Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К возрасту 2-х месяцев кризисный период новорождённости заканчивается, и начинается период стабильного развития, который длится до исполнения малышу 1-го года – младенчество.






Ведущая деятельность младенческого периоданепосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину) или ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Объект этой деятельности – другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребёнком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживания, тормошения, объятий), звуков, слов.

О решающей роли общения в психическом развитии ребёнка убедительно свидетельствуют так называемые явления госпитализма.

Госпитализм - синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающий в результате отделения его от матери, а также ранней его институализации.

Признаками госпитализма являются потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими.

Явление госпитализма обнаружилось при изучении детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего поражала огромная смертность маленьких детей в приютах. Например, в 1678 г. в Венеции из 2000 детей, принятых в приют, в течение 10 лет осталось в живых только семь. Приюты получили печальное название «фабрики ангелов». Дети, оставшиеся в живых, имели выраженное отставание в физическом и психическом развитии: к трём годам они не умели есть, почти не говорили, были чрезмерно пассивны или, наоборот, возбуждены и агрессивны. Причины таких последствий долгое время искали в особенностях санитарно-гигиенического ухода, в неполноценном питании и небрежности врачей [2].

Большое значение для изучения госпитализма имели исследования Р. Шпица. Он проводил сравнительные наблюдения за развитием детей в одном из приютов и одновременно в яслях при женской тюрьме. Гигиенические условия, врачебное наблюдение, «наследственность» в приюте были лучше. Но дети из яслей имели единственное преимущество: за ними ухаживали их собственные матери. В тюремных яслях за два года не умерло ни одного ребёнка, в то время как в приюте из 91 ребёнка погибло 37%. Годовалые дети из приюта встречали незнакомых людей испуганным визгом или вели себя крайне навязчиво. К концу второго года дети становились пассивными, предпочитая лежать в постельках. Что касается ясельных детей, то основная проблема заключалась в том, как справиться с их нарастающей любознательностью и предприимчивостью.

Р. Шпиц объяснял подобные нарушения развития разрывом контактов с биологической матерью, подчёркивал глубину и необратимость искажений психического развития.

Российские педиатры и психологи причину госпитализма определили как дефицит общения. Были созданы научные основы воспитания детей раннего возраста в в общественных учреждениях и достигнуты успехи в искоренении

госпитализма путём направленной организации общения персонала с детьми с первых дней жизни.

Нельзя забывать, что симптомы госпитализма могут возникать при ранней разлуке (помещении ребёнка в больницу) и даже в семье. Так бывает, когда родные не уделяют ребёнку достаточно внимания и тепла, в ситуации социально-экономического неблагополучия или когда ребёнок оказывается по какой-либо причине, например из-за несоответствия его пола ожидаемому, психологически «не принятым» матерью [2].

В первом полугодии жизни потребность ребёнка во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется в ходе ситуативно-личностного общения, выполняющего функции ведущей деятельности.

Ребёнок особо выделяет и узнаёт свою мать, беспокоится при её уходе, позже (в 6 – 8 месяцев) – различает более широкий круг «своих» и «чужих». При приближении незнакомого взрослого четырёхмесячный ребёнок настораживается, внимательно всматривается в его лицо, широко открывает глаза, притормаживает движения, иногда у него возникает реакция страха.

В 7 – 10 месяцев ориентировочная реакция на новое лицо, сменяющаяся реакцией страха или познавательного интереса, является возрастной нормой. В этом возрасте ребёнок с готовностью включается в игровой контакт (игры в «ку-ку» и в «бросание игрушки»). В ситуациях общения ребёнок начинает использовать жесты (протягивать руки, показывая, что хочет на руки; тянуться руками к далёкому предмету, показывая своё желание получить его).

К концу первого года комплекс оживления закономерно исчезает. Теперь на незнакомое лицо ребёнок реагирует чаще не страхом, а робостью, стеснением, интересом. Важно, что отношение к взрослым избирательное и дифференцированное.

Во втором полугодии ребёнок начинает испытывать нужду в сотрудничестве, соучастии со взрослым, чтобы достичь желаемого при ограниченных возможностях. Общение приобретает форму ситуативно-делового взаимодействия [2]. К концу первого года ребёнок всё чаще призывает взрослого и обращается к нему за помощью. Желание быть принятым делает необходимым речевой контакт.

Становление предпосылок речи. Период от рождения до одного года - доречевой, подготовительный этап развития речи. Формируются речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание. Можно выделить развитие понимания чужой речи и развитие произносительной стороны речи.

Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов: крик, гукание, гуление, лепет [2]. Основная голосовая реакция новорождённого – крик (плач) как выражение отрицательных эмоций. Начиная с восьмой недели происходит дифференциация видов плача. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван (голод, боль в животе, ограничение движений или прекращение общения), о чём и догадывается мать.

В возрасте от 1, 5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание.

От 4 до 6 месяцев ребёнок издаёт протяжные гласные звуки, сочетания губных, язычных и гласных звуков («бааа», «мааа», «лааа» и др.) – это истинное, или певучее, гуление. Для гуления характерно прислушивание ребёнка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание.

В 6 – 7 месяцев появляется лепет – повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого, когда ребёнок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к нему и к самому себе.

Звуковые переклички взрослого и ребёнка складываются в рамках комплекса оживления. Если наблюдается задержка голосовых проявлений, нужно постараться помочь, стимулировать их появление «уроками звукоподражания». Взрослый, ласково, эмоционально-насыщенно обращаясь к малышу, предлагает ему в качестве образца звуки, начиная с тех, которые уже имеются в спонтанном репертуаре младенца; при этом малыш должен видеть лицо, рот, движения губ.

К 9 месяцам в условиях общения со взрослым наступает «расцвет» лепета, обогащение его новыми звуками и интонациями, воспроизведение мелодической стороны знакомых фраз, приветствий, восклицаний.

Общение со взрослым оснащается новыми средствами. Складывается так называемая автономная речь. Ребёнок начинает использовать устойчивые звукосочетания, интонационно-выразительные и по смыслу равные предложению, понять значение которых можно только ориентируясь на наличную ситуацию в целом. Малыш произносит: «Дай! Дай!», и учитывая его мимику, взгляд, направление ручек, мать «прочитывает» требование ребёнка. Это может быть: «Хочу скорее получить мою любимую кружку с соком» или же «Возьми меня на ручки». Достижения в самостоятельном произношении к концу первого года – от 5 – 6 до 10 – 30 лепетных слов.

Другая сторона развития речи – пассивное владение словом, понимание обращённой к нему речи. Пассивная речь опережает в своём развитии активную. Если в первые месяцы жизни речь взрослого воспринимается ребёнком как передача эмоционального состояния, то во втором полугодии складываются условия для ситуационного понимания обращённой к нему речи. В 9 месяцев ребёнок демонстрирует своё понимание словесных инструкций: обхватывает руками шею на предложение «Обними маму», отыскивает глазами настенные часы на вопрос «Где часики, тик-так?». Ответ (в виде поиска глазами названного предмета, выполнения-просьбы инструкции) - первоначальная форма понимания речи. К концу первого года ребёнок понимает и выполняет пять – десять обращений типа: «Дай ручку», «Принеси мяч».

Вторя половина младенчества характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребёнка, ребёнок из потенциального становится реальным субъектом общения. Следовательно, изменяется социальная ситуация общения. В её изменении – суть кризиса конца первого года жизни ребёнка.

В первом полугодии жизни (1-й подпериод младенчества) наиболее стремительными темпами развиваются сенсорные системы. Ярко проявляется закономерность опережающего развития сенсорики по сравнению с моторикой. Уже к 3 – 4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей. К этому возрасту ребёнок, как правило, свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с любой скоростью; способен длительно сосредоточиваться при разглядывании; совершает инициативные движенияглаз (активно ищет объект для рассматривания); правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (локализует звук в пространстве – поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука). Исследования показали, что младенцы хорошо различают цвета, формы, объёмы, весьма чувствительны к новизне. Формируются условно-рефлекторные реакции, в развитии которых важную роль играют зрительные и слуховые впечатления. Так, трёхмесячный ребёнок проявляет сосательный рефлекс не только в ответ на вложенную в рот грудь или соску, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком.

К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия детей – константность, правильность, предметность, системность. Появление этих свойств связано с частым перемещением детей в пространстве, благодаря чему они научаются видеть предмет под разными углами зрения, узнавать его в разных сочетаниях, с различного расстояния и под разнообразными углами зрения. Появляются первые сенсорные эталоны - постоянные образы окружающих предметов. С этими эталонами дети соотносят новые объекты, воспринимаемые в окружающем мире. Так как первые эталоны ещё не являются обобщёнными и отражают свойства конкретных предметов, они получили название «предметные эталоны» [7].

В течение первого года жизни активно развиваются не только восприятие и движения, но и память. Именно в это время формируются все генетические виды памяти – эмоциональная, моторная, образная, вербальная [18]. Эмоциональная память есть, по некоторым данным, уже у плода. У младенца этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. В 7 – 9 недель возникает и моторная память, ребёнок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают формироваться привычные жесты – начало будущих операций. В 4 месяца у детей появляется образная память (сначала в виде узнавания знакомых предметов), а в 8 – 9 месяцев – воспроизведение того, что ребёнок видел ранее. Как возникновению моторной памяти способствует организация движений, локомоций детей, так появление образной памяти существенно влияет на его общение и формирование мотивационной сферы. С развитием узнавания ребёнок начинает дифференцировать окружающих взрослых, узнавать приятных и неприятных людей. Дифференцируется и его реакция на них – оживление и улыбка на приятных сменяются плачем при виде неприятных лиц.

Развитие воспроизведения стимулирует появление первых мотивов, или, как их называет Л.И. Божович, мотивирующих представлений ребёнка, которые способствуют становлению его личности, развитию независимости от окружающей среды. Если раньше взрослый мог регулировать поведение ребёнка, изменяя ситуацию, убирая, например, неприятные объекты и предлагая ребёнку приятные, то теперь, с появлением воспроизведения, ребёнок меньше зависит от окружающих условий, так как у него появляются устойчивые желания, связанные с объектами или ситуациями, которые сохранились в его памяти. Так возникают постоянные побуждения, или мотивы, направляющие деятельность ребёнка.

Развивается и мышление младенцев. К концу первого года жизни у детей появляется ручной интеллект, или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых самостоятельных движений, локомоций ребёнка. Большое значение имеет и развитие ориентировки – реакции на новые предметы, стремление их обследовать. Недаром А.В. Запорожец, исследовавший познавательное развитие в первые годы жизни, подчёркивал, что различные психические процессы являются, по сути, разными видами ориентировки в окружающем мире. Так, восприятие, по его мнению, представляет собой ориентировку в свойствах и качествах предметов, мышление – в отношениях и связях между ними, а эмоции – в их личностном смысле. Поэтому время, в течение которого ребёнок обследует новый предмет, а также количество анализаторов, которые участвуют в этом процессе, – это важный показатель интеллектуального развития младенца. Чем дольше ребёнок рассматривает новую игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень [20].

Формирование «Я-концепции» у ребёнка на самом первом этапе его развития происходит под влиянием общения со взрослыми: [39].

1) Первые два месяца жизни у ребёнка нет грани между собой и миром. Затем появляется осознание своего тела (в 3 – 8 месяцев).

2) Подражание окружающим людям и изучение норм поведения начинается с 6 месяцев.

3) Внешний «Я-образ» (узнавание себя в зеркале, на фотографии) формируется с 8 месяцев.

К концу первого года ребёнок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Ходьба даёт возможность отделения ребёнка от взрослого, превращения ребёнка в субъект действия. В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития. Появление первых слов, имеющих характер указательного жеста, понятным только близким (но понятных), представляет новый прогрессивный способ общения со взрослым.

По мнению Л.И. Божович, к числу важнейших новообразований младенчества относится появление так называемых мотивирующих представлений. Это всплывающие в памяти ребёнка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности. Возникновение мотивирующих потребностей превращает ребёнка в субъект действия [40].

Кризис одного года. Кризис одного года также остаётся малоизученным. С одной стороны, этот кризис проходит в семье, но проявляется вне её в каком-либо воспитательном учреждении, с другой – этот кризис, по терминологииД.Б. Эльконина, относится к числу «малых», он разделяет два периода одной эпохи – младенчество и ранний возраст [7].

Л.С. Выготский связывает кризис одного года с возникновением автономной речи и отчасти – с появлением самостоятельной ходьбы. Кроме того, выделяются также и особые аффективные состояния. Кроме того, выделяются также и особые аффективные состояния. Появление автономной детской речи приводит к изменению отношения ребёнка к среде, тем вызывая к жизни новую ситуацию развития. Выготский указывает на то, что ходьба, возникая в один год, остаётся, совершенствуется, а автономная речь исчезает, замещаясь речью социальной. Тот факт, что в данном случае мы имеем дело с вскоре исчезающим, «летучим» образованием, даёт Выготскому основание именно автономную речь выделять в качестве ключевого кризисного новообразования, характеризующего переходный период.

Л.С. Выготский датирует начало кризиса одного года 10 месяцами, когда наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание. До этого момента психическая жизнь младенца характеризуется господством аффектов, наиболее примитивных при неразвитости остального психического аппарата. К концу первого года жизни мы сталкиваемся впервые с появляющимся у ребёнка «аффектом собственной личности – первой ступенью в развитии детской воли». Таким образом, описывая кризис одного года, Выготский выделяет в качестве центрального новообразования речь и указывает на динамику в области аффективной сферы [41].

При описании поведенческих симптомов кризиса одного года всегда указывают на яркие эмоциональные взрывы, проявляющиеся в том, что ребёнок, требуя желаемого, громко кричит, может броситься на пол, плакать, топать ногами. Эти реакции объясняются тем, что с возникновением автономной речи появляются «трудности взаимного понимания». Ребёнок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, заливается слезами, бросается на пол. Ребёнок обнаруживает собственное желание, становится его субъектом; появляется Я желающий [42].

Наиболее важным приобретением первого года жизни становится способность действовать под влиянием не только непосредственно воспринимаемых объектов и ситуаций, но и под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений. Это приводит к тому, что ребёнок, побуждаясь образом, всплывающим в памяти, настойчиво стремится к предмету своей потребности, обнаруживая в этих ситуациях (предмет потребности остаётся вне досягаемости) капризы и иные симптомы.

Прямое подавление потребностей, связанных с мотивирующими представлениями, становится причиной фрустрации ребёнка, обусловливающей всевозможные негативные формы поведения. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желание ребёнка выполнимы, потому что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребёнок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность [25].

Чаще всего появление сильных аффектов у ребёнка связано с определённым стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае [25].

Итак, у ребёнка к одному году формируется немало новых умений.

К 12 месяцам большинство детей весят втрое больше, чем при рождении. На первом году жизни девочки, как правило, весят меньше, чем мальчики.

В среднем, более половины годовалых младенцев уже стоят без поддержки и пробуют ходить. Однако возраст, когда дети начинают ходить свободно, сильно различается в зависимости от индивидуального развития и социокультурных факторов. Умение стоять и ходить обеспечивает ребёнку новую визуальную перспективу.

Дети в 12 месяцев обладают развитой способностью к манипулированию или активному перемещению компонентов среды в пространстве. Они умеют отодвигать задвижки, открывать ящики, перетаскивать игрушки и перекручивать электропроводку. Пинцетный зажим – недавно приобретённый ими способ брать мелкие предметы, зажимая их между большим и указательным пальцами, позволяет подбирать травинки, волоски, спички, мёртвых насекомых. Они способны сами включать телевизор или плиту, могут залезать в кухонные шкафы, открывать окна, засовывать мелкие предметы в розетку, поэтому их исследовательскую активность необходимо ограничивать определёнными рамками.

В этом возрасте дети, как правило, умеют играть и могут «прятаться», закрывая глаза руками. Они играют со взрослыми в мяч, перекатывая его друг другу. Часто достигают упорством того, на что у них ещё не хватает сноровки. Многие дети к 12 месяцам начинают самостоятельно есть ложкой и пить из собственной кружечки, крепко держа её обеими руками. Хотя они едят ещё не очень аккуратно, это важный шаг на пути к развитию автономии ребёнка.

Моторное развитие младенца стимулируется тем интересным и неизвестным ранее, что он видит и слышит. В свою очередь, исследование горизонтов мира с помощью новых умений способствует дальнейшему когнитивному и перцептивному развитию ребёнка [1].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.