Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года).






В рамках этого периода новорожденный восприни­мает мир, не зная себя как субъекта, не понимая сво­их собственных действий. Реально для него лишь то, что дано ему через его ощущения. Он смотрит, слу­шает, трогает, нюхает, пробует на вкус, кричит, уда­ряет, мнет, сгибает, бросает, толкает, тянет, сыплет, совершает иные сенсорные и моторные действия. На этой стадии развития ведущая роль принадлежит не­посредственным ощущениям и восприятию ребенка. Его знание об окружающем мире складывается на их основе. Поэтому для этой стадии характерно станов­ление и развитие чувствительных и двигательных структур — сенсорных и моторных способностей. Исходными или первичными схемами действий, по­зволяющими новорожденному устанавливать равно-

весие в первые часы и дни его жизни, по мнению Пи­аже, являются рефлексы новорожденного, с которы­ми он появляется на свет и которые позволяют целесо­образно действовать в ограниченном числе ситуаций. Но поскольку рефлексов мало, ребенок вынужден их изменять и формировать на этой основе новые, более сложные схемы.

Интеллектуальное развитие в течение двух первых лет жизни идет от безусловных рефлексов к услов­ным, их тренировке и выработке навыков, установ­лению между ними координированных взаимоотно­шений, что дает ребенку возможность эксперименти­ровать, то есть совершать действия по типу проб и ошибок. При этом малыш начинает предвосхищать развитие новой ситуации, что, вкупе с имеющимся интеллектуальным потенциалом, создает основу для символического, или допонятийного, интеллекта.

Период конкретных операций (2-11/12 лет).

В этом возрасте происходит постепенная интериори-зация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Если в период развития сенсомоторного интеллекта основными средствами умственной деятельности ре­бенка были предметные действия, то в рассматрива­емом периоде ими являются операции. Принципи­альное отличие состоит в том, что рождение опера­ции — это предпосылка становления собственно логического мышления человека.

Сенсомоторный интеллект — в концеп­ции Ж. Пиаже первая стадия в развитии ин­теллекта от рождения до 2 лет. Мыслительные операции предстают сначала в виде элементар­ных действий с конкретными предметами (схем действий), затем они интегрируются с други­ми действиями и входе последующего развития интериоризируются, что ведет к возникнове­нию собственно мыслительных операций.

Сенсорные способностисвойства сен­сорной системы, проявляющиеся в ходе ее вза­имодействия с внешней средой.

Моторные способности — свойства мо­торной системы, проявляющиеся в ходе ее вза­имодействия с внешней средой.

Символический интеллект — характери­зует в концепции Ж. Пиаже 6-ю субстадию в развитии сенсомоторного интеллекта, кото­рая приходится на период с 18 до 24 месяцев. На этой стадии предмет предстает для ребен­ка в виде символа, он употребляется им как за -меститель объекта, что проявляется в отсро­ченном подражании, игре «понарошку» и в раз­витии речи.

Если мышление ребенка на стадии сенсомоторно­го интеллекта предстает в виде системы обратимых

действий, выполняемых материально и последова­тельно, то на стадии конкретных операций оно пред­ставляет систему операций, выполняемых в уме, но с обязательной опорой на внешние наглядные данные.

Центральными характеристиками умственной де­ятельности ребенка в этот период его познавательно­го развития являются эгоцентризм мышления ребен­ка и представление о сохранении. Эгоцентризм мыш­ления обусловливает такие особенности детского мышления, как синкретизм, неумение сосредоточи­ваться на изменениях объекта, необратимость мыш­ления, трансдукция (от частного к частному), нечувствительность к противоречию, совокупное дей­ствие которых препятствует формированию логичес­кого мышления.

Предметные действия (схема дей­ствия) — в концепции Ж. Пиаже это любое дей­ствие, совершаемое ребенком: слежение глаза­ми за объектами, поворот головы, ощупывание, схватывание и т. п. Предметное действие«это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах» (Л. Ф. Обухова). На основе действий формируются новые умствен­ные структуры.

Операция — в концепции Ж. Пиаже это «об­ратимое умственное действие», иными слова­ми, это интериоризированное предметное дей­ствие, ставшее обратимым.

Эгоцентризм мышления — это скрытая умственная позиция, означающая неспособ­ность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения аб­солютна, что не позволяет понять возмож­ность существования других, противополож­ных точек зрения.

Представление о сохранении — в концеп­ции Ж. Пиаже выступает в качестве крите­рия возникновения логических операций. Оно характеризует понимание принципа сохране­ния количества вещества при изменении фор­мы предмета. Представление о сохранении раз­вивается у ребенка при условии ослабления эго -центризма мышления, что позволяет ему открыть для себя точки зрения других людей и находить в них то общее, что есть в них. Вследствие этого детские представления, быв­шие для него ранее абсолютными (например, большие вещи он всегда считает тяжелыми, а маленькиелегкими), теперь становятся от­носительными (камешек представляется лег­ким ребенку, но оказывается тяжелым для воды).

Трансдущиялогический переход от част­ного к частному, минуя общее.

Необратимость мышления — уверен­ность ребенка в том, что развитие событий и образование связей идет лишь в одном направ­лении.

Обратимость мышлениявыражает способность ребенка к теоретическим рассуж­дениям, поиску причинно-следственных связей, формулированию умозаключений.

Появление у ребенка представления о сохране­нии — это условие возникновения обратимости мыш­ления. Именно поэтому эгоцентризм, представление о сохранении и обратимость мышления являются диагностическими признаками интеллектуального развития ребенка.

Внутри этого периода Пиаже выделил доопераци-ональную стадию, которая характеризует интуитив­ное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7-11/12 лет).

В рамках '^операциональной стадии формиру­ются образно-символические схемы, основанные на произвольном сочетании любых непосредственных впечатлений типа «луна ярко светит, потому что она круглая». Это высказывание 4-летнего ребенка мно­гое объясняет в его интеллектуальном развитии. Ре­бенок в этом возрасте активно опирается на представ­ления о предметах. Отсутствие собственно операций побуждает ребенка устанавливать связи между объек­тами не на основе логического рассуждения, а инту­итивно. Качественное своеобразие мышления до­школьника составляет эгоцентризм — центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка. Суть ее состоит в том, что ребенок видит предметы такими, какими их дает ему его непосред­ственное восприятие. Например, он думает, что луна следует за ним во время прогулки: останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убе­гает. Очевидно, что ребенок рассматривает окружа­ющий его мир со своей точки зрения, не осознавая ее. Его точка зрения абсолютна. Он — центр вселенной, и все вращается вокруг него, как планеты вокруг Солнца. Окружающий его мир неотделим от «Я» ре­бенка, являясь его продолжением. Эгоцентризм оз­начает отсутствие у ребенка осознания собственной субъектноети, а с нею и отсутствие объективной меры вещей. Это является причиной того, что ребенок в этом возрасте не понимает, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от его собственных. Он не понимает, что возможно суще-ствова? ше разных точек зрения на один и тот же пред­мет. Поэтому он не в состоянии взглянуть на объект с позиции другого человека.

В свете эгоцентризма протекает вся умственная деятельность дошкольника. Эгоцентризм заставляет ребенка фокусировать внимание только на какой-то одной стороне события, явления или предмета и по­тому выступает тормозом на пути установления ло­гических связей. Примером этого эффекта являются хорошо известные опыты Пиаже. Если на глазах ре-

бенка налить поровну воды в два одинаковых стака­на, то ребенок подтвердит равенство объемов. Но если вы в его присутствии перельете воду из одного стака­на в другой, более узкий, то ребенок уверенно вам скажет, что в узком стакане воды стало больше.

Вариаций подобных опытов множество, но все они демонстрировали одно и то же — неумение ребенка сосредоточиться на изменениях объекта. Последнее означает, что малыш хорошо фиксирует в памяти лишь устойчивые ситуации, но при этом от него ускользает процесс преобразования. В случае со ста­канами ребенок видит лишь результат — два одина­ковых стакана с водой в начале и два различных ста­кана с той же водой в конце, но он не в состоянии уло­вить момент изменения.

Другой эффект эгоцентризма состоит в необрати­мости мышления, т. е. неспособности ребенка мыслен­но возвратиться к исходному пункту своих рассуж­дений. Именно необратимость мышления не позво­ляет нашему малышу проследить ход собственных рассуждений и, вернувшись к их началу, вообразить стаканы в исходном положении. Отсутствие обрати­мости — это прямое проявление эгоцентричности мышления ребенка.

Стадия конкретных операций (6/7-11/12 лет)

возникает, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта (например, его форма и ко­личество вещества в нем) не зависят друг от друга (форма стаканов не влияет на количество воды в них). Очевидно, что мышление ребенка при этом уже не определяется только возможностями восприятия, как это было в дошкольном возрасте.

Одной из центральных характеристик познаватель­ного развития детей в этом возрасте является появле­ние у них представления о сохранении. Ослабление эго­центризма мышления, переход от него к объективной оценке вещей способствует возникновению представ­лений о сохранении количества (вещества, энергии и т. д.). Понятие сохранения появляется, как только ре­бенок начинает понимать необходимость логической последовательности операций. До тех пор пока мышле­ние опирается на непосредственный, чувственный опыт действий с предметами, в нем нет нужды. Появление сохранения — важная ступень в познавательном разви­тии, поскольку оно способствует обратимости мышле­ния. Обратимость, характеризующая способность ре­бенка менять направление мысли, умение мысленно вернуться к первичным, исходным данным, позволяет ребенку удерживать в памяти первоначальные данные о количестве жидкости, длине и площади, массе, весе и объеме. Представление о сохранении и обратимость мышления — это необходимые условия для классифи­кации, группировки предметов, явлений и событий. Дошкольнику недоступны такие понятия, как «класс» и «подкласс», он не в состоянии вычленить подкласс из целого, так как для этого требуется одновременное со­средоточение сразу на двух признаках. Появившееся у младшего школьника представление о сохранении и об­ратимость предоставляют такую возможность. Нако­нец, благодаря обратимости ребенок начинает понимать, что сложение — это действие, противоположное вычи­танию, а умножение — делению. Поэтому школьники

способны проверять правильность решения задачи на вычитание сложением, а наделение — умножением.

Процесс интеллектуального развития завершает­ся периодом формальных операций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.