Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоаналитический подход к развитию ребенка






3. Фрейд считал источником психического разви­тия влечения и инстинкты. Ребенок рождается с опре­деленным запасом энергии — «либидо», которая ле­жит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс детского развития Фрейд укладывал в 4 ста­дии: оральная, анальная, фаллическая стадия, латент­ный период и гениталъная стадия.

Однако некоторые моменты в теории Фрейда не принимались даже его учениками. В том числе чрез­мерное увлечение Фрейда проблемой сексуальности в жизни человека вызывало очень много нареканий и служило поводом для критики.

На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо сосредоточено в области рта, языка и губ и связано с кормлением грудью. Поэтому недостаточное удовле­творение потребностей, связанных с оральной облас­тью, может затормозить ребенка на последующих ста­диях, вызвать у него состояние депрессии и т. п. Если же потребности удовлетворяются избыточно, у ребен­ка может развиться излишняя зависимость от окру­жения (конформизм). Таким образом, неудовлетво­рение потребностей приводит к фиксации влечений, создаст предельное напряжение, вызывает либо не-врозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрес­сии —■ возврат к низшему уровню мотивации поведе­ния.

Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эффекты, которые мы отмечали на примере оральной стадии развития (по-

дробное изложение теории 3. Фрейда см. в кн. Л. Хьел-ла и Д. Зиглера «Теории личности», гл. 3, К. С. Хол­ла и Г. Линдсея «Теории личности», Л. Ф. Обуховой «Детская психология: теории, факты, проблемы»).

Смысл этих теорий точно выразил Э. Геккель: «Он­тогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза».

Фрейд Зигмунд (1856-1939)

Австрийский психолог, психиатр и невропато­лог, создатель психоанализа. С 80-х гг. XIX в. ра­ботал в области практической медицины. Начав свои исследования как физиолог и врач-невро­патолог, пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются не осознаваемые больны­ми комплексы. Одна из первых серьезных науч­ных работ им была опубликована совместно с Й. Брейером в 1895 г. Эта работа была посвяще­на проблеме происхождения истерии и возмож­ности ее лечения гипнозом. В дальнейшем Фрейд отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоана­лиза, основанного на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал концепцию о структуре личности, выделив в ней три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Учение Фрейда приобрело широкую известность в начале XX в. У него появилось много учеников и последователей, которые впоследствии сами со­здали целый ряд известных в наше время концеп­ций и теорий.

Либидо (от лат. libido — желание, влече­ние)психическая энергия, лежащая в основе основных влечений человека (сексуальных и вле­чения к жизни).

Оральная стадия — первая стадия психо­сексуального развития (по 3. Фрейду, прихо­дится на младенческий возраст), на протяже­нии которой центром чувственных стимуляций, наслаждения и интереса ребенка становится его рот.

Чрезмерная или недостаточная стимуля­ция, получаемая ребенком в течение первой по­ловины первого года жизни, по мнению Фрейда, приводит к формированию орально-пассивно­го характера. Это веселый и оптимистичный человек, он ожидает от окружающих «мате­ринского» к себе отношения и потому посто­янно ищет одобрения любой ценой. Психологи­ческая адаптация характеризуется доверчиво­стью, пассивностью, незрелостью, чрезмерной заисимостью. Такой человек «проглотит» все, что ему предлагают, поскольку фиксирован на удовольствиях, получаемых в результате так-

тильной стимуляции губ и рта, актов глота­ния и сплевывания.

В течение второй половины первого года жизни у ребенка появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения переживаемого психи­ческого состояния. Фиксация ребенка на этих переживаниях в последующем приводит, по мнению Фрейда, к формированию орально-агрессивного характера, что выражается в таких личностных чертах, как любовь к спо­рам, сарказм, пессимизм, в циничном отноше­нии к окружающему.

Анальная стадиявторая стадия психо­сексуального развития (приходится на раннее детство), в течение которой чувственные на­слаждения связаны с процессами выделения.

Фиксация на анальной стадии развития в последующем может привести к формирова­нию анального характера в двух своих формах; анально-удерживающий тип, что находит свое выражение в таких чертах, как скупость, упрямство, запасливость, и анально-агрессив­ный тип, что находит свое выражение в им­пульсивности, несдержанности, враждебнос­ти, жесткости, агрессивности и даже садис­тической жестокости.

Фаллическая стадиятретья стадия психосексуального развития (приходится на дошкольное детство), в течение которой ис­точником удовольствия и наслаждения стано­вятся гениталии ребенка.

Фиксация на этой стадии развития приво­дит к формированию фаллического характера. Мужчины с фаллическим типом характера все­гда стремятся к успеху, пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость, они хвастливы, дерзки и часто ведут себя опромет­чиво. Одни женщины с фаллическим характе­ром склонны к флирту и обольщению, а другие борются за главенство над мужчинами, прояв­ляя при этом чрезмерную настойчивость, на­пористость и самоуверенность.

Латентный (скрытый) период — внутри четырех стадий психосексуального развития 3. Фрейд выделял так называемый латентный период (приходящийся на младший школьный возраст), на протяжении которого психичес­кая энергия (либидо) дремлет, а внимание со­средоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола.

Генитальная стадия — четвертая стадия психосексуального развития (приходится на подростковый период и всю последующую взрослую жизнь человека), в течение которой

формируются и реализуются зрелые гетеро­сексуальные отношения. Генитальный харак­терэто символ идеального психического здо­ровья. Это зрелый и ответственный в социаль­но-сексуальных отношениях человек, вносящий свой вклад в общество благодаря продуктивной деятельности.

Конечно, нельзя не признать действия наследствен­ных факторов, о чем уже говорилось выше. Однако в рамках этих теорий полностью игнорируется внешняя стимуляция развития ребенка. А хорошо известно, что стимуляция и депривация влияют на процессы созре­вания и развития психических функций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.