Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Принцип дифференциации—интеграции, вы­ступающий в качестве критерия развития структуры.






Данный принцип является одним из всеобщих для любых систем. Согласно ему, развитие идет от «состоя-

ния относительной глобальности... к состояниям боль­шей дифференцированности, артикулированное™ и иерархической интеграции... Развитие — это всегда постепенно возрастающая дифференциация, иерархи­ческая интеграция и централизация внутри генети­ческого целого» (Чупрпкова Н. И., 1997). Подобного взгляда на ход развития придерживались многие уче­ные, начиная от И. М. Сеченова, Г. Спенсера, Т. Рибо и Э. Клапареда до К. Коффки, X. Вернера, Э. Гибсо-на, Ж. Пиаже, X. Уиткина, А. Богданова и др.

Дифференциациясторона процесса раз­вития, связанная с разделением, расчленением глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы разнородно-сложные и внутренне-рас­члененные. Результатом дифференциации мо­жет быть как полная автономия выделивших­ся систем, так и установление новых взаимо­связей между ними, т. е. усложнение системы.

Интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разно­родных частей и элементов. Интеграция ха­рактеризуется ростом объема и интенсивнос­тью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорга­низацией в некое целостное образование с по­явлением качественно новых свойств.

Синкретизмнерасчлененность, слит­ность психических функций на ранних этапах развития ребенка. Характеризует неразвитое состояние тех или иных психических функций, например мышления.

Ригидность (жесткость, твердость)проявляется в трудности, неспособности субъекта, к изменению намеченной программы поведения при изменяющихся условиях.

Цельность — это интегральная функцио­нальная характеристика целого, характери­зующая единство целей и средств их достиже­ния, обеспеченная повторяемостью, соподчинен-ностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого.

Если дифференциация — это процесс расчленения общей структуры на части, которые обладают разны­ми, более специфическими функциями, то интегра­ция необходима для образования новых связей, обес­печивающих адаптацию к более широкому кругу си­туаций. Как отмечает Н. И. Чуприкова, этот принцип выступает в качестве наиболее важного критерия «высоты или степени организации* системы. Об уровне развития системы судят по количеству вхо­дящих в нее разнородных элементов, т. е. но степени разнообразия; по количеству разных уровней, т. е. по степени иерархичности; наконец, по количеству и

разнообразию связей как между элементами, так и между уровнями.

В связи с этим привлекают внимание разработан­ные X. Вернером в рамках его ортогенетической кон­цепции показатели развития, позволяющие охарак­теризовать уровень психического развития. Он вы­деляет пять аспектов, с помощью которых можно оценить уровень развития системы (Чуприкова Н. И., 1997).

1. Синкретичность—дискретность. Синкретич-ность, характеризующая низший уровень развития структуры, указывает на синкретность (слитность, неразличимость) структуры, в то время как высший уровень характеризуется дифференцированностью той или иной психической структуры.

2. Диффузность—расчлененность характеризуют структуру либо как относительно однородную (диф­фузную), либо как расчлененную с ясно выраженной самостоятельностью входящих в нее элементов.

3. Неопределенность—определенность. Смысл этих показателей в том, что «по мере развития отдель­ные элементы целого приобретают все большую определенность, становятся все легче отличимыми друг от друга, как по форме, так и по содержанию» (Чуприкова Н. И., 1997, с. 74).

4. Ригидность—подвижность. Если низший уро­вень развития системы характеризуется стереотип­ным, однообразным и ригидным поведением, то вы­сокому уровню развития свойственно гибкое, разно­образное и пластичное поведение.

5. Лабильность—стабильность «указывает на внутреннюю устойчивость системы, на ее способность длительно удерживать определенную линию, страте­гию поведения. Чем более подвижными и гибкими могут быть отдельные реакции, тем больше шансов достигнуть... стабильного поведения на длительных отрезках времени» (там же).

IV. Принцип цельности как критерий развития функции. Наряду с принципом дифференциации-интеграции мы выделяем принцип цельности. В от­личие от предыдущего, характеризующего уровень развития структуры, принцип цельности — это важ­нейшая характеристика функционального развития системы. Цельность — это единство целей и средств

их достижения, обеспеченное повторяемостью, соиод-чиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого (Аверин В. А., 1997). Успешность функционирования всей системы в це­лом обусловлена тем, насколько «подогнаны» друг к другу ее элементы, насколько согласованно они вза­имодействуют. Иными словами, цельность показыва­ет меру связности элементов целого, а следователь­но, и уровень развития ее функции.

Повторяемость означает единство целого по его ведущему признаку, когда ведущие характеристики, к примеру, личности (ее направленность, параметры саморегуляции) связаны с другими личностными параметрами.

Соподчиненность — это единство, достигаемое объединением всех элементов целого вокруг его глав­ного элемента. Примером соподчиненности может быть иерархия личностных образований в структуре личности.

Соразмерность — это единство, обеспечиваемое общей закономерностью. В факторной структуре лич­ности соразмерность означает согласование размеров (дисперсий) факторов в целом.

Уравновешенность — это единство согласованных противоположностей. Уравновешенность структуры человека выражается в сбалансированности всех его составляющих — индивида, личности, субъекта, что и обеспечивает ее стабильность (Гашен В. А., 1974, с. 45-47).

Вышеизложенные принципы объясняют источни­ки и условия развития человека, а также уровень его развития как структурного и функционального обра­зования.

Наряду с уже названными А. Г. Асмолов выделя­ет еще два принципа: принцип возможности превра­щения избыточной (преадаптивной) активности элементов системы в адаптивную и принцип возра­стания влияния избыточных элементов системы на выбор дальнейшей траектории ее развития в неопре­деленных критических ситуациях (Асмолов А. Г., 1998).

На наш взгляд, названные принципы — это скорее следствия действия четвертого принципа, нежели са­мостоятельные.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.