Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дошкольный возраст






Дошкольный возраст (период с 3 до 7 лет) является периодом овладения социальным пространством через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Дошкольный возраст приносит ребёнку новые принципиальные достижения.

В этот период ребёнок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением всё большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.

В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребёнок о постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п. Одновременно ребёнок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему ещё предстоит овладеть в более позднем возрасте.

Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от неё, ребёнок учится принятым позитивным формам общения, уместных во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему. Ребёнок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации.

В этот период продолжает бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память.

Возникающее неудержимое, естественное для данного периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребёнку чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребёнок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти моменты ребёнок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и др.), он с упоением воспроизводит известное. Весь период детства с трёх до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками – периодами стереотипного воспроизведения достигнутого [4].

В дошкольном возрасте интересы ребёнка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребёнок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: ребёнок – взрослый (обобщённый, общественный)» [2]. Общественный взрослый – это носитель общественных функций, т.е. водитель, продавец, воспитатель, мама вообще.

Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, - феномен «Я сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребёнка и «нельзя» взрослого. Ребёнок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Однако современный мир слишком сложен, и прямое, непосредственное участие ребёнка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно.

Противоречие разрешается в особом виде деятельности дошкольника – в игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребёнок берёт на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию.

Игра имеет социально-историческое происхождение. В первобытном родовом обществе, где ребёнок был прямо приобщён к труду взрослых, ролевые игры отсутствовали.

Игра выполняет функцию преодоления разрыва межпоколенной связи, передачи межпоколенного опыта. В историческом прошлом человечества игра прежде всего выполняла социализирующую функцию, помогая освоить чётко очерченное поле «готовых» смыслов деятельности. В современном сложном обществе смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны. Происходит расширение функций игры: в игре реализуется «проблематизация» нормативных образов взрослости, разворачивается активное экспериментирование с образами социальных отношений. Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путём её воспроизведения; игра представляет собой тип символико-моделирующей деятельности [2]. Как модель игра содержит в себе «культурный код» детского развития. (В.П. Зинченко).

Игра – эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает ребёнка целиком. Мотив игры лежит в самом игровом процессе; формула мотивации игры – не выиграть, а играть.

Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра [2].Сюжетно-ролевая игра глубоко и всесторонне изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Ф.И. Фрадкиной и др.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение [4].

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяются для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребёнок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста [4].В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами заместителями ребёнок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребёнка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения (Мухина). В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли – именно эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своём воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.

Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней малыш приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками [4]. Захватывая ребёнка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Л.С. Выготский указывал, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали.

Продуктивныевиды деятельности ребёнка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребёнок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой и т. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребёнок – шофёр, он везёт блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции могут распределяться между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее (в младшем школьном возрасте) станет ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, малыш незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре, отношение взрослых к учению постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребёнка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи [4].Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Если ребёнок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им. Необходимость объясняться в игровом процессе со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребёнка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведёт к коренной перестройке всех психических функций ребёнка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности (предмет человеческой культуры, имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка, выступающая в качестве условной копии реального предмета; полифункциональный предмет из природных материалов или созданный человеческой культурой и др.), выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета концентрирует внимание ребёнка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Тем самым открывается ещё один путь познания. Кроме того, предмет-заместитель (знак отсутствующего) опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание. В игре ребёнок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету[4].

Игра ведёт к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать действие, входящее в процесс общения [4].

С расширением кругозора старшие дошкольники черпают сюжеты для игр из книг, мультфильмов, фильмов (например, игры в космические войны).

Направлением детской ориентировки могут быть и самые тёмные стороны действительности, и самая низменная и преступная мотивация. В одной из телесюжетов была показана игра двух детей с нелёгкой судьбой, находившихся в тот момент в приёмнике-распределителе. Их любимая игра – игра «в рэкетиров». Мальчик и девочка запирали, «пытали» жертву (куклу), добиваясь «возврата долга» [7].

История становления координации игровых взаимодействий на протяжении раннего и дошкольного детства включает несколько этапов: игра-наблюдение; параллельная игра – игра рядом, но не вместе; игра-сотрудничество; совместная, коллективная игра.

Учитывая огромное значение детской игры, не может не вызывать тревоги тот факт, что в современном обществе игра находится в кризисном состоянии. Современные родители равнодушно, а часто неодобрительно относятся к детской игре как к несерьёзному, неполезному занятию. В стремлении ускорить детское развитие, интенсифицировать его происходит вытеснение свободных игр детей обучающими занятиями. Проблемны и сами условия существования игры в детском сообществе. Однодетность семьи, ограничение прогулок общением с родителями создают препятствия для разворачивания игры как совместной деятельности детей. А жёсткая возрастная стратификация детей в детских садах и школах (группы трёхлетних, четырёхлетних детей и т.д.) приводит к нарушению традиций передачи игрового опыта.

Познавательное развитие и общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно-образное мышление. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребёнка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.