Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чаша наполовину пуста. или наполовину полна? 4 страница






 

Эта либерализация разводных законов была не такой уж долгой. Законы о разводе тесно связаны с политикой и религиозной обстановкой. В 1816 году, когда была восстановлена Французская монархия, развод был уничтожен. Век спустя произошли изменения в культуре и законы о разводе появились во всех странах Европы за исключением нескольких католических стран —Испании, Италии, Ирландии. В наше время Ирландия — только одна страна в западном сообществе, которая запрещает разводы.

В Соединенных Штатах дебаты продолжаются до сих пор. В День Независимости в 1826 году Роберт Оуэн, социальный реформатор (а также журналист и конгрессмен) публично и определенно объявил, что ни один человек не должен быть принуждаем жить в несчастливом браке. Двадцать шесть лет спустя законодательный комитет, возглавляемый Оуэном, сделал законы более либеральными. Мягкий закон Индианы включал только заявление от разводящихся, представитель правительства мог дать развод, даже если его причины не были известны. Как и его ныне здравствующий двойник (Рено, Невада), Индианаполис — наше духовное сердце страны, — был назван меккой для разводов. Как и Рено, Индианаполис имел хороший железнодорожный вокзал, расположенный в центре города, отличные магазины и места отдыха, а также инициативных юристов, которые занимаются разводными процессами.

Гораций Грили, издатель " Нью-Йорк трибюн" публично обвинил Оуэна в том, что " Индиана стала раем свободной любви". Оуэн отпарировал утверждением, будто свободная любовь, проституция и адюльтер процветают в штате Нью-Йорк, потому что у них очень жесткие законы о разводе. Порождали ли внешние ограничения внутреннюю мораль или как раз наоборот? Порождала ли внешняя либеральность высокую честность или упадок? И может ли этот вопрос быть решен с помощью закона?

Если развод действительно критерий морального разложения, тогда страны и государства, у которых еще более либеральные законы о разводе, должны были бы показать более высокий уровень преступности, упадок духовного развития и другие признаки социального распада. Но этих доказательств нет.

Первые дебаты о разводе были очень похожи на две группы слушателей моей аудитории, с описания которых я и начала эту главу, они развивали два главных тезиса. Одна клика — консервативная — утверждала, что если так будет продолжаться и дальше, то развод подорвет фундаментальные основы общества, она призывала вернуться к традиционной святости брака. Защищая моногамную семью, они оставляют развод как исключение для экстремальных случаев. Для членов этой группы развод был социальной проблемой. Необходимость поддержать хрупкую семейную организацию, гармонию и стабильность (хотя бы внешнюю) — более важное дело, чем супружеская удовлетворенность.

Другая фракция, состоящая в основном из утопических мечтателей и общественных активистов, страстно боролась за реформы в разводе и за индивидуальные права. Для них брак — это социальная проблема тоже. Индивидуальная свобода ставилась ими на первое место. Не нужно быть очень искушенным человеком, чтобы понять, что индивидуальная неконтролируемая свобода эродировала бы общество изнутри.

На сегодняшний день каждое государство имеет свои законы о разводе. Периоды ожидания короткие, официальных препятствий практически нет. Эта либерализация наступила в течение 70-х годов нашего столетия. А в течение 12 лет администрация Рональда Рейгана и Джорджа Буша, в наиболее консервативный период по сравнению с предшествующими, либеральные законы более ранних десятилетий еще раз " полетели в огонь". Теперь, в 90-х, администрация Клинтона акцентирует больше внимания на последствиях развода, чем на его причинах. Они могли бы потенциально поддержать законодательство, нацеленное на улучшение условий жизни разведенных семей, увеличение алиментов, материальное благополучие, а не на обескураживание их.

Сначала либерализация законов о разводе, а затем ее свертывание, колеблющее уважение индивидуума к обществу и назад, — это то, что мы наблюдаем по всей Европе, а также Соединенным Штатам в течение двух веков. Как общество, мы все еще полны страха, что семья развалится на части быстрее, чем мы сумеем ее склеить. Мы все согласны с основным положением: институт семьи — решающий для общества (хотя мы страстно спорим о том, что понимать под термином семья и на какие семейные ценности мы должны ориентироваться). Брак — хорошее дело, так же, как и развод. Все зависит от того, с кем это происходит, и почему, и как, и когда.

ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА РАЗВОД

Как изменяется частота развода со временем? И что говорит нам кривая графика частоты разводов? Мы видели, что частота разводов поднялась за последние три столетия. Тем не менее каждое десятилетие можно было наблюдать свои колебания. Если сравнить их с диаграммой колебаний в политике и экономике, мы можем видеть, что развод соответствует этим обоим графикам.

Факторы, влияющие на подъем и падение частоты разводов

Частота разводов уменьшается в трудные времена и поднимается во времена благополучия. Частота разводов понизилась в течение первой мировой войны, повысилась, когда она закончилась, понизилась после краха Фондового рынка 1929 года и стояла низко в течение великой депрессии и второй мировой войны. По окончании войны частота разводов снова поднялась. Она достигла пика около 1946 года, (74)стабилизировалась и уменьшилась к 50-м. Снижение частоты разводов в 50-х годах — это единственное исключение из экономической теории изменения частоты разводов и факт, что большинство этих людей взрослели в течение 30—40-х годах, возможно, означающий: их внутренний мир все еще отражал динамику времен депрессии. Интересно отметить, что когда дети этих браков 50-х годов — шумно разрекламированные младенцы — взрослели, они, в свою очередь, разводились с рекордной скоростью. Между 65-м и 80-ми благополучными годами частота разводов возросла более чем вдвое. В поздние 80-е, когда в экономике был спад, скорость разводов уменьшилась незначительно и достигла нынешнего уровня.

Политика тоже влияет на разводы. В либеральные времена и в годы социальных экспериментов скорость разводов обычно поднимается, как это было в конце 60-х и 70-х годов. В более консервативные времена скорость разводов падает, как это было в 80-х. С 60-х годов произошел быстрый и драматический подъем частоты разводов во всех странах. В Англии частота разводов удвоилась между 60-м и 70-м годами, увеличилась даже больше, чем в два раза, между началом 70-х и 80-х. Во Франции частота разводов более чем удвоилась между 70-м и началом 80-х годов. В Швеции и Германии частота разводов удвоилась между 70-ми и 88-м годами. Сегодня цифры все еще выше всего в Соединенных Штатах, хотя похоже, что остальные страны скоро нас догонят.

Каждому времени соответствовала небольшая волна на графике частоты разводов, поднимаясь в либеральные времена и затухая в консервативные, которым соответствует глубокий интерес к причинам распада семьи. Многие реформы тогда были отменены, потом вдруг неожиданно появлялись в более мягких формах позже, когда цикл завершался. Падение частоты разводов в эти периоды не означало, что семьи были довольны и более стабильны. Это скорее всего говорит о том, что эти и без того нелегкие времена были превращены в еще более тяжелые добавлением ограничивающих законов к экономической нищете.

Вероятность развода

Вероятность развода связана с демографическими факторами. Возраст — строгий предсказатель. Те пары, которым по 20 лет или еще меньше во время вступления в брак, имеют самый высокий шанс развестись. Люди с низкими доходами и образованием более подвержены разводам, чем образованные. Важным исключением из этого правила являются женщины, уровень образования которых 5 лет колледжа или более, с хорошим доходом: они имеют больше шансов развестись, чем те, кто беднее и менее образован.

Наблюдаются также некоторые географические различия. Население западной части США имеет более высокую частоту разводов, чем на северо-востоке страны. Это может частично зависеть от того факта, что средний возраст вступления в брак на северо-востоке больше, чем на западе. Там также наблюдается более высокая концентрация населения католического вероисповедания.

Есть также значительные расовые различия. Уровень разводов у чернокожего населения Америки в два раза выше, чем у белых и испаноязычных. Хотя есть различные объяснения высокой частоты разводов среди африкано-американцев, наиболее существенно кажется разница в социально-экономическом положении. В среднем чернокожее население менее образовано, беднее и чаще остается без работы, чем белое население.

Религия тоже имеет значение. У католиков и евреев низкий уровень разводов по сравнению с протестантами. Так как католицизм — это традиционная религия испаноговорящего населения, часть объяснений расовой дифференциации в частоте разводов может быть отнесена на счет религиозных объединений. Хотя и католики имеют низкую частоту разводов, но скорость подъема этой частоты такая же, как и у остальной части населения.

Шестикратное повышение уровня сожительства с 1970 года также сказалось на частоте разводов. В некоторых европейских странах только этим и можно объяснить снижение в это время частоты разводов. В Швеции, например, этот подъем уровня неформальных союзов понизил уровень частоты заключения браков. Когда подобные союзы распадаются, то, естественно, не включаются в данные по частоте официальных разводов.

Графики и перспективы

Демографические графики утверждают, что в настоящее время скорость разводов в Соединенных Штатах сказочно стабильна. Демографы предсказывают, что от 40 до 60 процентов всех браков, заключаемых сегодня, закончатся, возможно, разводами. Те, кто предсказывает низкую частоту разводов, говорят, что их скорость будет уменьшаться, как в годы " бэби-бума": те " бумисты", которые хотели развестись, уже давно это сделали, а не сделавшие уже прошли жизненный этап, когда шансы на развод велики. Те, кто предсказывает подъем, все равно большой или малый, говорят, что женские и мужские роли продолжают меняться местами. Этот обмен плюс подъем финансовой независимости женщин, исторически менее удовлетворенной стороны в браке, будут продолжать неуклонно поднимать уровень разводов.

Возросшая экономическая и социальная независимость женщин, их повысившиеся требования к жизни, восприятие развода как факта современной жизни и истории — все привело меня к той мысли, что частота разводов в основном возрастает потихоньку или стабилизируется на настоящий момент с одним только минорным отклонением. Этот главный фактор, который должен фигурировать в проектах, — частота разводов. Большинство разведенных людей женятся вновь и около половины из тех, кто уже вступил в брак, снова хотят развестись. Некоторые из них хотят вновь вступить в брак и развестись снова. Один фактор сможет сбалансировать частоту разводов — это сокращение частоты браков. Если малое число людей вступают в брак, это сократит и потенциальный развод. Женщины сегодня имеют много вариантов устройства своей жизни. При этом большая их часть может выбрать безбрачие. Некоторые выбирают карьеру, предпочитая ее браку, сожительство могут предпочесть замужеству, могут выбрать материнство без мужа. Как мы увидели, женщины не торопятся замуж и этим сокращают свои шансы на брак из-за нехватки претендентов, а нехватка подходящих партнеров ведет к уменьшению рождаемости. Процент тридцатилетних, которые никогда не выходили замуж, увеличился в два раза между 70-ми и 90-ми годами.

ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ ПОДНИМАЕТСЯ РАЗВОДОМ

Стал ли развод популярен, потому что наше отношение к браку изменилось? Или изменились наши отношения в ответ на возрастающую скорость разводов? Что первично — яйца или курица? Наше отношение к явлению или явление, вызванное им.

Были ли семьи лучше в старые добрые времена?

Очень мало кто из нас не вздыхает по прошлому. Старшее поколение оглядывается назад гордо на несчастные семьи, потому что когда все были измученными и неблагополучными, родственные связи были крепче, так как все зачастую зависели друг от друга. В эйфории от серебряной подкладки облака (английская поговорка: " Каждое облако имеет свою серебряную подкладку") они преуменьшают тот факт, что это было почти катастрофой: трудности, разбивающие вдребезги надежды и мечты большинства.

Среднее поколение оглядывается ласково на Ози и Гарриет и Уорда и Джун Клевер, как на золотые годы семьи. Они забывают жесткие рамки ролей и мелкое каждодневное притворство — " скрывайте проблемы, и у вас их не будет" — как способ мышления, что и породило основные трудности, которые мы имеем теперь. Чем больше это время делало множественные проблемы частными, скрытыми, секретными, невидимыми, тем больше их скапливалось в семье. Они никогда не решались, только единственно удачно скрывались, чтобы вырваться потом наружу. Мы знаем теперь, что это за семейные секреты — алкоголизм и кровосмешение, оскорбление ребенка или супруга(ги), — они существуют до сих пор и их последствия влияют (80)на несколько следующих поколений.

Как страна мы с нежностью оглядываемся назад, на время наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, мы выросли на слушании дивных историй о теплых и стабильных больших семьях. Но если бы мы действительно смогли повернуть время назад, если бы мы могли жить в добрые старые времена, многие из нас содрогнулись бы и быстро переключились " на другой канал".

Я знаю, я очень любила вспоминать о своих посещениях бабушки и дедушки в их квартире в Бруклине. Так много народу набивалось в четыре комнаты, и всегда был кто-то, производивший на меня сильное впечатление. Но я также знаю, что возненавидела такую семейную жизнь, какой жили они.

Свадьба моих дедушки и бабушки была в Польше. Дедушка на 18 лет старше бабушки, был вдовцом с тремя дочерьми, одна из которых всего только на семь лет моложе своей мачехи. С тремя своими детьми и еще общим ребенком, в ожидании еще одного, бабушка с дедушкой оставили свои семьи в 1910 году и эмигрировали в Соединенные Штаты. Еще двое детей появилось вскоре. Семья стала состоять из девяти человек плюс различных других родственников, которые время от времени жили в квартире, используя ее как перевалочный пункт, и занимались бизнесом там же.

До самой смерти моего дедушки (а он умер в возрасте 95 лет) моя бабушка оставалась за ним замужем. Никогда я не слышала их говорящими о любви друг к другу или об интимных отношениях, так же, как никогда не отмечала каких-либо других проявлений внимания. Ругались они на идише. Сферы их интересов была разными. Мой дедушка постоянно изучал Талмуд в передней комнате, молясь, а моя бабушка вела торговлю и занималась бизнесом в задней комнате, выбегая на визг ребенка или чтобы помешать пригорающий гуляш на сковородке.

Мы слышим много романтических мифов о семьях людей разных поколений, любящих детей, прилепившихся друг к другу, счастливых от возможности быть вместе под одной уютной крышей. Но на самом деле высокая смертность, бедность, 60-часовая рабочая неделя, стесненные условия жизни и отсутствие контроля за рождаемостью определяли тогда жизненный стиль большинства семей: семьи с тремя поколениями были очень редки.

Моя мать, выросшая в это золотое время для американских семей, никогда не говорила с ностальгией о своем детстве. Она вспоминала, как спала в одной постели с шестью другими детьми, родителей, у которых не хватало ни времени, ни денег, ни любви, чтобы оглядеться.

А другое золотое время — 50-е — было моей эрой. Как Бетти Фридан живо описывает в книге " Женская мистика", многие семьи того времени, живущие под кровлями своих аккуратных домиков в зеленых пригородах, были гораздо более несчастливы, чем им казалось. Я вышла замуж в 1956 году в 19 лет и собиралась с нетерпением растить и воспитывать детей в уютном домике в пригороде. Я соответствовала норме: в 1955 году средний свадебный возраст был 20 лет, на четыре года меньше, чем сегодня. В 20 лет я бросила колледж, чтобы воспитывать моего первого ребенка. Снова это было типичным: в 1950 году только 6 процентов женщин заканчивали колледж. К 1961 году мой муж и я имели двоих детей, дом в пригороде и два автомобиля в гараже. Муж каждый день бежал на работу, а я брала ее домой. В 1963 году я тоже была " типичной": в депрессии, с неосуществленными замыслами, одинокая и с нестерпимым чувством вины за все это. Хотя множество женщин идут этим путем, мы не говорили об этом. Это были семейные дела, и, кроме того, нами овладевало чувство стыда.

Так называемая традиционная нуклеарная семья в 50-х была очень коротко живущей. В конце 60-х годов женщины начали массово ходить на работу. В 70-х семьи с двумя работающими стали заменять традиционную нуклеарную семью. Сегодня процент традиционных нуклеарных семей (жена — домохозяйка — работающий муж) уменьшился до 15 среди всех американских семей. Среди моих пациентов, слушателей лекций и участником исследования бинуклеарной семьи — это любимая тема: золотые годы семьи, но это не более чем мечты, далекие от реальной жизни.

Может ли женское движение быть виновным в высокой частоте разводов?

Это действительно правда, что женское движение имело большое влияние на частоту разводов. Один из факторов, который повергает женщину в нищету, несчастье и даже насильственный брак, — это отсутствие денег. Исследование показывает, что большинство женщин в неудачном замужестве удерживает страх, потому что они не в состоянии сами содержать себя и своих детей. И это закономерно, что чем выше образование женщины и ее доход, тем больше ее экономическая независимость, тем более охотно она идет на развод.

Волна разводов в конце 60 — начале 70-х совпадает с тем временем, когда женское движение приобрело ускорение. Поступив на работу, женщины бросили вызов неравноправию и несправедливости рынка рабочих мест, а также у себя в доме. Между 60-ми и 88-м годами число женщин, работающих вне дома, поднялось с 38 до 56 процентов. Департамент рабочих мест прогнозирует: 60 процентов женщин и 75 процентов мужчин будут на рынке рабочей силы в 1994 году. В 1991 году больше чем половина (58 процентов) матерей с детьми до 6 лет работали, около 2/3 дошкольных детей и 3/4 школьников имеют матерей, которые трудятся вне дома.

Сегодня рекордное количество женщин ставят на первое место свою собственную жизнь. Один из вариантов — это оставить брак, который не отвечает их нуждам. Как мы предварительно видели, в 2/3 из 3/4 разводов в западном обществе инициаторами были женщины. Исследование в Соединенных Штатах и Британии показало, что работающие замужние женщины гораздо охотнее разводятся или живут отдельно, если у них есть кому оставаться с детьми дома. Гар Бексер, лауреат Нобелевской премии в области экономики, верит в то, что экономика сильно влияет на супружеские и семейные решения. " У нас скоро будет высокая частота разводов, и мы ничего не сможем с этим сделать. Женщины работают, они более финансово независимы. Почему должна пара, которая не любит друг друга, оставаться вместе, когда у них впереди еще 30 или 40 лет? "

Он также отметил влияние экономики на рождаемость. Чем больше возможностей у женщины заработать, тем выше цена оставления работы, для того чтобы иметь детей.

Если даже женщины больше, чем мужчины, являются инициаторами разводов, экономическая женская независимость облегчает мужчинам развод в том случае, когда они являются его инициаторами. Если муж знает, что его жена может содержать себя, что он не покидает беспомощную жертву своего произвола, у него меньше шансов чувствовать себя виноватым, оставляя жену. Он знает, что он — не единственная ее материальная опора после развода.

Так может ли высокий уровень разводов определяться женским движением? Многим очень трудно отказаться от искушения обвинить работающую женщину во всех болезнях семьи. С этой точки зрения успех карьеры женщин означает, что ее ребенок должен возвращаться в пустой дом после школы. И так как ей повезло, ее родственники и родственники ее мужа будут лишены ухода, когда достигнут старости. Но почему-то я редко слышала кого-нибудь жалующегося на работающего отца. И потом, я никогда не слышала, чтобы мужчина отказывался от своей карьеры ради того, чтобы уделять больше времени своей семье. Женщины несут основные обязанности по дому и семье, даже если они добились равноправия в экономическом плане (в заработке). Когда консерваторы говорят, что семья теперь не выполняет свои функции по отношению к детям, вы можете быть уверены, что семья — это кодовое слово, подразумевающее женщину.

Смысл ясен. Традиционное мышление таково: если матери поддерживали огонь в домашнем очаге день и ночь, нам не нужно было бы изменять общество, чтобы приспособиться к семьям с двумя работающими. Если бы матери контролировали свои семьи, наши социальные проблемы исчезли бы все сразу как по волшебству.

Но очень маловероятно, что женщина вновь удобно устроится у плиты. Она хорошо усвоила экономический урок: гораздо мудрее оставаться служащей и сохранять стремление к карьере. Это дает уверенность в случае развода, кроме прочих других вещей. Исследования показывают, что женщины, наиболее пострадавшие от развода, — это бывшие домработницы — женщины, которые избрали ведение хозяйства в качестве карьеры. В браке двое должны иметь возможность жить так же дешево, как живет один, но, когда при разводе делят наличные деньги, неработающая женщина страдает, иногда до конца своих дней. Самыми бедными из беднейших будут пожилые женщины, чьи браки распались в среднем возрасте: как раз в то время, когда они остались дома, чтобы заботиться о детях.

Действительно ли наши семейные ценности девальвированы?

Когда говорят, что наши семейные ценности девальвируются разводами, что обычно имеют в виду? Типичная точка зрения представлена в письмах, которые я недавно получила в ответ на одну из моих статей о разводе, называвшуюся " Новости семейной терапии" издательства американской ассоциации по терапии семьи и брака

Мы не должны повсюду искать решений наших семейных проблем и кризисов. Если мы захотим вернуться к основам, таким, как верность друг другу, любовь к детям, проведение большего времени дома, бережливость и уверенность в себе, мы будем обязаны решить социальные беды, которые досаждают нашим семьям.

Это правда, что происходят изменения в оценке наших ценностей. Это также правда, что так называемые основы прошлого — более миф, чем реальность. И обвинять развод во всем этом нельзя. Мы должны увидеть широкую социальную трещину, которая расколола семейную жизнь в Соединенных Штатах в целом.

Мы менее верные?

Возьмем верность. Это очень деликатная категория, одна из тех, когда большинство из нас вздыхают. Все достаточно верны друг другу, пока их брак благополучен. Но, как ясно показывает история, неверность, измена, уход и развод всегда находятся вблизи брака. Как только люди чувствуют себя обманутыми в делах, и как это узнают, и как долго все длится, остается тайной для статистики. Недавние оценки предполагают, что около 50—70 процентов мужчин и женщин, состоявших в браке, неверны друг другу. Возможно, что этот процент возрос за последнее время, а возможно, и нет. Во всяком случае развод предоставляет возможность разорвать брак, в котором один или оба чувствуют физическую или психологическую неудовлетворенность.

Мы менее способны защитить наших детей?

Теперь давайте рассмотрим, что лежит в основе нашего чувства любви и желании защитить детей. Несмотря на то, что многие из нас об этом пекутся, нам как обществу испокон веков не удается удовлетворить нужды наших детей. Почему это происходит? Почему, лелея и холя наших детей, мы до сих пор платим школьным учителям и воспитателям дошкольных детских учреждений необыкновенно низкую зарплату? Почему до клинтоновских выборов Соединенные Штаты были единственной из индустриально развитых стран в западном мире, которая не имела законов, касающихся брошенных родителями детей? Даже сегодня в этом вопросе мы далеко позади других стран — мы только предполагаем ввести новые правила. Большинство других наций имеют гораздо лучшую политику ухода за детьми и соответствующие программы.

Экономист Сильвия Ньюлит в книге " Когда ветвь обламывается: стоимость невнимания к нашим детям" отмечает, что Соединенные Штаты имеют двойной дефицит по отношению к детям: это ресурсы и время. В 1987 году менее 5 процентов федерального бюджета было посвящено (89) программам помощи детям. Другие страны, такие, как Великобритания, Франция, Швеция и Канада тратят в 2—3 раза больше времени, чем мы, на семьи с детьми. Этот возросший дефицит времени, которое мы уделяем нашим детям, связан с возрастанием занятости родителей на работе. С 1973 года средняя рабочая неделя в Америке поднялась на 6 часов (с 41 до 47 часов), а для профессионалов она возросла еще больше — составила 52 часа. Таким образом, помимо уменьшения времени на досуг и общественные дела, у родителей остается также меньше времени для того, чтобы провести его со своими детьми.

Ньюлит отмечает, что " антидетский дух бродит по стране". Это всегда было так, но в последнее время положение значительно ухудшилось. Самое большое, что сделали Соединенные Штаты для детей, это создали " липовую" систему их обслуживания, которой мы пользуемся. Текущая экономика со своим высоким уровнем незанятости и вызывающе высоким коэффициентом бедности и консервативный политический климат с понижением государственной поддержки инстанциям, которые обслуживают детей и семьи, только усложнили проблемы.

Даже если вы не можете сравнить взрослую попечительскую зарплату с размерами детского пособия, то вы можете сравнить нашу возможность защитить детей от психологического давления и физического вреда с тем, что мы для этого делаем. Несмотря на наши добрые намерения, наши дети всегда были уязвимы и ничем не защищены от родительского произвола. В старые добрые времена, критериями которого мы и измеряем происходящее, существовал закон о детском труде, препятствующий родительской экономической эксплуатации своих детей. Конечно, мы имели законы, защищающие права животных прежде, чем получили законы, запрещающие родителям физически издеваться над детьми, пренебрегать родительскими обязанностями или бросать их. Инцест, семейная жестокость и алкоголизм мучили детей веками, даже и в те времена, которые многие у нас считают наилучшими, — библейские.

Стали ли мы проводить меньше времени дома?

Другой очень заботливый миф гласит, что если мы будем проводить больше времени дома, наши семьи будут более стабильными. Действительно, люди в семьях проводили значительно больше времени дома в 1800-х и в начале 1900-х годов, но эти часы были отданы работе и выживанию, а не сидению около огня и рассказыванию историй. Исключая только очень богатые семьи, где родители могли позволить себе держать работницу, няньку и прачку (которые в то же время бросали своих собственных детей для того, чтобы заработать, или это были сами дети, иногда моложе 11—12 лет). Устроенный, стабильный, ориентированный на ребенка дом, полный отдыха, был тогда такой же мечтой, как и сегодня.

Когда мы размышляем о родителях, проводящих больше времени дома, мы не имеем в виду родителей, мы имеем в виду матерей: отцы никогда не были дома. В 50-х годах, когда рабочая неделя была несколько короче, отцы также фактически отсутствовали в семьях. Они могли иметь больше свободного времени, но они не тратили его на воспитание детей. Сегодня, когда большинство матерей работает вне дома, семейное время очень скудно, но отправить матерей опять домой на все время — это не решение проблемы. Активисты родительского движения сконцентрировали свою энергию на поощрении новой корпоративной политики, такой, как гибкий график работы и жизни для обоих родителей — надо постараться создать мир, в котором каждый имел бы шанс работать и быть дома со своими детьми.

Мы недостаточно экономны?

Бережливость имеет место из-за постоянной инфляции и перерывов в работе, уверенность в себе и завтрашнем дне практически отсутствует в конечном счете в нуклеарной семье. Разбросанность поколений и обеспечивающих их служб привело и к рассеиванию всего того, что всегда было целью семьи на земле: образование, производство пищи, забота о детях, религия. Только очень благополучные семьи, большие религиозные организации, корпорации и правительство могут позволить себе купить все эти службы в отдельности. Бедные или просто нижняя часть среднего класса просто не могут себе позволить это, недостаток дохода приводит к тому, что один из родителей остается дома заботиться о детях.

Разрушается ли семья... или принимает новые формы?

Проблема — разводиться или нет — ставится не семьей. Семья реагирует больше всего на социальные изменения. Пессимисты говорят, что семьи разрушаются. Оптимисты говорят, что приобретают новые формы. Обе точки зрения правильны. Семьи — многовариантны, и у них много неприятностей, но не из-за их многовариантности. Семьи сегодня — вне зависимости от их размеров или формы — в кризисе, потому что наша экономика разрушается, наши национальные запасы выработаны и политика нашего правительства по поддержке семьи адекватна.

Легко ли получить развод?

Легко понять, почему некоторые считают развод легкодоступным. Наш современный закон о разводах гораздо более либерален, чем был в прошлом. Когда я разводилась в середине 60-х, (93) нужны были веские причины для развода, понятия " не сошлись характерами" не существовало. Так, прождав почти два года, я стояла перед судьей и " вешала ему лапшу на уши", обвиняя моего супруга в плохом обращении со мной, жестоком и бесчеловечном. Это был смертельный номер. Мой адвокат, судья и я — все знали: я безмерно преувеличила те маленькие инциденты, которые имели место на самом деле, превратив их в веские обвинения для того, чтобы состряпать достаточные основания для развода.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.