Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории психического развития






Первые попытки описания психического развития относятся к очень давним временам. Это хорошо из­вестно из истории психологии.

Первыми, кто предложил возрастную периодиза­цию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристо­тель.

Пифагор (VI в. до н. э.) выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) — от рождения до 20 лет; лето (молодость) — 20-40 лет; осень (расцвет сил) — 40-60 лет; зиму (угасание) — 60-80 лет.

Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая — от рождения до 7 лет; вторая — от 7 до 14 лет и третья — от 14 до 21 года.

Собственно научный подход к изучению психичес­кого развития человека стал возможным на основе эволюционного учения Ч. Дарвина. К нашему време­ни в науке накопилось множество теорий, концепций и моделей, описывающих ход психического развития человека. Однако ни одной из них не удалось описать развитие человека во всей его сложности и многооб­разии. И одна из главных причин этого состоит в об­щебиологической трактовке развития.

На всем протяжении развития эволюционного уче­ния в нем боролись две точки зрения: одна, утверж­дающая, что развитие осуществляется по твердым законам, обусловленным действием врожденной про­граммы, и другая, для которой развитие - результат воздействий внешней среды, приводящих к появле­нию качественно нового. Если в первом случае инди­видуальное развитие — это просто рост, развертыва­ние изначально имеющихся в организме задатков, то во втором развитие — это всегда возникновение но­вого, образование разнородного из однородного, по­следовательное возникновение частей и органов в процессе развития (История эволюционных учений..., 1966). Дискуссия о том, что такое развитие, как оно осуществляется и что является его результатом, про­должается по сей день.

Можно выделить две основные точки зрения:

1. Эволюция — это развертывание уже существу­ющих задатков. При этом развитие понимается не как возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих задатков — такова точка зрения Л. С. Берга, автора теории номогенеза (Берг Л. С, 1977). В эволюции факторы чистой случайности проч­но закреплены факторами активного программирова­ния, полагал Н. А. Бернштейн (Бернштейн Н. А., 1965).

Теория номогенеза Л. С. Бергаобъясняет процесс развития как проявление и развертыва­ние существующих у человека задатков, обуслов­ленных действием врожденной программы.

2. Эволюция есть процесс создания совершенно нового. Такую мысль высказал А. Бергсон. «Мы, ко­нечно, не считаем, что в живой природе существует сознательное стремление к совершенству. Однако мы выражаем мысль о том, что в живой системе суще­ствует физическая тенденция усложнять свои функ­ции и структуры» — подчеркивает К. С. Тринчер (Тринчер К. С, 1965, с. 43).

Если в первом случае прежде всего подчеркивает­ся роль внутренних факторов, а само развитие трак­туется как процесс реализации определенных про­грамм, то во втором развитие понимают как движе­ние от старого к новому, как процесс отмирания старого и рождение нового, как процесс перехода от возможности к действительности.

Имеющиеся научные данные о врожденных задат­ках новорожденного и ходе их реализации в онтоге­незе на основе определенных закономерностей застав­ляют нас не противопоставлять эти точки зрения, а пытаться согласовать их между собой. Ведь чело­век — это продукт не только эволюции природы, но и истории общества. Более того, живя в обществе, каж­дый из нас выстраивает свой индивидуальный жиз­ненный путь. Поэтому правильное понимание психи­ческого развития человека не может быть осуществле­но в рам ках одной из противоборствующих концепций.

Подобное понимание хода эволюции наложило отпечаток и на содержание теорий психического раз­вития. Одни теории делали акцент на эндогенных (внутренних) причинах психического развития, дру­гие — на экзогенных (внешних). Кроме того, в рамках разных теорий внимание их авторов концентрирова­лось на различных сферах психического развития. Например, Ж. Пиаже объяснял ход интеллектуально­го, а Л. Колберг — нравственного развития человека. Таким образом, при классификации теорий психичес­кого развития следует использовать два параметра: во-первых, это источник, движущая сила развития, а во-вторых — область, сфера развития.

А. Г. Асмолов, анализируя возможные теоретичес­кие подходы, объясняющие развитие человека, выде­ляет три основных, в которые укладывается множе­ство отдельных теорий и концепций (Асмолов А. Г., 1998, с. 12).

Во-первых, это биогенетический подход, в цент­ре внимания которого «находятся проблемы разви­тия человека как индивида, обладающего определен­ными антроиогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип тело­сложения, нейродинамические свойства мозга, орга­нические побуждения и др.), который проходит раз­личные стадии созревания по мере реализации фи­логенетической программы в онтогенезе».

Во-вторых, это социогенетический подход, пред­ставители которого делают акцент на изучении про­цессов «социализации человека, освоения им соци-

альных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации...». К этому на­правлению, по-видимому, можно отнести и теории научения (Б. Скиннер, А. Бандура), согласно которым приобретение человеком разнообразных форм пове­дения происходит путем научения.

Представители персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности, самосозна­ния и творчества личности, формирования человечес­кого " Я", борьбы мотивов, воспитания индивидуаль­ного характера и способностей, самореализации лич­ностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».

К названным А. Г. Асмоловым подходам следует добавить теории когнитивного направления. Они занимают промежуточное направление между биоге­нетическими и социогенетическими подходами, по­скольку ведущими детерминантами развития счита­ют и гепотипическую программу, и условия, в кото­рых эта программа реализуется. Поэтому уровень развития (уровень достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благодаря которым происходит когнитив­ное развитие ребенка.

В целом, следует отметить условность такого де­ления, поскольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести «в чистом виде» ни к одному из указанных подходов. Ниже будет дана краткая характеристика некоторых теорий, которые в концентрированном виде отражают содержание того или иного подхода.

В рамках биогенетического подхода основными теориями являются теории рекапитуляции Э. Гекке-ля и С. Холла и теория психосексуального развития 3. Фрейда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.