Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис развития






Кризис развития — это следующий основной эле­мент механизма развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение рез­ких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это пере­ломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно перелом­ным...» (Выготский Л. С, 1984, с. 384). Кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при относитель­но незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отноше­ние ребенка к среде, изменение потребностей и побуж­дений, движущих его поведением. На это указывала и Л. И. Божович, согласно мнению которой причиной воз­никновения кризиса является неудовлетворение но­вых потребностей ребенка (Божович Л. И., 1979). Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоцио­нальные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от од­ного этана психического развития к другому. Он воз­никает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и на­чало следующего. Источником возникновения кри­зиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребен­ка и ранее сложившимися формами его взаимоотно­шений с окружающими людьми и видами (способа­ми) деятельности. Каждый из нас встречался с про­явлениями таких кризисов.

Первым в научной литературе был описан кризис полового созревания. Позднее был открыт кризис трех лет. Еще позднее был изучен кризис семи лет.

Наряду с ними выделяют кризис новорожденности и кризис одного года. Таким образом, ребенок от мо­мента рождения и до периода юношества пережива­ет пять кризисных периодов.

Любой кризис имеет две стороны, которые необ­ходимо учитывать, раскрывая его психологическое содержание и значение для последующего развития ребенка.

Первая из них — разрушительная сторона кризи­са. Детское развитие включает в себя процессы свер­тывания и отмирания. Возникновение нового непре­менно означает отмирание старого. Процессы отми­рания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кри­зиса — это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. «Здесь всегда осуществля­ются и конструктивные процессы, происходят пози­тивные изменения, которые составляют главный смысл каждого переломного периода», — подчеркива­ет В. В. Давыдов (Давыдов В. В., 1986, с. 76). Речь идет об уже известных нам психологических новооб­разованиях.

В заключение несколько слов об особенностях про­текания кризиса развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.