Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание и память в раннем возрасте в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность.






Кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Поскольку мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами, А.В. Запорожец и Л.А. Венгер разработали методы изучения и диагностики мышления, исходя из способов ориентировки ребёнка в ситуации. Эта ориентировка может происходить через непосредственные действия с предметами, их зрительное изучение или словесное описание, определяя тем самым и вид мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое, словесно-логическое [20]. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3, 5 – 4 лет, наглядно-образное мышление возникает в 2, 5 – 3 года и остаётся основным до 6 – 6, 5 лет, наглядно-схематическое мышление появляется в 4, 5 – 5 лет и играет важную роль до 6 – 7 лет, наконец, словесно-логическое мышление возникает в 5, 5 – 6 лет, становится ведущим с 7 – 8 лет, оставаясь основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Таким образом, в раннем возрасте основным и практически до конца этого возраста единственным видом мышления является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребёнка с предметами и поиск правильного решения задачи путём проб и ошибок. Как и в случае с формированием предметных действий, помощь взрослого, который показывает ребёнку, на какие параметры ситуации необходимо обратить внимание, чтобы правильно решить задачу, помогает развитию мышления и переходу его на более высокий, образный уровень. В то же время при решении простых, связанных с прошлым опытом задач к концу раннего возраста все дети уже должны ориентироваться практически мгновенно, без пробных действий с предметами, т.е. опираться на образное мышление.

Характерной особенностью мышления ребёнка в этот период является его синкретизм (нерасчленённость) – ребёнок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение [20]. Поэтому помощь взрослого должна быть направлена прежде всего на анализ и разделение деталей, из которых потом ребёнок (может быть, при помощи взрослого) выделит главные и второстепенные. Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить и оптимизировать познавательное развитие детей; недаром М.И. Лисина назвала ведущий вид общения в этот период ситуативно-деловым.

Формирование личности в раннем возрасте. Самоутверждение. Потребность в самоутверждении проявляется ещё в раннем детстве, когда малыши переходят от поведения, обусловленного рефлексами, к всё более управляемым, сознательным действиям.

При этом различные участки мозга начинают специализироваться на определённых задачах. Это позволяет ребёнку всё активнее влиять на окружающих.

Примерно к 24 месяцам малыш начинает испытывать мощную потребность в самостоятельности и тем самым доставляет родителям немало беспокойства.Теперь с ребёнком труднее справиться, и зачастую он вызывает раздражение окружающих, однако родителям следует помнить: это результат растущей самостоятельности малыша, а вовсе не проявление строптивости и непослушания.

Один из первых симптомов стремления к независимости – желание малыша строго придерживаться правил. Двухлетки становятся ярыми сторонниками правил, которые они выучили, наблюдая за взрослыми. У них постепенно формируются чёткие представления о том, каким должен быть порядок вещей, а потому они очень огорчаются и даже сердятся, когда, например, игрушки оказываются не в той коробке, а любимая пластмассовая уточка отсутствует в ванной во время купания. Этот период часто называют «ужасное двухлетие», так как в этом возрасте у детей возникают внезапные вспышки раздражения. Ребёнок, доставлявший родным так много радости (если не учитывать некоторые кризисные моменты одного года), может стать очень требовательным и раздражительным. Следует прислушиваться ко всем его придиркам, какими бы мелкими и беспочвенными они ни казались. Само собой, здесь необходимо большое терпение. Но следует помнить, что это всё же достаточно короткий этап развития ребёнка.

Впрочем, как это ни удивительно, стремление к самостоятельности не мешает малышу всё чаще обращаться к опыту окружающих: прежде чем как-либо отреагировать, ребёнок смотрит, как родители реагируют на новую ситуацию. Так, если на прогулке отцу с сыном повстречалась собака, сын, возможно, посмотрит на отца и проверит его реакцию, чтобы понять, надо ли бояться собаки или можно подойти и погладить её. Казалось бы, две эти линии поведения противоречат друг другу, но именно так ребёнок достигает необходимого равновесия между отчаянной независимостью и благоразумной осторожностью. «Ужасное двухлетие» тяжело как для ребёнка, так и для родителей, однако является важнейшим этапом развития, на протяжении которого необходимо особое родительское внимание, чтобы ребёнок рос самостоятельным и в то же время соблюдал разумные правила.

Случается, что поведение двухлетки доводит до белого каления и взрослого, и его самого. Терпение взрослого вот-вот лопнет, установленные им правила почти не работают, и, что особенно важно, ребёнок доводит ситуацию до предела, проверяя свою способность влиять на обстоятельства и менять их. Иными словами, малыш активно расшатывает ситуацию, чтобы понять, что случится, если всё будет не так, как должно быть. Нередко лучший способ справиться с капризами ребёнка – пойти у него на поводу и дать ему возможность удостовериться, что исполнение его желаний не принесёт ему удовлетворения. Например, если в жаркий летний день двухлетняя дочка настаивает, чтобы мать надела на неё её любимый шерстяной джемпер, можно выполнить её просьбу. Вскоре девочке станет жарко и неудобно, и она добровольно снимет тёплую вещь. Это будет для неё шанс поучиться на собственных ошибках. Это единственный способ показать малышке, что от правил, которые она выучила и пытается применить в неподходящей ситуации, придётся отступить и подчиниться обстоятельствам [43].

Отличительная особенность психики ребёнка раннего возраста – единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребёнка ситуативно – каждый предмет, попадающий в поле зрения ребёнка, притягателен. Наглядная ситуация часто «руководит» и восприятием, и поведением ребёнка.

Как уже говорилось, когда появляются личные, собственные желания ребёнка, они часто имеют форму аффекта (владеют ребёнком). Одновременно с обособление личных желаний происходит и обнаружение взрослого как важнейшего действующего лица ситуации. К трём годам ребёнок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, обобщает действие, сравнивает его с действием взрослого.

Психологические новообразования раннего детства: отделение ребёнком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми [2].

В ходе психического развития ребёнка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения [4]. Ребёнок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, в нём формируются качества характера, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно мотивами: он отдаёт себе отчёт в том, почему в данном случае следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определённую систему, зависящую от того, что для данного человека более и что менее важно, значимо.

Ребёнку только предстоит этим овладеть. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребёнка лишь постепенно приобретает определённость и устойчивость [4].

Отличительной особенностью поведения ребёнка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний [4]. Эти чувства желания вызываются прежде всего тем, что непосредственно окружает малыша, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-либо, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребёнок заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить – дать взамен игрушки, которой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребёнок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.

Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение ребёнка более целенаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации, создаёт основу для развития речевой регуляции поведения, т.е. выполнения действий, направленные на словесно обозначенные цели.

К концу раннего детства ребёнок овладевает целенаправленными действиями при рисовании, игре в кубики. Он начинает обозначать словами то, что хочет изобразить или построить. Однако словесная регуляция действий ещё очень слаба: замыслы детей неустойчивы, они изменяются по ходу дела, на них влияет восприятие результатов собственных действий, замыслы часто не доводятся до конца. В течение всего раннего возраста влияние ситуации часто оказывается сильнее, чем влияние объяснений взрослого и возникших у ребёнка намерений.

Поскольку поведение детей раннего возраста определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать с требованиями взрослых [4]. Уже в младенчестве у детей начинают формироваться любовь, симпатия к близким людям – матери, отцу, воспитательнице в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребёнок стремится получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года, если ребёнок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи пострадавшему ребёнку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками.

Ребёнок легко заражается чувствами других людей. Так, в яслях, когда один-два ребёнка начинают плакать, этот плач подхватывают и другие, и он нередко распространяется на всю группу.

Начиная с полутора лет оценка поведения ребёнка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.

Несколько позднее, чем чувство гордости, ребёнок начинает испытывать чувство стыда, в случаях если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребёнку становится стыдно, если он неправильно произносит слова, ошибается, рассказывая стишок, и т.п. Но постепенно он начинает стыдиться и не одобряемых взрослыми поступков, когда ему специально указывают на них, стыдят его. В некоторых случаях чувство стыда может быть настолько сильным, что перевешивает другие побуждения и заставляет отказаться от привлекательной игрушки или совершить какой-либо трудный для него поступок.

Конечно, развитие самоуважения, чувства гордости и стыда не означает, что ребёнок под их влиянием систематически контролирует свои поступки. К такому контролю он ещё не способен.

Возможность сознательно управлять своим поведением у ребёнка раннего возраста крайне ограничена. Ему очень трудно удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания и ещё труднее выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого. Выполняя даже самые простые, но неинтересные для них задания взрослых, дети либо видоизменяют их, превращая в игру, либо быстро отвлекаются и не доводят дело до конца.

Развивается притязание на признание со стороны взрослого. Пока ребёнок мал, эта потребность выражается открыто. Ребёнок непосредственно взывает ко взрослому: «Смотри, как я ем! Смотри, как я делаю!» При этом малыш ожидает восхищения тем, как он ест, и тем, как он что-то делает.

Взрослый, как правило, не обманывает ожиданий ребёнка. Воспитание строится на формировании у него притязания на признание: «Ты молодец! Ты хорошо делаешь!». Так в повседневной жизни взрослые предъявляют к ребёнку определённые требования, и, чтобы быть признанным взрослыми, ребёнок стремится выполнить эти требования. Притязание на признание становится потребностью ребёнка, определяющей успешность его развития.

В раннем возрасте ребёнок хорошо усваивает своё имя. Имя человека одновременно представляет его индивидуальность другим и дарует её самому ребёнку. Имя отражает национальную принадлежность ребёнка, выступает как мерило его социальной защищённости, является решающим фактором в приобретении индивидуальности. Оно отличает ребёнка от других и одновременно указывает на его пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут принадлежать как мальчикам, так и девочкам). Ребёнок узнаёт своё имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Имя индивидуализирует ребёнка и одновременно идентифицирует его с определённой культурой.

Ребёнок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности [4]. Ребёнок отстаивает право на своё имя и протестует, если его называют другим именем.

Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя, к героям литературных произведений. В этом случае ребёнок острее переживает события, происходящие с тёзкой, заинтересованнее относится к его судьбе. Всё, что имеет отношение к имени ребёнка, приобретает для него особый, личностный смысл.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.