Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис трёх лет. Кризис трёх лет – это граница между ранним и дошкольным возрастом, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я».






Изменение позиции ребёнка, возрастание его самостоятельности и активности, требует от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребёнком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребёнка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет:

1) негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идёт от взрослого;

2) упрямство – ребёнок настаивает на чём-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;

3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трёх лет;

4) своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление всё делать самому;

5) протест-бунт – ребёнок в состоянии войны и конфликта с окружающими;

6) симптом обесценивания – проявляется в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей; [44].

7) деспотизм – ребёнок заставляет родителей делать всё, что он требует.

Рассмотрим их подробнее. Первая из них – негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Вообще, негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.

На первый взгляд кажется, что так ведёт себя непослушный ребёнок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать не хочется – возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится.

При негативизме события развиваются иначе. Л.С. Выготский приводит такой пример из своей клинической практики. Девочка, переживающая кризис 3 лет, очень хотела, чтобы её взяли на конференцию, где взрослые «обсуждают детей», но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле ей так же хотелось пойти, как и раньше, до своего отказа, и оставшись одна, она горько плакала.

Ещё два примера, описанных Л.И. Божович. Мальчик с затянувшимся кризисом решил рисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему хочется, с другой – ещё больше хочется сделать наоборот. Мальчик нашёл выход из этого сложного положения: расплакавшись, он потребовал, чтобы рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок [25].

Из примера видно, как меняется мотивация поведения ребёнка. Раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект – непосредственное эмоционально напряжённое желание что-то сделать; импульсивные действия ребёнка соответствовали этому желанию. В три года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребёнка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребёнку. Конечно, негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребёнок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Вторая характеристика кризиса 3 лет – упрямство. Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об это сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет всё его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямый ребёнок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребёнка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушками, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. «Да ну!» – самая распространённая реакция в таких случаях.

Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребёнок хочет всё делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребёнком может появиться деспотизм. Ребёнок жёстко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, – обесценивание. Обесценивается в глазах ребёнка то, что раньше было привычно, интересно и дорого, например, 3-летний ребёнок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребёнка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении ребёнком собственного Я. Возникающие в речи малыша слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует отделение ребёнка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития [2], [40].

Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период – тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.

Л.И. Божович, рассматривая кризис трёх лет, связывает его с появлением некоторого системного новообразования, которое выражается в возникновении слова «Я». Доминирующей является потребность в реализации и утверждении собственного Я. Депривация именно этой тенденции вызывает основные трудности в поведении детей. После возникновения «системы Я», как следствие, возникают и другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим».

Появление самооценки (желания быть хорошим) к концу третьего года жизни приводит к усложнению внутренней жизни ребёнка: с одной стороны, присутствует желание действовать по своему собственному усмотрению, с другой – соответствовать требованиям значимых взрослых. Это приводит к возникновению противоречивых тенденций в поведении.

По мнению Л.И. Божович, три года – это важный рубеж в развитии ребёнка; «система Я» включает в себя некоторое знание о себе и отношение к себе. Это подлинный старт развития самосознания, которое далее на каждом возрастном этапе имеет специфические особенности.

В раннем возрасте ребёнок строит своё действие посредством уподобления действию-образцу взрослого. К трём годам, когда ребёнок овладевает речью, ему открывается его действие как таковое, а не только как вплетённое в ситуацию совместной деятельности со взрослым. И возникают «личное действие» и «я сам».

Итак, к трём годам ребёнок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, у него возникают личное действие, система «я сам» (Д.Б. Эльконин), «гордость за достижение» (Т.В. Гуськова), «система Я» (Л.И. Божович).

А.Н. Леонтьев, определявший личность как особое сверхчувственное качество, как иерархию мотивов, особое значение уделяет первым признакам кризиса трёх лет – характерному «Я сам!». «Я сам», - говорит ребёнок и превращает способ действия взрослого в содержание собственного действия. Эта формула выражает подлинную сущность той психологической ситуации, в которой находится ребёнок на рубеже этой новой стадии своего развития – на рубеже дошкольного детства. Суть анализа, который проводит в связи с этой, новой для психического развития ребёнка, ситуацией А.Н. Леонтьев, заключается в расхождении цели действия и её мотива. Ребёнок хочет действовать самостоятельно, но реальность его жизни делает это невозможным. Впервые в жизни ребёнка ему приходится действовать в ситуации разделённости мотива (полноценное участие во взрослой жизни) и реализуемой цели (игровое действие). Эта ситуация – первая ступень к формированию личности.

При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребёнка критический период протекает приглушённее. Но и в этих случаях дети иногда ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это «внутренне необходимо». Ситуации, в которых необходимо настоять на запрете, существуют, и родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребёнка, должны их обозначить.

У детей начинают формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в усиленной опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребёнок познаёт различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трёхлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители постоянно ограничивают проявления независимости ребёнка, наказывают или высмеивают малыша за любые попытки самостоятельности.

К концу раннего детства интересы ребёнка смещаются к миру взрослых людей, «общественных взрослых». Возникает новое отношение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение социальных ролей («мамы вообще», папы, водителя автобуса, врача, учителя, полицейского и т.п.), как носитель образцов действий и социальных отношений (руководства и подчинения, заботы и агрессии).

Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры [7].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.