Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бихевиористская теория Д. Уотсона о формировании поведения ребенка.






 

Бихевиористская теория Дж. Уотсона

Данные об экспериментальном формировании поведенческих реак-

ций были использованы психологами-бихевиористами. Дж. Б. Уот-

сон (1878—1958), автор манифеста нового направления ≪ Психо-

логия с точки зрения бихевиориста≫, считал, что психология должна

...

стать точной и достоверной наукой, поэтому необходимо изучать

поведение человека, открытое и доступное наблюдению и измере-

нию1. В классическом бихевиоризме схема ≪ стимул — реакция≫

(S — R) рассматривается как механизм образования новых форм

поведения и считается достаточной для описания процесса образо-

вания поведенческого акта любой сложности. Главная детерминан-

та, определяющая направление психического развития ребенка, —

это воздействия окружающей среды.

Чтобы доказать это положение, Уотсон обратился к изучению

поведения младенцев и пришел к выводу, что ребенок может быть

рассмотрен как ≪ живой кусочек мяса, способный давать небольшое

число простых реакций≫ 2. Он исходил из того, что у человеческих

детенышей всего три врожденные формы поведения (реакции): гнев

(в ситуации ограничения движений новорожденного), страх (при

потере опоры или при резком звуке удара молотка по стальному

бруску), любовь (проявления удовольствия у ребенка вызываются

поглаживаниями, похлопываниями). Постепенно над этими ин-

стинктивными реакциями надстраиваются условные реакции, и

возникает расширяющийся поток поведения. Из всех возможных

реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют наи-

лучшей адаптации к условиям жизни

 

Уотсон экспериментально показал, как на основе безусловного

реагирования у ребенка может возникать реакция страха на новый

стимул. Одиннадцатимесячному мальчику, известному в истории

психологии под именем ≪ Маленький Альберт≫, который сначала не

испытывал страха перед крысой, стали показывать белую крысу (ус-

ловный стимул), сопровождая демонстрацию громким ударом в

гонг (безусловный стимул) за его спиной. Несколько повторений

громкого звукового сигнала в сочетании с показом крысы привели к

тому, что, как только показывали животное, мальчик начинал пла-

кать и стремился скрыться, что свидетельствовалоо выработке ре-

акции сильного страха (обусловленной реакции). К тому же реак-

ция страха у Альберта распространилась на множество предметов-

стимулов, в чем-то сходных с крысой, включая кролика, шубу, вату,

белые волосы и бороды. (Такой способ объективного эксперимен-

тального подхода к исследованию детской психики, без учета воз-

можных негативных последствий, вызвал широкую критику. Позже

были разработаны этические нормы поведения психологических

исследований и поставлен вопрос о соблюдении психологом профес-

сиональных этических принципов1.)

Исходя из результатов экспериментов с младенцами, бихевио-

ристы подчеркивали важность особой организации среды (стимуля-

ции), чтобы контролировать поведение ребенка, предсказывать воз-

можные реакции, вызывать желательные формы поведения и

избегать появления и закрепления неподходящих (страхов, капри-

зов, избалованности).

Уотсон мечтал о глубокой разработке научного подхода к воспитанию и писал

об этом в свойственной ему радикальной манере: ≪ Человечество, несомненно,

значительно улучшилось бы, если бы могло приостановить лет на двадцать рожде-

ние детей (кроме детей, воспитываемых с экспериментальными целями) и посвя-

тить эти годы интенсивному изучению законов развития детей, а затем на основе

приобретенных знаний начать новое воспитание, более научное и более совершен-

ными методами≫.

В работе ≪ Психологический уход за ребенком≫ Уотсон наметил

некоторые условия, которые помогут воспитать физически и психо-

логически здоровых детей. Прежде всего речь идет о жестком режи-

ме дня, о наличии специальной комнаты для ребенка, в которой его

можно было бы оградить от воздействия неподходящих стимулов, а

также о дозированности в проявлениях нежности и любви по отно-

шению к ребенку (дабы избежать позиции снисходительности у

взрослого и ощущения вседозволенности у детей).

Уотсон категорически заявлял о приоритетной силе воздействия

окружения на формирование определенной, строго заданной моде-

ли поведения у всех людей. Он говорил, что из дюжины нормаль-

ных, здоровых младенцев при направленной организации среды

можно вырастить кого угодно: или абсолютно одинаковых людей, с

одинаковыми вкусами и поведением, или каждого сделать специа-

листом в отдельной области — врачом, торговцем или вором.

Таблица 9

Бихевиоризм Дж. Уотсона

Эсновной предмет

исследования

Методы исследования

Эсновные понятия

Внешне наблюдаемое, доступное наблюдению и из-

мерению поведение человека

Наблюдение, экспериментальное научение

Поведение, безусловная реакция, безусловный сти-

мул, обусловленный стимул, обусловленная реакция

Основные идеи Фокус анализаперемещен с гипотетических внутрен-

них причин на влияние внешнего окружения. Зави-

симость поведения от воздействия внешних, социаль-

ных факторов-стимулов: базовая схема ≪ стимул —

реакция≫. Огромная роль научения, прошлого опы-

та: научение=развитие

Факторы развития

Ценное

Направления критики

Социальный фактор, научение

Оптимизм в отношении возможностей обучения че-

ловека, привлечение внимания к условиям среды

— Принципиальный отказ и полное игнорирование

внутренних (психологических) факторов поведения

— Игнорирование специфики собственно человече-

ского развития, поиск общих закономерностей пове-

дения всех живых организмов

— Механистичность представлений о человеке

— Пассивный характер обучения — человек как

≪ объект≫ воздействия

— Невозможность объяснить формирование действи-

тельно нового поведения

Центральный вывод классического бихевиоризма состоит в сле-

дующем: развитие психики происходит при жизни ребенка и зависит

в основном от социального окружения. Главное внимание в иссле-

дованиях детского развития уделялось изучениюусловий, способст-

вующих или препятствующих научению, т.е. образованию связей

между стимулами и возникающими на их основе реакциями. Среда

рассматривалась как непосредственное физическое окружение ре-

бенка, как обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных

ситуаций; ситуации состоят из наборов различных стимулов, кото-

рые, в свою очередь, могут и должны быть разложены на цепочки

раздражителей. Внешние, средовые воздействия (наборы стиму-

лов), таким образом, определяют содержание поведения ребенка и

характер его развития.

Механизм классического обусловливания до настоящего време-

ни считается одним из основных в психическом развитии человека,

но действие его ограничено лишь некоторыми, не самыми сложны-

ми формами поведения. Классическое обусловливание приводит к

формированию респондентного поведения, т.е. к образо-

ванию характерных ответных реакций на известный стимул, всегда

предшествующий во времени (например, укол иголкой — отдерги-

вание руки).

Слабость позиции Уотсона в том, что при классическом обу-

словливании происходит связывание уже имеющихся в репертуаре

индивида реакций и новых стимулов. Научение сложным навыкам,

требующим активности самого человека (таким, как речь, решение

математических задач или игра на музыкальном инструменте), объ-

яснить с точки зрения классического обусловливания весьма затруд-

нительно. Выяснение вопроса о том, как же возникают совершенно

новые для индивида формы поведения, потребовало разработки

новых моделей научения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.