Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На научные исследования и разработки






в 1970 г.*

Миллионы долларов

Министерство

сельского хозяйства 283

торговли 118

обороны 7 424

Комиссия но атомной энергии 1 346

HAGA 3 699
здравоохранения, образования

и социального обеспечения 1 235

внутренних дел 153

Национальный научный фонд 293

Все прочие 542

Всего 15 098

* Бюро переписи США. Краткий статистический обзор Соединенных Штатов, 197] г. Вашингтон, 1971, с. 510.

Результаты другого исследования, заменяя выражен­ные в долларах затраты на человеко-годы, подтверждают сделанный нами вывод:

с 1961 г. по настоящее время (1972 г.) федеральное правительство затратило: I. 2 млн. человеко-лет на науч­ные исследования и разработки в области обороны; II. около 1 млн. человеко-лет на, исследование космиче­ского пространства; III. около 175 тыс. человеко-лет на ядерные исследования в военных целях.

Для сравнения приведем следующие цифры: I. всего за этот же период правительство финансировало всего 13 тыс. человеко-лет на жилищное строительство, исследование городов, социальные исследования и иссле-


дования проблем преступности; II. всего на научные иссле­дования и развитие всех видов трапспорта, за исключе­нием авиации, федеральное правительство финансирова­ло порядка 10 тыс. человеко-лет; III. на исследования по улучшению окружающей среды с 1969 г. федеральное правительство затратило 53 тыс. человеко-лет".

Описанные модели затрат на научные исследования и разработки, хотя и проливают свет па направление интересов правительства в сфере информации, все же не позволяют до конца проанализировать действительное положение вещей. Разведывательная деятельность много­численных правительственных организаций представляет собой еще один вид информационных усилий правитель­ства, который по вполне попятным причинам трудно поддается анализу. Следует отметить, что разведыва­тельные данные по существу есть военный термин для определения информации. Специалист по истории раз­ведывательного истэблишмента Соединенных Штатов Гарри Хауэ Рэнсом дает следующее определение: «Раз­ведывательная деятельность представляет собой поиск информации, необходимой для принятия решений и дей­ствий. Полученная информация-продукт — и есть разве­дывательные данные» |2.

Разведывательные операции всегда сопутствовали экспансии американской корпоративной системы в ее стремлении к получению прибылей в глобальном масшта­бе. Сбор информации о «противпике» или о «потен­циальном противнике» осуществляется в Америке в не­бывалом масштабе. Естественно, определение и выявле­ние «противника» постоянно претерпевают изменения, чтобы еще полнее удовлетворять изменяющиеся потреб­ности опутавшей весь мир экономической системы, стре­мящейся сохранить и расширить свои международные позиции.

Даже на внутренний фронт нельзя положиться. Се­натор Сэм Эрвин заслушивал в 1971 г. свидетельские по­казания в подкомиссии сената по конституционным пра­вам относительно широко распространенного наблюдения военной разведки за гражданскими лицами. Комиссия отметила, что «подслушивание осуществлялось в значи­тельно более широких масштабах, чем можно было пред­положить. В армии имеется свыше 350 центров подслу­шивания, где хранятся сведения о политической деятель­ности гражданских лиц», В отчете далее говорится


«...армия располагает досье по меньшей мере па 100000 гражданских лиц, не имеющих никакого отношения к вооруженным силам... [Более того], согласно данным Центрального каталога расследований министерства обо­роны, опубликованным 31 декабря 1971 г., существует 25 млн. досье на отдельных лиц и 760000 досье на раз­личные организации и отдельные инциденты... Наблю­дение было установлено не в период беспорядков в Ныо-арке и Детройте в 1967 г., а значительно раньше, начи­ная с реорганизации военной контрразведки накануне начала второй мировой войны» 13.

Многочисленные правительственные агентства зани­маются различного рода расследованиями. Это прежде всего ФБР, министерство финансов, секретная служба и многие другие агентства. Подкомиссия сенатора Эрвина обнаружила, что Комиссия по гражданским делам «ве­ла, начиная со второй мировой войны, картотеку, насчи­тывающую 2, 12 млн. досье, содержащих информацию по таким вопросам надежности граждан, как лояльность и подрывная деятельность». Кроме того, была заведена «картотека с 10, 25 млн. персональных досье, составлен­ных комиссией и другими учреждениями начиная с 1939 г. на претендентов на должность, служащих и работающих по частным контрактам сотрудников промышленных кон­цернов» 14.

Подкомиссия обнаружила также существование ана­логичных картотек в других правительственных агентст­вах. Сенатор Эрвин так определил информацию, храня­щуюся в Федеральной комиссии связи: «... у них имеет­ся контрольный список (в виде запрограммированных на компьютере данных) на 10900 наименований. Контроль­ный список распределяется по различным бюро комис­сии. В списке содержатся имена и адреса организаций и отдельных лиц, чьи данные в случае подачи прошения о выдаче лицензии следует дополнительно проверить»15.

Очень трудно точно установить размеры денежных фондов, отпускаемых на подобную информационную дея­тельность, ясно только, что они весьма значительны. Рэн-сом писал в 1970 г., что «непосредственные расходы ЦРУ за период с 1960 по 1967 г. достигали, возможно, 500— 570 млн. долл. ежегодно» . Такая оценка в сравнении с другими отчетами кажется невысокой. К тому же ЦРУ всего лишь одно, хотя и самое главное, из по крайней мере шести федеральных агентств, занимающихся


разведывательной деятельностью за рубежом. По данным 1970 г., только проводящаяся по всему миру независимо от ЦРУ разведывательная деятельность Пентагона обхо­дится ежегодно в 2, 9 млрд. долл.17 Всего на разведыва­тельную деятельность правительства Соединенных Шта­тов тратится ежегодно 5 млрд. долл.; предполагается, что в целом в проведении разведывательных операций за ру­бежом занято по меньшей мере 200 тыс. человек, из ко­торых 150 тыс. являются военнослужащими 18.

Однако названные суммы не единственная цена, ко­торой страна расплачивается за эту пагубную информа­ционную деятельность. Разведывательные операции по своей сути носят тайный характер и скрыты от глаз об­щественности. В обстановке, когда значительная часть государственного бюджета расходуется на сбор разведы­вательной информации, неизбежно, что атмосфера сек­ретности, которой окружена эта работа, начинает распро­страняться и на другие виды государственной деятельно­сти. Таково положение дел сегодня. Во время слушаний в подкомиссии конгресса выяснилось, что федераль­ный аппарат располагает двадцатью миллионами доку­ментов, имеющих гриф секретности19. Более того, «в Национальном архиве в настоящее время хранится при­мерно 160 млн. страниц секретной документации, со­бранной со времеп начала второй мировой войны, и свы­ше 300 млн. страниц за период с 1946 по 1954 г.» 20.

Стоимость управления системой секретпости прави­тельственной безопасности для четырех агентств, выпу­скающих основное количество секретной документации — государственный департамент, Комиссия по атомной энергии, министерство обороны и Национальное управле­ние по аэронавтике и исследованию космического прост­ранства, —оценивается в 126 млн. долл. ежегодно21.

Как скрытая, так и явная информационная деятель­ность правительства направлена на поддержание осно­ванной на принципе частной собственности экономики и военной мощи страны. Мощь эта в свою очередь способ­ствует получению корпоративных прибылей как внутри страны, так и в международном масштабе. Ежегодная стоимость этих информационных усилий велика. Об эко­номии забывают, коль скоро речь идет об информацион­ных интересах жизненно важных центров власти стра­ны; другое дело, когда это касается информационных по­требностей простых людей.


Хотя телевидение уже многие годы считается основ­ным средством массовой информации в Америке, страна все еще нуждается в создании надежно финансируемой некоммерческой системы общественного телевидения. С момента своего появления в конце 40-х гг. телевидение, за редким исключением, являлось коммерческим пред­приятием, в основном служащим интересам рыночной экономики. Только в 1967 г, были предприняты незначи­тельные попытки создать некоммерческую общественную систему телевидения. С тех пор ежегодно ведется борьба за фонды. Даже те скудные фонды, которые выделялись, предназначались не более чем на один год — условие, ограничивающее художественные и оперативные возмож­ности, зато чрезвычайно эффективное как средство конт­роля над программами. В 1972 г. президент наложил ве­то22 на попытку получить двухгодичный бюджет на 1973/74 финансовый год, предполагавший незначительное увеличение фондов (65 млн. в первый и 90 млн. во вто­рой год), что чуть было не положило конец всему начи­нанию 23.

Таблица 2

Годовые расходы на телевидение из расчета на каждого гражданина*

долларах)

Коммерческое телевидение США (пол- 13, 96 ностью доходы от рекламы для се­тей и станций)

Канада: Си-би-си-ТВ (частично ком- 7, 16 мсрческое)

Великобритания: Би-би-си-ТВ (не- 3, 29 коммерческое)

Япония: NHK-TV (некоммерческое) 2, 90

Соединенные Штаты: общественное ТВ 0, 74

Дуглас Кейтер. Политика общественного ТВ, — «Коламбия Джорнализм Ревью», 1972, июль — август, с. 13.

Информационная деятельность, не оказывающая не­посредственной поддержки корпоративно-правительствен­ному комплексу, получает в лучшем случае ограничен­ную помощь. Несмотря на то что общественное телеви­дение в его настоящем виде не представляет никакой угрозы установившемуся порядку24, власть имущие от­носятся к нему с большим недоверием. Из табл. 2 видно, в каком бедственном положении находится общественное телевидение; здесь приводятся годовые расходы на те-


левидение из расчета на каждого гражданина в ряде стран с относительно сравнимыми уровнями экономиче­ской активности.

Во времена администрации Никсона положение об­щественного телевидения (и без того непрочное) значи­тельно ухудшилось. В этот период не только была уре­зана финансовая поддержка федерального правительст­ва, но и вынуждены были уйти в отставку высшие чиновники Общественной радиовещательной корпорации; кроме того, было закрыто несколько интересных инфор­мационных программ. Вновь назначенный президент корпорации Генри Лумис пребывал до этого на посту директора «Голоса Америки», а затем являлся замести­телем директора Информационного агентства США. «Ве-раети» расценивал назначение Лумиса как свидетельст­во того, что «президент Никсон стал главным режиссе­ром общественного телевидения»25, и назвал систему «Телесеть Никсона».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.