Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстерналии и их виды. Интернализацияэкстерналий. Налоги Пигу.






Чрезвычайно важным понятием в экономике природопользования являются экстерналий (внешние эффекты). В ходе экономической деятельности происходит постоянное воздействие на природу, людей, различные объекты и т.д. С этим воздействием и связано возникновение экстерналий. Экстерналий — это внешние эффекты (или последствия) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно (чаще) воздействуют на субъекты этой деятельности.

Предположим, что ваш дачный участок расположен на болоте, где невозможно ничего построить и вырастить. Но у вас есть трудолюбивый и состоятельный сосед, который осушает своей участок, создает дренаж, подводит дорогу и т.д. В этом случае с большой долей вероятности ваш участок также станет суше, и вы сможете построить надежный дом, вырастить любимые цветы, воспользоваться соседской дорогой и пр. Т.е. вы получаете значительные выгоды от деятельности соседа. Это пример положительныхэкстерналий.

К сожалению, в охране природы подавляющее число воздействий на среду связано с отрицательными внешними эффектами: различного рода загрязнения, отходы, разрушение природных объектов и т.д. И здесь экстерналии можно охарактеризовать как негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности.

Экстерналий непосредственно не сказываются на экономическом положении самих загрязнителей. Производители загрязнений заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки они обычно игнорируют как проблему, требующую дополнительных затрат для своего решения. Издержки по борьбе с экстерналиями вынуждены нести другие. И здесь возникает вполне резонный для экономики вопрос: почему люди, предприятия и пр., подвергшиеся внешнему воздействию, должны сами компенсировать возникшие у них отрицательные экстерналий, различные виды ущерба?

Типы экстерналий:

Временные (между поколениями) - современное поколение должно удовлетворять свои потребности, не уменьшая возможности следующих поколений удовлетворять свои собственные нужды.
Отрицательные временные экстерналии: исчерпание в ближайшем будущем нефти.
Положительные временные экстерналии: достижения НТР, освоение дешевых технологий пр-ва энергии.

Глобальные (межстрановые) - выбросы химических соединений в атмосферу, загрязнение рек.

Межсекторальные - развитие секторов экономики, особенно природоэксплуатирующих, наносит значительный экологический ущерб другим секторам.

Межрегиональные - выбросы химических соединений в атмосферу, загрязнение рек в рамках одной страны.

Локальные - на ограниченной территории рассматривается предприятие-загрязнитель и анализируются вызываемые его деятельностью экстернальные издержки у реципиентов.

Процесс включения экстерналий в рыночный механизм, т.е. превращение экстернальных внешних издержек во внутренние, отражение их в ценах называется интернализациейэкстерналий. Одним из возможных путей учета общественных интересов является наложение специального налога на загрязнителей, по величине равного экстернальным издержкам. В теории они названы налогами Пигу (или Пигувианскими налогами). И важнейшей задачей экономического механизма природопользования, прямых и рыночных регуляторов в сфере охраны окружающей среды является интернализацияэкстерналий.

Подход А. Пигу основан на признании разрыва между частными иобщественными издержками или выигрышами, который служит причинойнеэффективного распределения ресурсов. Согласно Пигу, отрицательныевнешние эффекты устраняются с помощью корректирующего налога, аположительные – с помощью субсидии. При этом налог должен в точностиравняться предельному ущербу посторонних субъектов, а субсидия – ихпредельному выигрышу. Такое решение проблемы интернализации требуетучастия правительства, которое обладает законными полномочиями вобласти налогообложения и субсидирования.

Налог Пигу (Pigoveantax) стал одним из популярных инструментовэкологической политики, где он выступает в форме налога на эмиссиизагрязняющих веществ. Экологический налог взимается с каждой единицыпродукции эмитента в размере, равном предельному ущербу реципиента.Практическое применение налога Пигу сталкивается с рядомтрудностей. Прежде всего, необходимо знать точный размер предельногоущерба. Для этого требуется выяснить:

какая именно деятельность вызвала ущерб, каковы типы и объемызагрязнений, обусловленных конкретными производственнымипроцессами. При этом важно учитывать, что часть загрязнений поступает в окружающую среду вследствие природных процессов, таких как извержения вулканов, землетрясения и т. п.;

какие именно загрязняющие вещества наносят анализируемый ущерб.Это требует длительных контрольных измерений и экспериментов;

какова денежная оценка ущерба.

Все эти измерения могут быть лишь приблизительными, и поэтомуадекватно измерить и оценить предельный ущерб невозможно. Кроме того, теоретически каждый источник загрязнения должен получитьиндивидуальную оценку ущерба, в соответствии с которой ему будетназначен дифференцированный налог. Это невозможно по техническимпричинам и связано с высокими издержками.

Тем не менее, несмотря на все указанные недостатки, налогообложениев соответствии с подходом А. Пигу остается распространенныминструментом экологической политики.


29. Принцип «загрязняющий платит» и формы его реализации. Виды и формы платы за негативное воздействие на окружающую среду и природные ресурсы.

Принцип “загрязнитель платит” является основополагающим принципом, который был введен Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), для использования в природоохранных проектах и политике. Этот принцип постулирует, каким образом затраты и выгоды природоохранной политики и проектов должны быть распределены между загрязнителями и их жертвами. Идея состоит в том, что именно загрязнитель должен нести бремя затрат на предотвращение и/или ликвидацию загрязнения. Таким образом, этот принцип позволяет стимулировать уменьшение загрязнения. Он способствует эффективному использованию ресурсов. Экологические налоги, платежи и другие инструменты экологической политики должны применяться в соответствии с данным принципом.

Общее понимание того, что загрязнение является проявлением экстерналий, приводит к идее об ответственности загрязнителей за ущерб, наносимый их загрязнением. Этот подход лежит в основе многих законодательных актов, относящихся к налогам, связанным с загрязнением, а также лежит в основе штрафов за аварийное загрязнение

Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Налоги: земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на животн. мир

С1991 года в России введены платежи за загрязнение окружающей среды. Введено три вида платы:

· за выброс в атмосферу загрязняющих экологически вредных веществ;

· за сброс загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности;

· за размещение экологически вредных отходов.

Платежи за загрязнение природной среды отражают общепринятый принцип необходимости восстановления нанесенного ущерба при природопользовании в его экономическом выражении («загрязнитель платит»). В случаях превышения разработанных и утвержденных государственными органами нормативов загрязнения рассматриваемые платежи взымаются по повышенным ставкам, играют роль штрафов и служат средством экономического воздействия на природопользователей, наносящих вред окружающей природной среде, побуждая их заботиться об экологической безопасности своего производства.

Совершенствование системы платежей продолжается по следующим основным направлениям:

· учет инфляции при определении ставок платежей и тем самым их номинальных размеров;

· более полный учет отраслевых особенностей загрязнения окружающей природной среды при расчетах и взимании платы;

· расширение состава видов вредного воздействия на природную среду, подлежащих оплате.

Работа по совершенствованию системы платежей за природные ресурсы, как и экономического механизма обеспечения экологической безопасности, регулирования природопользования и охраны природной среды в целом возглавляется федеральным органом по охране окружающей природной среды. Этот федеральный орган разрабатывает основные нормативно-правовые и инструктивно-методические документы в рассматриваемой области. В частности, он утверждает «Рекомендации по определению предельных размеров платы за загрязнение окружающей природной среды», а также федеральные коэффициенты индексации платы по отношению к базовым нормативам. Разработаны и введены в действие документы по взиманию платы за шумовое загрязнение, тепловое загрязнение водных объектов, загрязнение пестицидами при их использовании в сельском хозяйстве, за сброс загрязняющих веществ при смыве их с территорий и др.

В России взимается плата за следующие виды загрязнений: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.

Эти платежи выполняют следующие основные функции:

· являются важнейшим средством компенсации ущерба, наносимого окружающей среде, здоровью населения и материальным ценностям в результате выбросов (сбросов) вредных веществ и размещения отходов;

· используются для финансирования природоохранных мероприятий, оздоровления окружающей среды и повышения экологической безопасности производства и потребления;

· стимулируют соблюдение экологических нормативов и стандартов, а также реализацию природоохранных инвестиций.

Порядок установления платы включает три этапа:

1) определение базовых нормативов платы;

2) определение дифференцированных ставок;

3) определение конкретных размеров платежей.

Базовые нормативы определяются по видам загрязняющих веществ или вредных воздействий (шум, вибрация, электромагнитные излучения) с учетом степени опасности для окружающей среды и здоровья населения.Базовые нормативы представлены в двух видах - за выбросы, сбросы, раз­мещение отходов в пределах установленных нормативов, сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.

Дифференцированные нормативы устанавливаются на основе базовых нормативов, но с поправкой на коэффициенты, учитывающие экологическую ситуацию в регионах. Эти платы рассчитываются путем умножения базовых ставок на региональные экологические коэффициенты, отражающие природно-климатические, экономические особенности и значимость охраняемых объектов (территорий, бассейнов, рек, морей и т.д.).

Конкретные размеры платежей предприятий-загрязнителей определяются местными исполнительными органами с участием органов охраны природы, санэпиднадзора и самого предприятия. С учётом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Эти платежи производятся за счет себестоимости продукции, а за превышение лимитов – за счет прибыли предприятия.

Платежи за загрязнения носят налоговый характер. Постановлением правительства разъясняется, что если платежи предприятия равны прибыли или превышают ее, то можно рассматривать вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта.

Применительно к сбросам загрязняющих веществ в водные объекты и выбросам в атмосферный воздух в Инструктивно-методических указаниях предусмотрена трехзвенная система платежей по дифференцированным (в соотношении 1: 5: 25) ставкам за предельно допустимый сброс или выброс (ПДС, ПДВ), за временно согласованный (т.е. в пределах установленного лимита) сброс или выброс (ВСС, ВСВ) и за сверхлимитный сброс (выброс).

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.