Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранний возраст






В конце первого года ребёнок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство» [2]. На первых порах прямохождение, ходьба – это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходимы поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребёнка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребёнку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определённая самостоятельность.

Основная потребность ребёнка раннего возраста – познавание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребёнок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их не является очевидным. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды.

Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть может быть обозначена формулой: «ребёнок - предмет – взрослый» [2].Ребёнку всё хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляют основу взаимодействий ребёнка со взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним. Средства общения – это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по назначению, совместные игры.

Взрослый для ребёнка раннего возраста – это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность. Кроме того, взрослый выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребёнка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

Характеристика полноценного общения ребёнка раннего возраста со взрослыми:

1) инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;

2) предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;

3) доверчивость, открытость и эмоциональность отношения ко взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;

4) чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;

5) активное использование речи во взаимодействии.

Ведущей деятельностью ребёнка в раннем детстве является предметно-манипулятивная или орудийно-предметная деятельность. Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия [2].

Орудийно-предметные действия – это действия с предметом – орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. Примеры орудийных действий – пить из кружки, причёсываться расчёской, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведёрко. Сложность выполнения такого действия заключается в том, что ребёнку нужно приспособить движение руки к специфическим свойствам предмета.

Этапы формирования закреплённых за предметом-орудием действий были исследованы П.Я. Гальпериным: 1. Этап целенаправленных проб. 2. Этап подстерегания. 3. Этап навязчивого вмешательства. 4) Этап объективной регуляции.

Гальперин доказал, что в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребёнку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, а дети начинают действовать со второго этапа.

Схематическое воспроизведение действий взрослого становится мощным стимулом дальнейшего развития деятельности ребёнка: воспроизводимые ребёнком действия взрослого, оставаясь какое-то время несовершенными по моторике и результату, направленны и осмысленны.

Наиболее подходящей ситуацией обучения является «обращённый показ», т.е. разыгрывание перед ребёнком представления с игрушкой, при котором взрослый специально адресует ему свои действия, называет его по имени, улыбается, вовлекая в игру. Именно в этом случае ребёнок с удовольствием наблюдает за действием взрослого, подражает ему, присоединяется к игре. В дальнейшем, когда взрослый оставляет ребёнка одного, тот долго продолжает начатую игру [7].

Другой тип предметных действий – соотносящие действия. Цель соотносящих действий – в приведении двух или нескольких предметов в определённое пространственное взаимоотношение (складывание матрёшки, пирамидки, других сборно-разборных игрушек, закрывание коробки крышкой, вкладывание в отверстия фигурок разного размера и формы).

На первых порах взрослые стремятся познакомить ребёнка с основной функцией предмета, с основным правилом использования вещи. Однако важное значение в психическом развитии в раннем детстве имеет и использование полифункциональных предметов. Так, палочка может выступать в роли градусника, мостика, ложки, ножа; кубик может стать куском хлеба или мыла, кирпичом или утюгом. Подобные предметы не диктуют жёстко способ их использования и предполагают определённую свободу действия, что позволяет им выступать средством овладения замещением. Замещающее действие (в зарубежной психологии его называют символическим) характеризуется новым, условным отношением между предметом и его использованием и свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания. Например, двухлетняя девочка протягивает маме камешек: «Вот тебе конфетка, кушай!» (камешек используется в значении конфеты).

Способность к замещению рассматривается как одна из важнейших предпосылок развития игры. Иногда замещение оказывается несформированным даже к концу раннего детства. В этом случае ребёнок на предложение покормить куклу, осмотрев стол с игрушками, отвечает, что кормить нечем – нет ни хлеба, ни чая, ни сахара. Такие дети нуждаются вспециальном внимании с тем, чтобы выяснить, с чем связано отставание в формировании символических (замещающих) действий, и оказать им педагогическую помощь в становлении знаковой функции сознания [7].

Игра рождается внутри предметной деятельности. Сначала ребёнок манипулирует предметами так, как показал взрослый, причём требует тот же самый предмет (ту самую ручку, ту самую книгу, которую держит мама). Следующие этапы в развитии предметных действий, которые приводят к обособлению игры: перенос показанного действия на другие предметы (замещение), использование предметов-заместителей; воспроизведение увиденного на игрушках. Одна из ранних форм игры детей раннего возраста – предметная игра – представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций («значений) предмета в реальном практическом действии [2].

Например, игра с носовым платком ребёнка 14 месяцев. Она продолжалась более 20 минут. Ребёнок воспроизводил поочерёдно все возможные способы действия с платком: он стелил его на диван и клал на него голову, укрывался им, «сморкался», вытирался, протирал игрушки и др.

Предметная игра постепенно перерастает в сюжетно-отобразительную, когда ребёнок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни [42]. Дети раннего возраста сначала действуют с предметами, а потом осознают смысл предмета в игре и дают предметам игровые названия.

В конце второго – начале третьего года жизни в поведении ребёнка можно наблюдать феномен «роль в действии». Ребёнок, воспроизводя действия конкретного взрослого из своего окружения, не осознаёт этого, но охотно соглашается, когда ему это сообщают («Ты ведёшь машину как папа. Миша – папа»). Позже он сам замечает сходство своих действий с действиями взрослого и называет себя его именем.

Роль как один из основных моментов сюжетно-ролевой игры рождается в раннем детстве из фактически производимых ребёнком в игре действий имитационного характера. Например, полуторагодовалый мальчик Миша берёт сломанную электробритву, втыкает вилку в дырочки детского кресла, долго водит бритвой по щекам, приговаривая: «Миша – папа».

Перечисленные этапы развития предметной игры составляют одновременно предпосылки сюжетно-ролевой игры: переименование предметов, отождествление ребёнком своих действий с действиями взрослого, название себя именем другого человека [2]. Со стороны взрослых ребёнку необходимы помощь, живой интерес, практические советы. Взрослый своими предложениями постепенно усложняет игру и вносит в неё разнообразие; обеспечивает материальную сторону игры: подбирает игрушки и материалы (посуду, мебель, лоскуты, одежду, инструменты и т.д.)

Другой новый вид деятельности, складывающийся на основе предметной, - рисование, изобразительная деятельность. Рождаясь как «действие черкания» карандашом, рисование в раннем детстве проходит несколько стадий: каракули; узнавание предмета в случайном сочетании линий; наконец, изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению (собственно изобразительная деятельность).

Рисование – это знаковая, символическая деятельность, поскольку любое, самое несовершенное изображение представляет собой знак предмета. Требуется руководство и помощь со стороны взрослых, чтобы стимулировать переход от черкания как орудийного действия карандашом к изображению. Для дальнейшего развития изобразительной деятельности необходимо обогащать восприятия и представления ребёнка и формировать графические образы [7].

Взрослые часто интерпретируют поведение годовалого малыша как попытку манипулировать ими: например, им кажется, что ребёнок «плачет нарочно». Однако, хотя малыш уже до некоторой степени научился заявлять о своих симпатиях и антипатиях, пока ещё он не способен на сознательный обман. Только к 18 – 24 месяцам самосознание детей достигает такого уровня, что в их мышлении и поведении появляются признаки самостоятельности. Этот этап развития может оказаться трудным для родителей: их малыш становится упрямым негодником, склонным к закатыванию истерик и фальшивым слезам. Но каким бы сложным ни был данный период, есть утешение: все эти малоприятные моменты на самом деле означают, что ребёнок приходит к более зрелому пониманию себя самого и других, благодаря чему он научится сочувствовать родным и близким и общаться с ними на равных.

Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. Именно речевое общение со взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие организации взаимодействия, делового сотрудничества. Предметная деятельность, кроме того, создаёт основу для получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

В раннем детстве продолжается совершенствование понимания речи взрослых и происходит переход к собственной активной речи ребёнка. На начальных этапах понимание словесных сообщений относится к ситуации в целом [2].

Сначала ребёнок способен воспринять, понять словесную инструкцию только по ходу действия. Затем словесные указания могут быть даны заранее, для руководства ориентировочной деятельностью ребёнка.

Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, который сообщает о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения ребёнка и взрослого [2]. Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития.

Темп речевого развития резко возрастает к двум годам, когда детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трём – примерно 1200 – 1500 слов (для сравнения: активный словарь ребёнка 11 – 12 месяцев включает обычно от 4 – 5 до 30 – 40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов) [2].

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребёнка, условий его жизни. Произношение слов при правильном воспитании совершенствуется, и «детский жаргон» (употребление ребёнком слов, отличающихся от общепринятых) исчезает по мере улучшения фонематического слуха.

Усваивается грамматический строй родного языка. Очень рано звуковая сторона языка, материальная оболочка становится предметом деятельности и практического познания ребёнком. На первых порах дети употребляют звуковые сочетания, которые представляют собой предложения, составляющие из одного слова, существительного или глагола («автономная речь»). Каждое слово-предложение многозначно, его актуальный смысл может быть понят только в совокупности условий данной конкретной ситуации. Требование «Дай!» равносильно целой фразе и в разных обстоятельствах означает нечто совершенно конкретное, к примеру: «Очень хочу ту блестящую штучку, что лежит на самом верху».

Затем после полутора лет на смену им приходят двусловные нераспространённые предложения – «телеграфная речь» из необходимых ключевых слов. Предложения из двух-трёх слов конструируются ребёнком без изменения формы слов. Как правило, это субъект и его действие – «дядя стучит»; действие и объект – «дай хлеб». Усвоение грамматического строя русского языка в раннем детстве изучено лингвистом А.Н. Гвоздевым. По его данным, до 1 года 10 месяцев предложения русскоязычных детей состоят из аморфных слов-корней, не изменяющихся по родам и падежам [2].

К трём годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, дети улавливают предметные отношения и овладевают речевыми способами их выражения – предложения становятся полными, или распространёнными. Сначала речь включена в действие, часто сопровождает манипулирование предметами, постепенно начинает выполнять функцию регулирования деятельности. На третьем году жизни становится возможен рассказ о виденном, пересказ слышанного, требование объяснения.

Ситуации, неблагоприятные для развития речи: малое общение, ограниченное гигиеническим уходом, погружённость взрослого в собственные проблемы, а также, напротив, слишком хорошее понимание ребёнка и выполнение всех его требований. Если у ребёнка замедленно развивается собственная активная речь, необходимо удостовериться, что у него нормальный слух, что он понимает обращённые к нему просьбы и предложения в пределах ситуации общения, разумно играет, пытается подражать словам.

В этом случае повода для особого беспокойства нет, однако необходима специальная педагогическая работа. Варианты отклонения речевого развития и причины речевых трудностей у детей 2 – 2, 5 лет могут быть различными. Это и задержка речи на стадии называния, перегруженность речи специфически «детскими» словами, плохое артикулирование. Активная речь может быть «отложена» по причине преобладания эмоционального общения со взрослым или по причине чрезмерной ориентации на предметный мир. Соответственно и приёмы оказания помощи разнообразны. Главные направления усилий для активизации речи ребёнка [2]:

1) обратить внимание на типичные интересы ребёнка, на свойственный ему на данном этапе тип общения со взрослым (эмоциональный или деловой);

2) обращаясь к ребёнку, следует говорить чётко и ясно, не слишком тихо и добиваться от него внятного произношения;

3) необходимо больше разговаривать в быту, включать в активную речь предметные действия, сопровождать показ предметов и игрушек эмоционально насыщенным, увлекательным для малыша рассказом;

4) рассказывать сказки, читать стихи, совместно рассматривать яркие, красивые картинки, книжки;

5) стимулировать стремление ребёнка заговорить, для чего давать поручения (сказать, сообщить, позвать).

Большое значение для психического развития в раннем возрасте имеет формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это объясняется тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и др. Ведущая роль восприятия, по мнению А.В. Запорожца, объясняет особенности развития образной памяти и образного мышления в этом возрастном периоде. Он также доказывал, что существуют определённые виды деятельности, к которым сензитивно восприятие (рисование, конструирование), и показал, как их формирование влияет на динамику становления когнитивной (познавательной) сферы детей.

Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки [2]. Этим объясняется удивительная особенность восприятия полуторагодовалых – двухлетних детей. Они способны иногда узнавать близких на фотографиях, где те в другом возрасте, в незнакомом окружении, и, напротив, испугаться, впервые увидев дома маму в новой шляпе.

Следующая ступенька – зрительное соотнесение свойств предметов (зрительная ориентировка). Становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу – сначала по форме, величине, потом по цвету. Накапливается запас представлений о свойствах предметов (образы восприятия). Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

Развитие восприятия определяется тремя параметрами – перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира [20].

Перцептивные действия позволяют изучать основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделяя в них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребёнок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определённому классу – кукла, машинка, тарелка и т.д. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развёрнутыми (ребёнок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Таким образом, развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета даёт возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия [20].

В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов – вначале предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. То есть сначала представления о форме и цвете связаны у ребёнка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зелёная трава и т.д.) Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится эталоном – цвета, формы, размера.

Соотнесение предмета с эталоном помогает систематизировать те знания, которые получают дети при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.