Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 23 Понятие кода. Типология кодов.






Коды – правила организации знаков, система определенных норм, с помощью которых информация представляется в знаковом виде. В более узком плане коды – способы организации синтагм из парадигм.

Коды одновременно являются способами организации знаков и регуляторами поведения. Все виды кодов выполняют функцию организации системных значений и имеют следующие характеристики:

1)они функционируют на основании некоторой единой парадигмы;

2)коды определяются конвенционально, т. е. опираются на соглашения пользователей;

3)коды транслируются по каналам ком-ции;

4)коды являются производными от культуры социальной общности, при этом коды и культура находятся в непрерывной прямой и обратной связи, т. е. влияют друг на друга.

Типология кодов.

1.Критерий характера парадигм

1)аналоговые;

2)разделительные.

Аналоговые коды работают с непрерывными парадигмами. Разделительные коды опираются на дискретные парадигмы.

Аналоговые коды не разделяются четко на отдельные, дискретные элементы. Разделительные коды отделяют одно значение в парадигме от другого.(напевать мелодию – аналоговый код, записать мелодию нотами – разделительный код)

2.Репрезентационные и презентационные коды.

Эта типология связана не только с функцией кода в процессе знаковой деятельности, но и с функцией организации ком-ции субъекта.

1)репрезентационные коды – коды независимого существования, они заменяют субъекта, способны существовать автономно от него и от социальной ситуации, в которой осуществляется ком-ция. Это коды языка, с помощью которого формируются тексты. Тексты выполняют функции репрезентационных кодов.

2)презентационные коды – это коды-индексы, они не отделяются от ком-тора и ситуации взаимодействия и как правило надежнее всего функционируют в межличностной ком-ции, хотя представлены и в массовой ком-ции.

Невербальная ком-ция опирается на систему презентационных кодов. С помощью этих кодов ком-тор реализует две функции:

- передает индексичную информацию о себе и о своей реакции на ситуацию взаимодействия;

- интерактивное управление аудиторией.

Виды презентационных кодов:

· Телесный контакт;

· Дистанция, степень близости;

· Угол общения;

· Предметные характеристики самопрезентации, аксессуары;

· Движения головой;

· Мимика;

· Жестикуляция;

· Позы;

· Контакт глазами, движения глаз;

· Позиция в геометрическом пространстве;

· Невербальные аспекты речи.

3.Сложные и простые коды

1)Сложные коды – коды, выделяющие, обосабливающие ком-тора. Для овладения ими требуется специальная подготовка. Сложные коды – атрибут профессиональных групп и субкультур. Чем выше профессиональный уровень субъекта, тем сложнее его кодовая система.

2)Простые коды - коды, интегрирующие ком-тора в аудиторию, подчеркивающие общность ком-тора и аудитории. Это коды обыденного сознания и обыденного языка.

 

 

Свойства:

- сложные и простые коды выражают архитектонику текста, построение предложений, характеристики и объем словарного запаса;

- простой код ближе к устному взаимодействию и презентационным кодам невербальной ком-ции. Сложный код приемлем для письменной ком-ции, хотя он может быть и устным; подходит для абстрактных репрезентационных ком-тивных форматов;

- простые коды выступают в контактной ком-ции, сложные – в рефереционной функции, когда требуется точная передача информации;

- сложные коды для своего освоения требуют специального обучения, простые коды осваиваются в ходе выработки повседневного опыта.

4.Массовые и специальные коды.

1)Массовые коды относятся к простым кодам, они обращаются к сознанию обществ массового типа, ориентированы на сообщество, а не на индивида, выполняют объединяющую функцию.

2)Специальные коды – коды, употребляемые в рамках профессиональных сообществ, опираются на общий профессиональный или интеллектуальный опыт.

При исполнении специальных кодов акцент делается на различие между группой пользователей кода и остальных субъектов. При исполнении массового кода акцент противоположен, подчеркивание единства общности.

5.Логические и эстетические (условные) коды.

1)Логические коды – коды точных наук, в которых невозможно отклонение, искажение. Они символичны, статичны, безличны, не подвержены культурному влиянию.

2)Условный код мобилен, культурно детерминирован.

Главное отличие между логическим и условным кодом в природе их парадигм. Парадигмы логических кодов однозначны, определены, четкие, организованные. Условные коды имеют открытые парадигмы. Они подвержены конвенции, опираются на переменчивые культуры, на опыт пользователей. Они менее точно определены и способны к изменению. Динамика условного кода – от меньшинства к большинству, от специального сознания к массовому.

 

Билет 24 Понятие и структура личности. Модель коммуникативной личности Конецкой.

под коммуникативной личностью /в узком смысле/ будем понимать устойчивую систему социально-значимых (свойств и) качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора).

 

В теории коммуникации различные авторы по-разному опре­деляют понятие коммуникативной личности.

Нельзя в полной мере согласиться с В. Кашкиным, опреде­ляющим коммуникативную личность как совокупность индиви­дуальных стратегий и тактик ее коммуникации. Оставляя за скоб­ками неоднозначность понятий «коммуникативная стратегия и тактика», отметим, что такая совокупность может считаться скорее формой проявления коммуникативной личности, чем соб­ственно коммуникативной личностью. Реальные практики обще­ния действительно характеризуют личность как субъекта ком­муникации. Но они не исчерпывают всего ее личностного коммуникативного потенциала.

При формулировании определения коммуникативной лично­сти следует отталкиваться от понимания сущности и основных характеристик личности как таковой. Тогда можно будет избе­жать как неточностей и двусмысленностей, так и излишне мно­гословных конструкций.

Онтология коммуникативной лич­ности. На философском (онтологическом) уров­не сущности понятий «личность» и «коммуникативная личность»

совпадают.Личность, как социальный субъект, социализированный индивид, не может существовать иначе, как коммуникативная личность, «человек общающийся». Если чело­век как биологический субъект не участвовал в процессах, обще­ния, он не смог превратиться в социального субъекта, т. е. в лич­ность.

Таким образом, на социально-философском уровне катего­рии «личность» и «коммуникативная личность» совпадают по своему содержанию. Это позволяет говорить о широком пони­мании категории «коммуникативная личность». В широком по­нимании термин «коммуникативная личность» эквивален­тен термину «личность».

ТК как частная научная дисциплина, в отличие от философии, пользуется узким пониманием категории «коммуникативная личность». Здесь этим понятием обознача­ется одна из форм проявления личности, связанная с качеством исполнения ею функций субъекта коммуникативного взаимодей­ствия.

Под коммуникативной личностью в узком смысле будем понимать устойчивую систему социально значимых (свойств и) качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора).

С общепсихологической точки зрения под коммуникативной личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, снизывающее воедино различные психические процессы, детер­минирующие практики общения индивида и придающее его коммуникативному поведению определенную последовательность, воспроизводимость и устойчивость.

Именно такая узкая трактовка коммуникативной личности используется в ТК. Коммуникативная личность - форма функционирования личности в ком­муникативном процессе, форма ее реализации через выполнение социальных ролей источника/получателя сообщений.

В онтологическом плане узкое понимание коммуникативной лич­ности –в каждый кон­кретный момент времени личность может функционировать в различных социальных ролях, может реализовываться через раз­личные поведенческие формы. Когда эти поведенческие формы обретают вид коммуникативного действия, имеет место бытие личности как коммуникативной личности. Если индивид реали­зует сложную социальную практику, содержащую как коммуни­кативный, так и некоммуникативный компоненты, то, применяя к его описанию категорию коммуникативной личности, мы аб­страгируемся от всех его социальных ролей, не связанных с ком­муникацией.

Коммуникативная личность - од­новременно «человек, общавшийся в прошлом, - субъект и про­дукт предшествующей коммуникации», «человек, общающийся реально- в настоящем» и «человек, общающийся потенциаль­но, - готовый к общению в будущем», В любой коммуникатив­ной личности всегда присутствуют и неразрывно увязаны все эти три темпоральных среза -прошлая, настоящая и будущая/потенциальная коммуникация.

Конецкая выделяла такие параметры ком-тивной личности:

1. Мотивационный параметр, определяемый коммуникативны­ми потребностями, занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Именно потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию служит мощ­ным стимулом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если такой потребности нет, то коммуникация не состоится. В лучшем случае это будет псевдокоммуникация — бесцельный, хотя, может быть, и оживленный по форме разго­вор. Коммуникатив­ная потребность определяется настоятельной необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией с целью взаимодействия в различных сферах своего существова­ния и воздействия друг на друга в условиях коммуникации различного типа.

2. Когнитивный параметр включает в себя множество характе­ристик, формирующих в процессе познавательного опыта ин­дивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональ­ном планах. Наиболее существенными для когнитивного параметра коммуникативной личности являются следующие характеристи­ки: способность адекватного восприятия информации, способ­ность воздействия на партнера, оценка и самооценка когни­тивного диапазона и знание социально обусловленных норм вербальной и невербальной коммуникации.

3. Функциональный параметр включает три характеристики, которые, по существу, и определяют такое свойство личности, которое принято называть коммуникативной (языковой) ком­петентностью: а) практическое владение индивидуальным запа­сом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; 6) умение варьировать коммуникативные сред­ства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуа­тивных условий общения; в) построение высказываний и дис­курсов в соответствии с нормами избранного коммуникативно­го кода и правилами «речевого этикета».

Конецкая: 1) не раскрывает содержание определяемого понятия, коммуникативная личность трактуется как одно из проявлений личности, обусловленное некоторой группой параметров, но в чем заключается это проявления, остается не ясным.

2) Сомнительным представляется правомерность использования в приведенном определении терминологического оборота «одно из проявлений личности». Если коммуникативная личность – это проявление личности, значит, есть другие проявления, которые можно обозначить как некоммуникативные.

3) Определение Конецкой представляется недостаточно четким в связи с тем, что предложенные в нем факторы, детерменирующие коммуникативную личность, не носят необходимого и достаточного характера. Любое действие личности коммуникативное и некоммуникативное, определяется когнитивными характеристиками, опирающимися на опыт, адекватное восприятие информации от окружающей среды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.