Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория рекапитуляции С. Холла






Однако в свое время принцип рекапитуляции оказал значитель-

ное влияние на идею развития в психологии1. Под ее влиянием аме-

риканский ученый С. Холл (1844—1924) создал первую цельную

теорию психического развития в детстве.

Холл занялся изучением детской психики, отвечая на общест-

венный запрос по реорганизации школы и системы воспитания в

США. Для этого он использовал метод анкетирования, разработав

опросники для учителей, родителей и самих детей-подростков. Уче-

ного интересовало, как дети представляют себе окружающий мир,

какие чувства испытывают в различных ситуациях, каковы их ран-

ние воспоминания, как они относятся к другим людям.

Холл собрал и статистически обработал тысячи анкет. Он так-

же анализировал детские игры, страхи, речь, сравнивал рисунки

современных ему детей и древнюю наскальную живопись. На ос-

новании всех этих материалов он попытался ≪ реконструировать≫

целостную картину психической жизни детей разных возрастов,

использовав упомянутый выше принцип рекапитуляции. Холл об-

наружил черты сходства в развитии конкретного ребенка и в

развитии человечества в прошлые эпохи (в социогенезе). Игры

детей онистолковывал как атавизм, остаточное явление, ожива-

ние прошлого в настоящем. Так, игры с песком — это возврат

к пещерной стадии в истории человечества, к периоду перво-

начального собирательства и выкапывания корней. Игры детей

5—12 лет напоминали Холлу охотничьи инстинкты первобытных

1 См.: Выготский Л.С. Биогенетический принцип в психологии // Большая со-

ветская энциклопедия. М., 1936. Т. 6. С. 275 — 279.

38 Раздел второй. Историческое становление возрастной психологии

людей; игры подростков соотносились им с воспроизведением об-

раза жизни индейских племен, стадией обмена.

По мнению Холла, последовательность стадий психического

развития заложена генетически (преформирована); биологический

фактор, созревание инстинктов — основной в детерминации смены

форм поведения. Отсюда был сделан закономерный вывод для пе-

дагогической практики: поскольку отменить врожденные предрас-

положения невозможно, нужно создать условия, чтобы ребенок без

задержек прошел от анимистической стадии до стадии, соответст-

вующей развитию современного человечества, и ≪ изжил≫ все пере-

житки прошлого. Этот переход от одной стадии детства к другой по-

могают осуществить игры характерного, заданного рекапитуляцией,

содержания. Так биогенетические представления стали теорети-

ческой основой скаутинга как системы воспитания детей и под-

ростков.

С. Холлу принадлежит идея создания педологии — специ-

альной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ре-

бенка из других научных областей (педагогики, медицины, биоло-

гии, социологии и т.д.) Педология активно развивалась в течение

нескольких десятилетий, ориентируясь на практические нужды сис-

темы образования.

Таблица 3

Теория рекапитуляции С. Холла

Основной предмет

исследования

Поиск закономерностей психического развития ребенка

Методы

исследования

Анкетирование, сравнение рисунков детей и первобыт-

ных людей, анализ игр, страхов

Основные понятия Рекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология

Основные идеи Психическое развитие ребенка кратко воспроизводит со-

циогенез человечества; выделены периоды (этапы) сме-

ны форм поведения детей в генетически заданной по-

следовательности

Факторы развития ] Биологический фактор, созревание инстинктов

Направления

критики

Близость метода исследования к интроспекции, поверх-

ностность аналогий, мифологичность, чересчур широкие

обобщения

Ценное Постановка проблемы взаимосвязи между историческим

и индивидуальным развитием человека — первая став-

шая известной теория психического развития в детстве

Глава III. Возникновение возрастной психологии... 39

Собственно концептуальные положения Холла вызвали критику

многих психологов, которые подчеркивали, что сам его метод сбора

данных был субъективен, аналогии между эволюцией общества и

индивидуальным развитием поверхностны и несостоятельны; отно-

шения ребенка с окружающей действительностью принципиально

отличаются от борьбы за существование взрослого первобытного че-

ловека.

Однако теория С. Холла стала первой широко известной кон-

цепцией детского развития, пробудившей интерес и у других иссле-

дователей1. Значение работ Холла состоит в том, что это был поиск

закона, логики развития; была сделана попытка показать, что меж-

ду историческим, социальным и индивидуальным развитием чело-

века существует определенная взаимосвязь, установление точных

параметров которой до сих пор остается задачей для ученых.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.