Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 10, 14 Коммуникативные шумы в моделях информационного подхода, понятие и типология коммуникативных шумов.






Шум – это любой источник искажения сообщения в системах коммуникации. Это все, что добавляется к сигналу или отнимается от него без намерения источника в процессе передачи.

2 группы шумов:

- механические – возникают за счет технических параметров канала, те среды, по кот движется сигнал. Обусловлены несовершенством канала.

- семантические – потеря информации, вызванная фактором нетехнической природы. Порождаются содержательными или семантическими ошибками, искажениями сообщения при кодировании и декодировании. Возникают за счет культурных факторов, неправильного использования языка, фильтров восприятия. Наиболее опасная группа шумов.

2 группы семантических шумов:

- шум источника (ненамеренное искажение смысла производимой им информации за счет неправильного употребления языка и иных символов)

- шум получателя (искажение в процессе декодирования. Причина – субъективная интерпретацияязыковых и иных символов) - по Ш-В

Источники шума по Тену:

1) искажение сообщения источником

2) канал

3) получатель сообщения (3 составляющие:

- избирательное внимание

- избирательное восприятие

- избирательное запоминание)

В теории когнитивного диссонанса есть гипотеза селективной экспозиции. Люди избегают информации, которая противоречит их собственным ценностям, убеждениям и аттитюдам. Избегают диссонанса, ищут резонансную информацию.

Шрамм: внимание к какому-л сообщению определяется размером ожидаемого вознаграждения, наказания и объемом требуемых усилий.

 

 

Билет 15. Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации. Понятие и структура знака по Соссюру. Понятие парадигмы и синтагмы. Примеры.

Парадигма – совокупность знаков, в рамках которых, все элементы имеют общий признак. При этом все элементы отличается друг от друга. (пример: алфавит)

Синтагма – комбинация элементов парадигмы, выстроенных в имеющую смысл последовательность. (слово)

Семиотический подход опирается на понимание ком-ции как взаимодействия, опосредованного знаками, знаковыми системами, языком. В семиотике ком-ция – это своеобразная социально обусловленная история жизни и трансформации некоторого живого существа; сообщение – это некоторый смысл, который зарождается в сознании источника, кодируется с помощью языка и далее декодируется в сознании реципиента.

Характеристики семиотического подхода:

1)Центральное понятие – знак;

2)Ключевое внимание уделяется тексту сообщения и получателю;

3)Семиотические модели нелинейны; они показывают отношения, возникающие в процессе движения смыслов;

4)Большое значение придается культурному контексту взаимодействия.

В широком плане предметом семиотического подхода является процесс знакового опосредованного информационного взаимодействия, ком-тивные средства его реализации, каналы по которым передаются сообщения, процесс восприятия.

Современный семиотический подход опирается на две теоретические школы.

Школа структурной лингвистики (Фердинанд де Сосюр). Он рассматривает естественные языки как искусственные знаковые системы, выявляя их структурное взаимодействие и способ отношения знаков внутри языков друг с другом.

Прагматическая школа (Чарльз Пирс). Изучал не отношения знаков друг с другом внутри языка, а отношения знаков, знаковых систем.

Концепция знака Ф. де Сосюра. Сосюр предложил провести строгое разграничение между тремя совершенно различными категориями: языком, как взаимосвязанной знаковой системой; речью, как продуктом использования языка; речевой деятельностью, как процессом пользования языком.

Главный предмет анализа С. – язык, как целостная знаковая система со строгими структурными ценностями. В основе языка лежит категория знака.

Знак по С. – двуединая сущность, единство означаемого (некоторое содержание или смысл, который обозначается знаком) и означающего (форма, которая во внешнем мире соответствует этому означаемому).

Таким образом, в знаке всегда присутствует предмет мысли и форма его выражения. Если в качестве знака функционирует, например, слово, то понятно, что оно существует как соединение понятия и акустического образа.

Понятие   Акустический образ
Означаемое   Означающее

 

 


Ключевой тезис С. – тезис об исходной конвенциональности знака. С. полагал, что отношения между означаемым и означающим носят конвенциональный (договорной) характер, т. е. они сформировались в результате договора между пользователями знаков. В процессе семиозиса формируется знаковая система; люди договариваются о том, чтобы присвоить определенному предмету или феномену некоторое обозначение, имя. В разных языках одно и то же означаемое получает в качестве означающего разные формы (привет-hello-bonjour)

В середине XX века продолжатель идеи С., лингвист Ельмелев ввел понятия более удобные, чем понятия означаемого и означающего. Это понятия знаковых планов. Любой знак есть единство плана содержания и плана выражения. План выражения знака – форма, в которой он существует и выражается (акустический образ, графическое решение и т. д.) План содержания знака – его значение, внутренний исконный смысл. Отношения означаемое-означающее или отношения содержание-выражение в структурно-лингвистических моделях отвечают критериям:

- у них есть общий значимый признак, задающий единый или исходный функционал;

- ни один знак в данной системе не повторяет остальные.

Правило эффективной ком-ции по С. Для эффективной ком-ции необходимо:

1)в соответствии с целью ком-ции выбрать релевантную парадигму;

2)выстроить эффективную синтагму на базе этой парадигмы.

В науковедении парадигма – совокупность целостных, внутренне не противоречивых и последовательных концептуальных оснований какой-либо теории. Синтагма по С. – это имеющая смысл совокупность элементов парадигмы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.