Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнение ученых






По мнению П. К. Анохина, гетерохронность яв­ляется особой закономерностью, заключающей­ся в неравномерном развертывании наслед­ственной информации. Он же различает внутри­системную и межсистемную гетерохронность. Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к заклад­ке и темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития. Напри­мер, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем более мо­лодые (Анохин П. К., 1968).

Для правильного понимания гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного струк­турного образования или функции в жизнедеятель­ности человека. Э. Мейманом было показано: чем нужнее та или иная функция, чем важнее ее роль на данном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в про­странстве быстрее, чем во времени.

Значение и роль функции обусловливают и ее дол­говечность. Так, чувствительность человека к зелено­му и желтому цветам после 50 лет почти или совсем не снижается, в то время как чувствительность к си­нему неуклонно падает после 25 лет. По мнению Е. Ф. Рыбалко, гетерохронность — дополнительный механизм регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, действие кото­рого усиливается во время роста и инволюции (Ры­балко Е. Ф., 1990).

Приведенные факты подтверждают вывод П. К. Анохина об опережающих темпах созревания жизненно важных функций человека.

2. Неустойчивость развития. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустой-

чивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитуд­ных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

3. Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчиво­сти психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

Б. Г. Ананьев понимал сенситивность «как времен­ные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному мо­менту обучения» и как следствие «действия созрева­ния функций и относительной сформированное™ сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга» (Ананьев Б. Г., Дворяшина М. А., 1968).

Сенситивность возрастная — оптималь­ное сочетание условий для развития определен­ных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду.

Кумулятивность развитиянакопление входероста психических свойств, качеств, уме­ний, навыков, приводящее к качественным из­менениям в их развитии.

Дивергентность развития — многообра­зие появляющихся в ходе развития признаков и

свойств, действий и способов поведения на ос­нове их постепенного расхождения.

Конвергентность развитиясходство, сближение, свертывание, синтез, усиление изби­рательности в ходе развития психических про­цессов и свойств, действий и способов поведения.

Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем по­требуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

4. Кумулятивность психического развития. Куму­лятивность психического развития означает, что ре­зультат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изме­нений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример — по­следовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логи­ческого мышления, когда каждая последующая фор­ма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

5. Дивергентность—конвергентность хода разви­тия. Психическое развитие включает в себя две про­тиворечивые и взаимосвязанные тенденции — дивер­генцию и конвергенцию. В данном случае диверген­ция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свер­тывание, усиление избирательности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.