Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция Э. Эриксона






Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кри­зисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса раз­вития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), воз­никающего в узловых точках процесса развития.

Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; на­личие чувства доверия является основой формирова­ния положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, спо­собны ли они заботиться о нем, любить его, поддержи­вать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные ощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предска­зуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии — дать ребенку почувство­вать себя самостоятельным. Для этой стадии харак­терно противоречие между продолжающейся зависи­мостью ребенка и развивающейся у него автономи­ей. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к от­носительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, за­претами, негативным к нему отношением, у него по­являются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3 лет.

Третья стадия начинается с разворачивания кон­фликта между инициативой и чувством вины. У ре­бенка в начале этой стадии появляются первые пред­ставления о том, каким человеком он может стать. В связи с этим он ставит перед собой определенные задачи и пытается их решить. Для третьей стадии ха­рактерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Ребенок весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих воз­можностях, еще и потому, что он уже умеет ходить,

бегать, говорить, может осмысливать происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция, поддержка родителями и другими взрослыми такого исследовательского поведения ребенка. Главная опас­ность — это появление у ребенка чувства вины за со­вершенные им действия. Возрастные границы пери­ода от 3 до 6 лет.

Четвертая стадия приходится на первые школь­ные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психо­логически готов к освоению действий, которые вы­полняют родители, но для того, чтобы получить фи­зическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ре­бенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складыва­ется чувство трудолюбия и способность к самовы­ражению. Если у него постоянно что-то не получа­ется, то уверенность в себе падает, развивается чув­ство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в кон­фликте между формирующимся чувством идентич­ности и ролевой неопределенностью. Главная за­дача подросткового периода, на который приходится эта стадия, — поиск ответа на вопросы «Кто я?» и «Ка­ков мой дальнейший путь?». Опасность, которой дол­жен избежать подросток, — это размывание чувства «Я». При этом подросток может избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспо­собным строить планы на будущее или найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо, а может с голо­вой уйти в работу, пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность — значит научиться верно идентифицировать себя с взрослыми. Возрас­тные границы от 13 до 18 лет.

Основным конфликтом шестой стадии развития, приходя щейся на период ранней взрослости, Э. Эрик-сон считал конфликт между близостью и изоляцией. При этом под близостью понимается не только и даже не столько сексуальная близость. Близость по Эрик-сону — это способность человека отдать часть себя дру­гому человеку, не боясь потерять при этом собствен­ную идентичность, то есть не боясь потерять свое «Я», растворить его в «Я» другого человека.

Задача седьмой стадии — в развитии у себя целе­устремленности, которая делает жизнь продуктив­ной. Это возможно при условии удачного разреше­ния предыдущих конфликтов. Целеустремленный человек способен бесконфликтно направлять свою энергию на решение социальных проблем, он может уделять больше внимания и оказывать помощь дру­гим людям. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов могут приводить к излишней поглощен­ности самим собой, сосредоточению на непременном удовлетворении своих личных психологических по­требностей, что, безусловно, ведет к регрессу в раз­витии личности.

На заключительном этапе своей жизни люди обычно ретроспективно просматривают свою жизнь, по-новому оценивают ее. Человек испытывает удов­летворение, если, по его мнению, она была наполне­на смыслом. Он принимает свою жизнь, полагая, что

Возраст Результат развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
0-1 год; мать Доверие—недове­рие к окружающим людям Доверие к людям: взаим­ная любовь и признание ро­дителей и ребенка, привязан­ность, удовлетворение по­требностей детей в общении идругих жизненно важных потребностей. Недоверие к людям: резуль­тат плохого обращения матери с ребенком, игнори­рования, пренебрежения им, лишения любви. Слиш­ком раннее или резкое от­лучение ребенка от груди, его эмоциональная изоля­ция.
1-3 года; родители Автономия—зави­симость Самостоятельность, уве­ренность в себе: ребенок смотрит на себя как на само­стоятельного, но еще зави­симого от родителей чело­века. Сомнение в себе, гипер­трофированное чувство стыда: ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способнос­тях, испытывает недостат­ки в развитии элементар­ных двигательных навы­ков. Слабо развита речь, развито желание скрыть свою ущербность от окру­жающих.
3-6 лет; родители, братья, сестры Инициатива, уве­ренность в себе — чувство вины Активность: живое вооб­ражение, активное изучение окружающего мира, подра­жание взрослым, включе­ние в полоролевое пове­дение. Пассивность: вялость, от­сутствие инициативы, ин­фантильное чувство завис­ти к другим детям, подав­ленность, отсутствие при­знаков полоролевого пове­дения.
6-12лет; школа, со­седи, знако­мые Трудолюбие — чувство неполно­ценности Трудолюбие: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Ставит перед собой и ре­шает реальные задачи, наце­ленность фантазии и игр на активное усвоение инстру­ментальных и предметных действий, ориентация на задачу. Чувство неполноценнос­ти: слабо развитые тру­довые навыки, избегание сложных заданий, соревно­вательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформ­ность, рабское поведение, чувство тщетности прила­гаемых усилий при реше­нии разных задач.
13-18лет; группа свер­стников Идентичность — смешение ролей Жизненное самоопределе­ние: развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение: каким быть? кем быть? Ак­тивный поиск себя и экспери- Путаница ролей: смеще­ние и смешение временных перспектив, мысли не толь­ко о будущем, но и о прош­лом. Концентрация душев­ных сил на самопознание,





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.