие. Именно такого состояния индивида и стремятся добиться средства массовой ин­формации и вся система в целом, так как пассивность гарантирует сохранение статус-кво.

В условиях развитой рыночной экономики пассив­ность имеет как физическое, так и интеллектуальное из­мерение, и оба они искусно эксплуатируются аппаратом манипулирования сознанием.

Телевидение лишь новейшее и самое эффективное средство, вызывающее состояние пассивности индивида. Поражает уже сама по себе статистика времени, затра­чиваемого на телевидение. Американцы проводят у теле­визора сотни миллионов часов в неделю и миллиарды часов в год, не проявляя при этом ни малейшего жела­ния выйти куда-либо из гостиной. И все же проблема


значительно глубже, чем просто физическая неподвиж­ность десятков миллионов людей. Сокращение умствен­ной деятельности также является результатом отупляю­щего воздействия бесконечного количества затрачивае­мых на просмотр телепрограмм часов. Трудно поддается измерению, но тем не менее имеет огромное значение умиротворяющее воздействие телевидения на критичес­кое сознание. Как пишет Рудольф Арнхейм, «одна из специфических особенностей телевидения заключается в том, что мы включаем телевизор, а затем воспринимаем все происходящее на экране, а это означает чрезвычайно пассивное отношение со стороны зрителя. Совершенно неважно, что показывается. Это может быть программа на иностранном языке или еще что-нибудь, не представ­ляющее никакого интереса. И раздражитель, на который вы практически не реагируете, усыпляет вас. Это напо­минает убаюкивание... не раздражает вас, не вынуждает реагировать, а просто освобождает от необходимости проявлять хоть какую-нибудь умственную активность. Ваш мозг работает в ни к чему не обязывающем направлении. Ваши чувства, которые в противном случае заставляли бы вас предпринимать какие-либо активные действия, полностью отвлечены» 21.

Можно с уверенностью сказать, что для достижения состояния пассивности корпоративная экономика исполь­зует не одно только телевидение. До появления телеви­дения существовало немало средств, оказывавших на сознание такое же притупляющее воздействие. Радио, кино, массовые зрелищные виды спорта и большое коли­чество более или менее значительных шоу ослабляли и продолжают ослаблять способность людей к противодей­ствию.

Хотя большинство подобных зрелищных развлечений не требует от вас участия, по крайней мере в физическом смысле, но и в основных массовых видах развлекательно­го искусства — радио, телевидении, кино — не содержится ничего, что могло бы вывести вас из состояния умствен­ного оцепенения. Конечно, изредка появляются передачи, пробуждающие сознание и концентрирующие внима­ние на проблемах огромной важности. Но эти исключе­ния не могут скрыть главного — цель радио- и телевизи­онных программ и фильмов в коммерческом обществе состоит не в том, чтобы пробуждать, а в том, чтобы







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.