Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 25. Понятие коммуникативной личности. Трансакционная модель коммуникации. Параметры коммуникативной личности.






В широком понимании термин «ком-тивная личность» эквивалентен термину «личность».

Под ком-тивной личностью в узком смысле будем понимать устойчивую систему социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной ком-ции (ком-тивного актора).

Трансакционная модель ком-тивной личности базируется на трансакционной модели ком-ции Тэна.

Ком-тивная личность складывается из двух подсистем – внутренней (мира сознания и подсознания) и внешней (мира ком-тивного поведения).

Ядром ком-тивной личности является ее внутренняя подсистема, детерминирующая ком-тивное поведение, способное реализоваться через выполнение функций как ком-тора, так и реципиента. Внутренняя подсистема ком-тивной личности складывается из следующих составляющих:

- целемотивационный компонент – цели и мотивы личности, как субъекта ком-ции;

- абилитационный компонент – ком-тивные возможности индивида и ком-тивные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием;

- когнитивный компонент – знания, освоенная информация, обеспечивающие потенциальные характеристики качества функционирования личности как ком-тивного актора;

- операционный компонент – ком-тивные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами для осуществления ком-ции.

В результате можно построить трансакционную модель ком-тивной личности.

«ХОЧУ» - «МОГУ» - «ЗНАЮ» - «УМЕЮ»

«ХОЧУ» соответствует целемотивационному компоненту.

«МОГУ» соответствует абилитационному компоненту.

«ЗНАЮ» соответствует когнитивному компоненту.

«УМЕЮ» соответствует операционному компоненту.

В данной модели ком-тивная личность моет выступать в любой функции: и как ком-тор, и как реципиент. В зависимости от функции будут по-разному разворачиваться и компоненты ком-тивной личности.

Например, если речь идет о личности ком-тора, то в составе его абилитационных характеристик будут представлены прежде всего способности к производству и передаче сообщения, а в составе операционных характеристик такие умения, как умение правильно выбрать кодовую систему, закодировать, выстроить дискурс в соответствии с особенностями ком-тивной ситуации.

Если же рассматривать личность реципиента, то на первый план выходят абилитационные возможности по восприятию сообщения, когнитивные характеристики, связанные со знанием кодовых систем и прагматических правил их использования в конкретной ситуации, операционные характеристики, замкнутые на умение определить характеристики ситуации общения, оценить ком-тивную компетентность ком-тора, отселектировать шумы и адекватно декодировать сообщение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.