Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подход А. Гезелла к научному изучению психического развития в детстве.






известный американский психолог А. Гезелл

(1880—1971) проводил лонгитюдное изучение психического раз-

вития детей с рождения до подросткового возраста с помощью по-

вторяющихся срезов1. Он сделал весомые шаги к тому, чтобы по-

ставить изучение проблем развития маленьких детей на научную ос-

нову, проследить фазы развития отдельных слагаемых поведения от

рождения до подросткового возраста.

Гезелла интересовало, как изменяется детское поведение с воз-

растом, он хотел составить примерный временной график появле-

ния конкретных форм психической активности, начиная с двига-

тельных умений ребенка, его предпочтений в занятиях, включая и

интеллектуальные интересы.

 

Сам Гезелл называл свой метод исследования ≪ биографически-

лабораторным≫. В созданном им центре (лаборатории) использо-

валась специальная аппаратура для объективной регистрации

(фото- и киносъемки) моторики, речи, социального взаимодейст-

вия детей, применялось стекло с односторонней проницаемостью

(≪ зеркало Гезелла≫). Он стремился приблизить условия наблюде-

ния к естественным условиям жизни ребенка. В специально обору-

дованной экспериментальной комнате ребенку предоставлялась

возможность выбрать род занятий — игра с песком или с водой,

приготовление еды, подвижные игры (в одиночку или в общении с

другими детьми). Диагносты и консультанты могли понаблюдать за

характерными способами поведения ребенка, а не ориентироваться

только на сообщения родителей.

Гезелл также использовал метод сравнительного изучения раз-

вития близнецов, развития в норме и патологии (например, у сле-

пых детей). В результате им был составлен Атлас поведения мла-

денца из 3200 фотографий, тщательно описана феноменология

развития (роста) детей до 16 лет, выведены показатели норм разви-

тия в отношении моторики, речи, поведения. Система тестов Гезел-

ла составила основы практической диагностики психического разви -

тия ребенка в рамках нормативного подхода.

Согласно теории созревания Гезелла, существует врожден-

ная тенденция к оптимальному развитию: ≪ Врожден-

ная тенденция к оптимальному развитию настолько неискоренима,

что ребенок полной горстью черпает все, что он находит полезного

кругом себя, и страдает в гораздо меньшей степени, чем можно

было бы ожидать, от нашего невежества≫ 1.

Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят

ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности.

Выявленные Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом

развития, количественным ≪ приростом поведения≫. Сфор-

мулированный Гезеллом общий закон развития гласит, что темп

психического развития наиболее высок и достижения наиболее зна-

чительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка проис-

ходит замедление, затухание скорости развития. Периодизация воз-

растного развития (роста) Гезелла предлагает расчленение детства

на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа

роста: от рождения до 1 года — наиболее высокий ≪ прирост≫ пове-

дения, от 1 года до 3 лет — средний и от 3 до 18 лет — низкий темп

развития. В центре научных интересов Гезелла было именно раннее

детство — до трехлетнего возраста. Гезелл рассматривал развитие

ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологиче-

ских факторах созревания организма.

 

Критикуя позицию Гезелла, Л.С. Выготский называл ее ≪ ульт-

рабиологизмом≫ и ≪ эмпирическим эволюционизмом≫, когда соци-

альное полностью растворяется в биологическом, когда весь ход

детского развития подчиняется вечным законам природы1.

Таблица 4

Основной предмет исследования

 

Содержание и темпы психического развития ребенка от рождения до полового созревания

 

Методы

Исследования Наблюдения (в специально оборудованном помещении,

с кино- и фоторегистрацией), тесты, опросы родителей;

лонгитюд; сравнение развития близнецов, здоровых де-

тей и больных

 

Основные понятия Созревание, развитие, прирост поведения, последова-

тельность развития, скорость роста (развития)

 

Основные идеи Зависимость психического развития (всех его компо-

нентов — от моторики до личности) от созревания

нервной системы, неравномерность темпа психического

развития, замедление темпа на протяжении детства. Необходимость контроля за развитием

 

 

Факторы развития Биологический фактор, генетически заданное созревание преформизм)

 

 

Ценное Внедрение новых методов, методик и оборудования для

проведения психологических исследований. Мощная эм-

пирическая база. Основательность и тщательность в

описании феноменологии детского развития. Привлече-

ние внимания к важности процессов созревания. Со-

здание нормативов моторного развития

 

Направления

критики

Акцентирование биологической основы развития —

≪ эмпирический эволюционизм≫ (ЛС. Выготский); аб-

солютизация нормативов, перенос данных, полученных

на детях среднего класса, на все остальные

 

13. Теория трех ступенейв развитии ребенка К. Бюлера.

К. Бюлер известен как автор преформистской теории трех

ступеней в развитии ребенка. Каждый ребенок в своем развитии

закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эво-

люции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект.

 

Биологический фактор (саморазвитие психики, саморазвертыва-

ние) рассматривался им как основной. Бюлер настаивал на биоло-

гической обусловленности развития в детстве, на наследственной

природе способностей, однако подчеркивал, что без упражнения

природные задатки не раскроются в полной мере.

 

Инстинкт — низшая ступень развития; наследственный фонд

способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь

в определенных стимулах. Инстинкты у человека — расплывчатые,

ослабленные, расщепленные, с большими индивидуальными разли-

чиями. Набор готовых инстинктов у ребенка (новорожденного)

узок — крик, сосание, глотание, защитный рефлекс.

 

Дрессура (образование условных рефлексов, прижизненно

складывающиеся навыки) дает возможность приспособиться к раз-

личным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и нака-

зания, или на успехи и неудачи. Детская игра, по Бюлеру, — естест-

венное продолжение игры у животных, возникает на данной стадии.

 

Интеллект — высшая стадия развития; приспособление к си-

туации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания

проблемной ситуации. Бюлер всячески подчеркивает ≪ шимпанзепо-

добность≫ поведения детей первых лет жизни. Типичное изменение

поведения при решении интеллектуальных задач высшими обезья-

нами и детьми: при предъявлении новой задачи испытуемый де-

монстрирует волнение и осуществляет беспорядочные пробы. ≪ Ага-

реакция≫, ≪ ага-переживание≫, мгновенное схватывание сути вещей

и отношений трансформирует поведение, которое превращается в

спокойное, упорядоченное решение задачи. При повторении ситуа-

ции решение находится сразу.

 

При переходе от одной стадии развития психики к другой разви-

ваются и эмоции, причем происходит смещение удовольствия от

конца деятельности к началу. Эволюционно раннее соотношение

действия и эмоции таково: сначала действие, а потом удовольствие

от его результата. Далее действие сопровождается функциональным

удовольствием, т.е. удовольствием от самого процесса. И наконец,

представление (предвосхищение) удовольствия предшествует собст-

венно действию.

Центральным для Бюлера было изучение мышления, роли твор-

чества в психическом развитии. Так, он предложил теорию развития

речи у ребенка как процесса ее изобретения, придумывания ребен-

ком в процессе общения со взрослым.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.